ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-66/19 от 13.11.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело а-66/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 13 ноября 2019 г.

Кировский областной суд в составе:

судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области о ликвидации Региональной общественной организации Вятский казачий округ и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

выслушав объяснения представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области Русских Н.Н., представителя административного ответчика Региональной общественной организации Вятский казачий округ Воробьева А.Б.,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области (далее - Управление Министерства юстиции, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Региональной общественной организации Вятский казачий округ и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, указывая на допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе документарной проверки в период с 3 по 28 апреля 2017 года. По результатам проверки вынесено письменное предупреждение от 28 апреля 2017 г. за № 00504317-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 13 октября 2017 г. включительно. 27 октября 2017 г. в адрес организации было направлено повторное предупреждение за №01834317-П со сроком исполнения до 15 марта 2018 г. по тем же основаниям, срок исполнения повторного предупреждения от 27 октября 2017 г. продлевался до 1 октября 2018 г. Повторное предупреждение было исполнено частично. 4 октября 2018 г. за неисполнение предупреждений от 28 апреля 2017 г. № 00504317-П и от 27 октября 2017 г. № 01834317-П Управлением было внесено представление № 00014318-ПР со сроком исполнения до 20 ноября 2018 г. включительно. В связи с тем, что представление от 4 октября 2018 г. № 00014318-ПР не исполнено, 17 декабря 2018 г. решением Управления деятельность организации была приостановлена на срок пять месяцев. Решение Управления о приостановлении деятельности организации не обжаловалось. На основании абзацев 3 и 4 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, просит ликвидировать Региональную общественную организацию Вятский казачий округ и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области Русских Н.Н. в судебном заседании поддержала доводы и требования административного искового заявления.

Атаман Региональной общественной организации Вятский казачий округ Воробьев А.Б. с иском не согласен, пояснил, что фактически организация осуществляет деятельность в качестве казачьего общества, при регистрации Устава организации допущена ошибка и организация ошибочно зарегистрирована в качестве общественной организации (общественного объединения). Считает, что после регистрации Устава в новой редакции организация сможет продолжить деятельность в качестве казачьего общества.

Представитель административного соответчика Межрегиональная общественная организация «Уральское казачье войско» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по юридическому адресу, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административного соответчика и заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также Федеральный закон № 82-ФЗ).

Согласно положениям статьи 5 Федерального закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В силу статьи 7 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статья 29 Федерального закона № 82-ФЗ обязывает общественные объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Названный Федеральный закон в числе прочего устанавливает ответственность общественного объединения за нарушение законодательства Российской Федерации, одной из мер которой является его ликвидация по решению суда (часть первая статьи 26).

Как следует из материалов дела, решение о государственной регистрации Региональной общественной организации Вятский казачий округ (далее также – организация) в качестве юридического лица принято Управлением Министерства юстиции 5 июля 2004 г.

1 февраля 2003 г. Управлением Федеральной налоговой службы России по Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1044300003032.

Организация действует на основании Устава Региональной общественной организации Вятский казачий округ, принятого Кругом (Конференцией) Организации 19 апреля 2008 г. (далее – Устав) (л.д. 41-45).

В отношении организации в период со 3 по 28 апреля 2017 г. Управлением Министерства юстиции проводилась плановая документарная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения действующего законодательства, вынесено письменное предупреждение от 28 апреля 2017 г. за № 00504317-П об устранении нарушений действующего законодательства со сроком исполнения до 13 октября 2017 г. включительно. Выявленные нарушения в деятельности организации были изложены в вынесенном предупреждении. Копия предупреждения получена атаманом Воробьевым А.Б. 29 ноября 2017 г.

Воробьев А.Б. в качестве атамана организации привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (неисполнение предупреждения) на основании решения мирового судьи судебного участка №66 Октябрьского судебного района г. Кирова от 6 декабря 2017 г. Решение вступило в законную силу и исполнено.

27 октября 2017 г. в адрес организации было направлено повторное предупреждение за №01834317-П со сроком исполнения до 15 марта 2018 г. по тем же основаниям. На основании ходатайства от 4 апреля 2018 г. срок исполнения повторного предупреждения от 27 октября 2017 г. продлевался до 1 октября 2018 г.

Повторное предупреждение было исполнено в части: исключено из членов организации Станичное казачье общество «станица «Святская» и частично проведен учет членов организации - физических лиц, позволяющий обеспечить их равноправие как членов организации.

