ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-66/20 от 18.11.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело а-66/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 ноября 2020 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Михайловой В.Г., помощнике Лактионовой Ю.О.,

с участием представителя административного истца - Г.В.,

представителя административного ответчика – Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торес» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлению равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торес» (далее – ООО «Торес», Общество) владеет на праве аренды на основании договора от 13.03.2019 с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя земельным участком, кадастровый , площадью 5668 кв.м, категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования «для реконструкции цеха по производству строительных материалов» (ранее - для размещения иных сооружений промышленности), расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Договор заключен сроком на 9 лет 11 месяцев, зарегистрирован в Севреестре 03.04.2019 (т. 1 л.д.7-10).

В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 2 статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утверждены постановлением Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП по состоянию на 01 января 2018 года.

Согласно пункту 6 настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2019 года.

Кадастровая стоимость выше названного земельного участка определена в названном постановлении по состоянию на 01.01.2018 в размере 13 516 595,82 рублей (строка Приложения № 1 Постановления Правительства Севастополя от 25.10.2018 № 716-ПП).

Во исполнение положений ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Постановлением Правительства города Севастополя от 17.08.2017 № 601-ПП создано Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» (далее – ГБУ г. Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки»), целью и предметом деятельности которого является проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Севастополя.

В соответствии с Временным порядком реализации требований части 9 статьи 24 и статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), в связи с изменением количественных и (или) качественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, ГБУ г. Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» на основании акта определения кадастровой стоимости от 15.02.2019, определило кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 06.02.2019 в размере 13 578 884,28 рублей (т.1, л.д.217).

На основании данного акта Управлением государственный регистрации права и кадастра Севастополя 18.02.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, с кадастровым номером , определенной по состоянию на 06.02.2019, в размере 13 578 884,28 рублей, что подтверждается Выпиской из ЕГРН (т.1, л.д.8,89).

ООО «Торес» обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости арендуемого по договору от 13.03.2019 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес>, площадью 5668 кв.м, установив по состоянию на 06.02.2019 кадастровую стоимость равную его рыночной стоимости в размере 7 753 824 руб. согласно Отчету оценщика ООО «Эксон» № от 27.02.2020

Истец полагает, что установленная кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 13 578 884,28 рублей, внесенная 18.02.2019 в государственный кадастр, значительно превышает его рыночную стоимость, тем самым нарушает права и законные интересы Общества как плательщика арендной платы, исчисляемой в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Г.В., согласившись с выводами заключения судебной оценочной экспертизы от 30.09.2020, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, определенном данным экспертным заключением.

Представитель административного ответчика ГБУ г. Севастополя «Центр государственной кадастровой оценки» Н.В. не возражала против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 30.09.2020.

Ответчик Правительство Севастополя в заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения извещено своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судом определено провести заседание в его отсутствие.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав административный иск и возражения на него, материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1, 3 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 237 государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) (ч. 1).

В силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателями земельного участка являются, в том числе, арендаторы.

Не являясь обладателем вещного права на земельный участок, арендатор по договору аренды приобретает право временного владения и пользования объектом недвижимости, а также обязанность своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (статьи 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как установлено в ходе рассмотрения и усматривается из материалов дела, согласно пунктам 2.1, 2.2 вышеназванного договора аренды, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 13 578 884,28 рублей. Годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 № 524-ПП, в размере 2,4 % от кадастровой стоимости земельного участка. Величина годовой арендной платы за пользование данным земельным участком согласно расчету составляет: 13 578 884,28 руб. x 0,024= 325893,22 руб. (пункт 2.2 договора аренды).

Размер годовой арендной платы установлен на день подписания и может пересматриваться арендатором в связи: с ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; с изменением ставок арендной платы и (или) кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка; с приятием решением Правительства г. Севастополя об изменении порядка определения размера арендной платы за земельный участки, находящиеся в собственности города федерального значения Севастополя, условий и сроков ее внесения; изменение размера арендной платы осуществляется в одностороннем порядке путем направления уведомления арендатору; арендная плата начисляется с момента государственной регистрации данного договора и перечисляется арендатором ежемесячно, равными долями, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным (п. п. 2.3 – 2.5 договора аренды).

