ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-679/2022 от 25.07.2022 Брюховецкого районного суда (Краснодарский край)

Дело а-679/2022

23 RS 0-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

края 25 июля 2022 года

Брюховецкий районный судв составе:

судьи Салогубовой В.В.,

секретаря Повисенко И.В.,

с участием:

истца - помощника прокурора Брюховецкого района Котовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Брюховецкий район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Брюховецкий район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения, указывая, что в ходе осуществления надзора за соблюдением администрацией МО Брюховецкий район земельного законодательства выявлены нарушения, допущенные администрацией МО Брюховецкий район, выразившиеся в не принятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута».

В связи с чем, прокурор Брюховецкого района просил суд признать незаконным бездействие администрации МО Брюховецкий район, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута», а также обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район принять меры к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута», в срок до 31.12.2022 года.

В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Котова А.Р. поддержала административные исковые требования и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Бурдун О.Ю. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24).

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального Закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения об отнесении земельного участка к определенной категории земель в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; переводят земли из одной категории в другую в установленном порядке; устанавливают и прекращают публичные сервитуты в интересах местного самоуправления или местного населения; резервируют земли для муниципальных нужд; устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности; обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; осуществляют муниципальный земельный контроль в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования; устанавливают правила землепользования и застройки поселений, муниципальных округов и городских округов с учетом требований законодательства Российской Федерации; устанавливают или изменяют виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются; заключают договоры на размещение объектов (виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации); принимают по заявлениям правообладателей земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, либо земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, решения об установлении соответствия разрешенного использования земельных участков, указанного в заявлениях, видам разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков; осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 3.3 Закона №137-ФЗ).

Согласно статье 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, администрацией муниципального образования Брюховецкий район административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута» до настоящего времени не разработан и не утвержден.

Прокуратурой Брюховецкого района 23.05.2022 года вынесено представление №7-01/196-22 в отношении главы муниципального образования Брюховецкий район, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, административный регламент не разработан и не утвержден.

Таким образом, отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги нарушает права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

С учетом изложенного, требования административного истца суд считает обоснованными, поскольку указанные им обстоятельства нашли подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска полностью.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Брюховецкий район о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Брюховецкий район, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута».

Обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район принять меры к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об установлении публичного сервитута» в срок до 31.12.2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2022 года.

Судья Брюховецкого районного суда

Краснодарского края В.В. Салогубова