4 октября 2018 г. за неисполнение предупреждений от 28 апреля 2017 г. № 00504317-П и от 27 октября 2017 г. № 01834317-П в руководящий орган организации Управлением было внесено представление № 00014318-ПР со сроком исполнения до 20 ноября 2018 г. включительно.

В связи с тем, что представление от 4 октября 2018 г. № 00014318-ПР не исполнено, 17 декабря 2018 г. решением Управления деятельность организации была приостановлена на срок пять месяцев.

Вынесенные Управлением предупреждения, представление, а также решение о приостановлении в судебном порядке не обжаловались.

Исходя из положений статьи 26 и абзацев 3 и 4 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации. основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов или иных нормативных правовых актов, либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Подпунктами 3 и 6 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

Из материалов дела следует, что в ходе деятельности организацией допущены следующие нарушения норм действующего законодательства и положений Устава.

В нарушение абзаца 3 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ организация не публиковала отчеты об использовании своего имущества за 2015 - 2016 годы и не обеспечивала доступность ознакомления с указанными отчетами.

Суд критически относится к доводам представителя административного ответчика об опубликовании данных отчетов на личной странице Воробьева в сети Интернет, поскольку доказательств, подтверждающих опубликование отчетов, суду не представлено. Кроме того, соотнесение личной страницы в социальной группе физического лица Воробьева Александра и общественной организации не осуществлено, что не обеспечивает доступность ознакомления с данными отчетами.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» понятие «казачье общество» было закреплено, как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ) казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательств по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы и не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Как установлено судом, организация является общественной организацией и действует на основании Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Таким образом, в нарушение действующего законодательства Устав организации содержит положения, касающиеся обязательств по несению государственной или иной службы (абзац 6 п. 1.2, абзацы 5, 9, 10, 12 пункта 3.1, абзац 5 пункта 3.2, абзацы 8, 9 пункта 4.6, абзац 7 пункта 5.12, раздел 6 Устава), структуры организации (пункты 1.1, 1.2 и 2.1 Устава), понятие «казачье общество».

Отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации:

1. Положения пунктов 1.1 и 2.1 Устава не соответствуют действующему законодательству, поскольку предусматривают создание структурных подразделений с возможностью приобретения статуса юридического лица, в границах сельских поселений, образование которых не предусмотрено законодательством Кировской области, в частности Законом Кировской области 7 декабря 2004 г. № 284-30 «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения», пункт 2.5 Устава противоречит законодательству в части установления границ, в пределах которых действуют структурные подразделения организации.

2. Указанные в пункте 1.2 Устава цели организации противоречат положениям пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 3 части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», в соответствии с которыми в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества создаются некоммерческие организации в организационно-правовой форме - казачье общество.

Правовые основы создания и функционирования общественных организаций регулируются специальным законом Федеральным законом № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а деятельность российского казачества специальным законом - Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».

Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. В соответствии с этой же статьей казачье общество - это форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 (в ред. от 30 апреля 2009 г.) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» установлено, что граждане относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ.

Содержание данных правовых норм свидетельствует о том, что формой самоорганизации казаков являются казачьи общества.

Положения названного Закона и Указа Президента Российской Федерации не признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков, не лишены возможности продолжить свою деятельность путем объединения в казачьи общества.

Поскольку организация создана в форме общественной организации, пункты 1.2 и 1.3 Устава не соответствуют действующему законодательству, в части конкретных целей и задач, в интересах которых создана организация и которые применимы и соответствуют целям деятельности общественной организации.

3. Пункты 1.2 и 3.2 Устава, позволяющие осуществление организацией иной деятельности, не соответствуют пункту 1 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающему закрытый перечень видов деятельности, осуществляемых организацией.

4. Пункт 1.4 Устава содержит ссылки на нормативно-правовые акты, которые не распространяются на общественные объединения.

5. В нарушение положений статьи 28 Федерального закона № 82-ФЗ наименование организации не содержит указание на территориальную сферу деятельности - Кировскую область и характер деятельности организации.

6. В нарушение положений подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ не содержится краткое наименование организации, указанное в пункте 1.7 Устава.

7. В нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ Уставом не определена организационно-правовая форма организации.

8. В нарушение положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ и части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ в пункте 1.9 Устава указано, что организация имеет эмблему, знамя и другие реквизиты, однако их описание в Уставе не содержится.