При таких обстоятельствах, результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, являющегося субъектом спорных правоотношений.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование заявленных исковых требований ООО «Торес» до назначения по делу судебной оценочной экспертизы представлен Отчет № от 27.02.2020, изготовленный ООО «Эксон», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 06.02.2019 определена в размере 7 753 824 рублей (т. 1, л.д.11-45).

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно пункту 23 приведенного Постановления Пленума ВС РФ № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с существенными противоречиями в представленных доказательствах, свидетельствующих об отличии рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, от его кадастровой стоимости, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, с целью установления достоверной величины рыночной стоимости спорного земельного участка и проверки вышеназванного Отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 16.09.2020 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 06.02.2019 и включающая проверку Отчета № от 27.02.2020, изготовленного ООО «Эксон», на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, производство которой поручено ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ».

Согласно поступившему в адрес суда заключению судебной экспертизы от 30.09.2020 , Отчет оценщика ООО «Эксон» от № от 27.02.2020 не соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, допущенные в нем нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06.02.2019 составляет 9 782 968 рублей (Т.2, л.д.64).

Представитель административного истца с выводами экспертов согласился.

Суд признает составленное экспертами ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ» В.П. и Т.П. (данным экспертом проводился осмотр объекта) заключение от 30.09.2020 № 5ЭС надлежащим доказательством, подтверждающим содержащуюся в нем рыночную стоимость земельного участка и недостоверность отчета оценщика, в силу следующего.

Статьей 59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов, электронных документов. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

По смыслу положений статей 82, 84 и 168 КАС РФ экспертное заключение является одним из доказательств по делу, подлежащих оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности.

Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.

Требования к заключению судебной экспертизы также содержатся в Федеральном законе от 3.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», согласно которому судебная экспертиза - предусмотренное законодательством Российской Федерации о судопроизводстве процессуальное действие, включающее в себя проведение исследований и дачу заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (статья 9). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7). Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).

Полагаю, что при проведении по настоящему делу судебной оценочной экспертизы данные требования закона экспертами ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ» соблюдены.

Не доверять их выводам у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы и подтверждены. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержащиеся в заключении выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющихся у экспертов специальностей.

Так, надлежит согласиться с выводами экспертов относительно несоответствия Отчета оценщика ООО «Эксон» от № Н-92/20070601 от 27.02.2020 требованиям Закона об оценочной деятельности и ФСО, повлиявшего на искажение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Требования к содержанию отчета об оценке содержатся в Федеральном стандарте оценки № 3, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», в подпункте «з» пункта 8 которого содержится указание на необходимость отражения в отчете об оценке анализа рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость. Под ценообразующими факторами понимается совокупность различных переменных аргументов (условий), которые оказывают влияние на формирование уровня, структуры и динамики цен, определяя их повышательную или понижательную тенденцию.

В силу подпункта «б» пункта 11 ФСО № 7, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», анализ рынка недвижимости включает в себя определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. Если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта.

Под активным рынком понимается рынок, характеризующийся высоким уровнем торговой активности, небольшим разбросом цен на подобные объекты недвижимости, присутствием на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, конкуренцией и достаточно большим объемом совершаемых сделок. Активный рынок включает ликвидные объекты, характеризующиеся большим спросом, прежде всего объекты жилой, офисной и торговой недвижимости, расположенные в больших городах, объекты производственной и складской недвижимости, находящиеся в крупных промышленных центрах, земельные участки в зонах отдыха и другие объекты, пользующиеся большим спросом. Под неактивным рынком понимается рынок, характеризующийся низким уровнем торговой активности, большим разбросом цен на подобные объекты недвижимости, ограниченным количеством продавцов и редкими сделками. Неактивный рынок включает объекты, не пользующиеся спросом, прежде всего коммерческие объекты, находящиеся в отдаленных районах и небольших населенных пунктах. Также сюда могут быть отнесены крупнейшие и дорогостоящие комплексы, объекты недвижимости, характеризующиеся крайне ограниченным количеством потенциальных покупателей. (Справочники Приволжского центра методического и информационного обеспечения оценки под руководством Л.А. Лейфера, вышедшие в 2014, 2016, 2017 и 2018 годах).

Судебными экспертами в ходе проведения судебной экспертизы мотивированно установлено, что в проверяемом Отчете при описании корректировки на уторговывание оценщик применил корректировку рынка, которая составляет – 18%, однако ничем не аргументировав выбор в пользу неактивного рынка, при том, что проанализированные оценщиком сведения о ценах сделок и предложений свидетельствуют о том, что рынок промышленной земли г. Севастополе развит в достаточной мере, а соответственно, использование данных по неактивному рынку является неколоритным; при описании ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, оценщик указал, что отношение земельного участка в аренде к земельному участку в собственности в г. Севастополе составляет 0,951, данный показатель отображает усредненные значения для таких города как Москва и Санкт-Петербург, и был применен оценщиком при корректировки на вид передаваемых прав для всех объектов-аналогов, однако использование данных по указанным городам является некорректным, так как последние являются крупнейшими города в Российской Федерации и имеют совершено индивидуальное ценообразование, в связи с чем применение корректировки было возможно на основании усредненных данных по всей России, в которые входит г. Севастополь, на основании данных о корректировках для коммерческой недвижимости, опубликованных ассоциацией развития рынка недвижимости НО «СтатРиэлт» по итогам 4 квартира 2018 (https://statrielt.ru), коэффициент корректировки в отношении всех объектов-аналогов составляет 1,124. Данные несоответствия привели к существенному искажению итоговой рыночной стоимости объекта-оценки.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами экспертного заключения, в связи с чем Отчет ООО «Эксон» от № от 27.02.2020 и содержащийся в нем вывод относительно итоговой рыночной стоимости спорного земельного участка не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу.

Также суд считает возможным согласиться с выводами судебной оценочной экспертизы об установленной в заключении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 06.02.2019 в размере 9 782 968 рублей, определенной сравнительным подходом, методом сравнения продаж. Обоснование применения данного подхода и метода, расчет рыночной стоимости исследуемого земельного участка, и отказ от использования затратного и доходного подходов экспертами приведены в заключении согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 № 611.

Экспертами также соблюдены требования пункта 20 ФСО № 7 при определении наиболее эффективного использования земельного участка, соответствующего в данном случае фактическому виду использования – «для реконструкции цеха при производстве строительных материалов». В соответствии с пунктом 8 ФСО № 3 проанализированы все ценообразующие факторы (объем передаваемых прав, условия финансирования, условия продажи/аренды, условия рынка, категория и вид разрешенного использования земельного участка, местоположение объекта, наличие свободного подъезда, общая площадь объекта, соответствия объекта принципу НЭИ, наличие улучшений на участке, наличие/отсутствие коммуникаций), влияющие на рыночную стоимость спорного земельного участка, произведен правильный подбор объектов-аналогов, которые сопоставимы с объектом оценки по своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам (местоположение, цена продажи, дата предложения, вид разрешенного использования, транспортная доступность), применены все необходимые корректировки с обоснованием приведенных поправок и расчетов их значений.

Заключение судебной оценочной экспертизы полностью соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение итоговой рыночной стоимости спорного объекта, экспертами в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка. Произведенные при выведении итоговой рыночной стоимости земельного участка расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации и литературы, что позволяет проверить используемые экспертом сведения.

Стороны с выводами экспертов и установленным ими размером рыночной стоимости земельного участка согласились, пояснив о том, что необходимости в проведении повторной экспертизы нет. Не усматривается таких оснований и судом, поскольку отсутствуют условия для этого процессуального действия, предусмотренные статьей 83 КАС РФ – у суда не имеется сомнений в обоснованности имеющегося в деле заключения, а также не выявлено противоречий в содержащихся в нем выводах.

С учетом положений статьи 84 КАС РФ, прихожу к выводу, что указанная в заключении ООО «Независимый Консалтинговый Центр «Эталонъ» от 30.09.2020 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка подлежит признанию достоверной, что в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка площадью 5668 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес>.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В пункте 25 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 указано ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

Материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в суд с административным иском 19.08.2020, следовательно, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 19.08.2020.

Для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзац второй пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28).

Учитывая, что ООО «Торес» обратилось с административным исковым заявлением в суд 19.08.2020, сведения о кадастровой стоимости, установленные настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2020 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 01.01.2019, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 5668 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для реконструкции цеха по производству строительных материалов, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 06 февраля 2019 года, в размере 9 782 968, 00 рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 августа 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2020 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 01 января 2019 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Севастопольский городской суд.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2020 года