9. В нарушение положений пункта 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 4 статьи 52 и пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав не содержит положений о предмете деятельности организации, то есть Уставом не определена совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять организация для достижения уставной цели.

10. Пункты 1.2 и 2.4 Устава, предусматривающие, что подразделениями организации могут стать присоединившиеся к ней казачьи общества, общественные организации и формирования, имеющие права юридического лица, противоречит положениям статей 8 и 19 Федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которыми членами общественной организации могут быть только юридические лица, являющиеся общественными объединениями, то есть казачьи общества в силу закона не могут быть членами организации.

11. Пункт 2.9 Устава, предусматривающий, что каждый казак должен состоять в одном из хуторских или станичных казачьих обществ по месту жительства (регистрации), противоречит положениям статьи 3 Федерального закона № 82-ФЗ, которой предусмотрено право граждан на вступление в члены общественных объединений, а не обязанность.

12. В нарушение положений статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ в пункте 2.8 Устава ограничен круг членов, входящих в состав организации.

13. Пункт 4.1 Устава противоречит положениям статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку не содержит положения, предусматривающие возможность членства в организации иностранным гражданам и лицам без гражданства, законно находящимся на территории Российской Федерации.

14. Пункт 4.3 Устава противоречит положениями статей 6 и 8, пункту 3 части 1 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ и пункту 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ, в соответствии с которыми устав общественной организации должен определять статус членов общественной организации, а не кандидатов в члены. Следовательно, если гражданин вступил в организацию, то он уже является ее членом, испытательный срок не может быть установлен.

15. Подпункт 4.3.2 пункта 4.3 Устава противоречит статье 6 Федерального закона № 82-ФЗ и пункту 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливает, что в период испытательного срока кандидаты в члены имеют право совещательного голоса и не вправе занимать выборные должности в органах управления Организации.

Пунктом 5.11 Устава установлено, что кандидатами на должность Атамана Организации могут быть члены казачьих подразделений, входящих в ее состав, не моложе 25 лет, пользующиеся доверием и уважением казаков, обладающие организаторскими способностями, высокой нравственностью и чувством ответственности.

Согласно подпункту 5.17.1 пункта 5.17 и подпункту 5.19.1 пункта 5.19 Устава членами Совета стариков могут быть наиболее заслуженные и авторитетные пожилые казаки, знающие и соблюдающие традиции и обычаи казачества, членами Суда чести - наиболее авторитетные казаки не моложе 21 года.

Пункты 5.11 и 5.15, подпункт 5.17.1 пункта 5.17 и подпункт 5.19.1 пункта 5.19 Устава противоречат статье 6 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку устанавливают ограничения к кандидатам на должность Атамана Организации, составу Атаманского Правления, Совета стариков и Суда чести Организации.

Подпункт 4.4.1 пункта 4.4 Устава нарушает равенство прав членов организации при участии в голосовании.

16. Абзац 4 пункта 4.5 Устава, устанавливающий право членов организации получать в соответствии с внесенным имуществом, трудовым и интеллектуальным вкладом часть дохода от хозяйственной деятельности организации, противоречит статье 37 Федерального закона № 82-ФЗ, согласно которой доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей.

17. Пункт 4.5 Устава не соответствует пункту 1 статьи 65.2 и пункту 1 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также, пункт 4.5 Устава в части права членов организации на ношение традиционной казачьей формы одежды, противоречит действующему законодательству, поскольку данное право не может быть реализовано, так как организация не является реестровым казачьим обществом.

18. Пункт 4.6 Устава не соответствует пункту 4 статьи 65.2 и пункту 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации.

19. Пункт 5.6 Устава не соответствует пункту 4 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части определения правомочности заседания Круга.

20. Пункт 5.8 Устава противоречит положениям пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

21. В нарушение положений пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 28 Федерального № 7-ФЗ Устав не содержит положений о порядке принятия решений по вопросам неисключительной компетенции высшего органа управления организации.

22. Пункт 5.10 Устава, устанавливающий компетенцию высшего органа управления организации, не соответствует положениям пункта 2 статьи 65.3 и пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим вопросы исключительной компетенции высшего органа управления.

23. Устав организации не предусматривает полномочие Атамана без доверенности действовать от имени организации.

24. В нарушение положений пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ пунктом 5.12 Устава установлено, что Атаман организации освобождает от обязанностей членов Атаманского Правления и при необходимости назначает новых в период между Кругами с последующим вынесением этих вопросов на ближайший Круг.

В нарушение положений пункта 4 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ абзацем 3 пункта 5.10 Устава установлено, что Атаман организации избирается простым большинством голосов.

25. В нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав организации не содержит положений о сроке полномочий и компетенции Атаманского Правления.

26. Подпункт 5.13.2 пункта 5.13 Устава, предусматривающий правомочность заседаний Атаманского Правления организации, не соответствует пункту 1 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации

27. Уставом организации не определен статус Совета стариков и Суда чести, так как Федеральный закон № 82-ФЗ и Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривают для общественного объединения создание только руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионного органов.

28. В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав организации не содержит положений о порядке принятия решений Советом Стариков Организации.

29. В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав организации не содержит положений о порядке принятия решений и компетенции Суда чести Организации.

30. Привлечение граждан Российской Федерации к несению государственной службы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», возможно только в случае, если такие граждане являются членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Следовательно, положения пункта 4.6 и главу 6 Устава необходимо исключить, так как организация не является казачьим обществом и ее члены не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

31. В нарушение положений пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ и пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав организации не содержит положений о порядке принятия решений Ревизионной комиссией организации.

32. В нарушение положений пункта 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации в Уставе организации отсутствуют положения, определяющие имущественные права и обязанности членов организации, а также перечень вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством.

33. Большинство положений Устава распространяется только на казаков (пункт 2.8, 5.11, 5.12.1, 8.2 и другие), тогда как в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» членами общественных объединений могут быть и иные лица.

Кроме того, в нарушение положений пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ и части 2 статьи 20 Федерального закона №82-ФЗ организация использует в официальных документах и печати символику в отсутствие ее описания в Уставе.

В нарушение положений статьи 6 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в организации не ведется полный учет членов организации в целях обеспечения их равноправия как членов организации.

В ходе проверки установлено, что в нарушение положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об Атамане организации, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, поскольку Устав не предусматривает данное право Атамана.

Также организацией с 5 мая 2014 г. нарушаются положения пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как организация не имеет достаточного имущества для осуществления приносящей доход (предпринимательской) деятельности и приносящей доход (предпринимательской) деятельностью не занимается. Таким образом, организации необходимо либо сформировать имущество рыночной стоимостью не менее 10000 рублей, либо исключить из Устава положения о предпринимательской деятельности.

В нарушение положений пункта 12 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету», в организации не разработана и не утверждена учетная политика.

В нарушение положений абзаца второго пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 5.10 Устава в организации Кругом не утвержден самостоятельный баланс и (или) смета.

В нарушение положений Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 г. № 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» членам организации присваиваются чины, которые могут присваиваться только членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Кроме того, осуществляя государственный надзор за деятельностью общественного объединения, Управление выявило дополнительно факт нарушения организацией законодательства Российской Федерации: в нарушение положений части второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: об изменении адреса организации в пределах места нахождения организации, и не представила соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Перечисленные нарушения законодательства Российской Федерации и Устава, которые послужили основанием для приостановления деятельности организации, до настоящего времени не устранены.

При этом Управлением Министерства юстиции было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (Устав) организации из-за несоответствия представленных документов требованиям закона. О принятии указанных решений организация извещалась уведомлением от 8 октября 2019 г. Отказ в государственной регистрации изменений организацией в судебном порядке не обжалован.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. №26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

Принимая во внимание, что Устав организации содержит противоречивые положения и требует внесения в него изменений, ее наименование не соответствуют приведенным выше нормам, более того, из объяснений представителя ответчика следует, что организация фактически осуществляет деятельность в форме казачьего общества, а не общественной организации, устранить данные нарушения законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения являются грубыми.

Поскольку требование о ликвидации организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации, указанные выше факты свидетельствуют о грубом нарушении региональной общественной организацией Вятский казачий округ законодательства Российской Федерации действующего законодательства, принимая во внимание длительное непринятие общественной организацией мер по исполнению законных требований Управления Минюста по устранению допущенных нарушений, выраженных в принятии предупреждений и представления, а также неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, административное исковое заявление о ликвидации региональной общественной организации Вятский казачий округ подлежит удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию Вятский казачий округ (ОГРН 1044300003032).

Исключить сведения о Региональной общественной организации Вятский казачий округ (ОГРН 1044300003032) из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова