ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-67/20 от 21.05.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело а-67/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2020 года город Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Тулуповой Т.А.

с участием прокурора Космыниной Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П о признании незаконным постановления избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 г.,

установил:

П обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 г.

В обоснование требований указал, что 08 февраля 2018г. в отделе полиции № 3 «Заельцовский» Управления МВД РФ по г. Новосибирску в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из постановления Заельцовского районного суда г. Новосибирска о назначении наказания ему стало известно, что 02 февраля 2018г. избирательной комиссией Новосибирской области вынесено постановление о признании безрукавки с надписью «Путин беда России» иным материалом, содержащим признаки предвыборной агитации, изготовленным и распространенным с нарушением требований закона.

Считает постановление незаконным, нарушающим его избирательные права, поскольку он не распространял агитационный материал.

В судебном заседании административный истец П и его представитель адвокат В требования поддержали в полном объеме.

Представитель избирательной комиссии Новосибирской области Хижина О.С, действующая на основании доверенности, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д.98-102).

Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ, опубликованным в "Российской газете" 18 декабря 2017 г., выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 г.

29 января 2018г. в избирательную комиссию Новосибирской области поступило обращение заместителя начальника отдела полиции № 3 «Заельцовский», в котором указано, что 28 января 2018г. при проведении на территории Заельцовского района г. Новосибирска в период с 13-00 до 15-00 шествия и митинга, целью которого являлось «Информирование и обсуждение инициативы об отказе от участия в голосовании в отсутствии реальной конкуренции», П участвовал в шествии и митинге, одетый в безрукавку зеленого цвета с надписью «Путин беда России». По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В обращении содержалась просьба сообщить, является ли указанный материал агитационным и может ли он использоваться при проведении шествия и митинга, цель которого указана выше.

Постановлением избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018г. № 186/1456-5 постановлено: признать безрукавку с надписью «Путин беда России» иным материалом, содержащим признаки предвыборной агитации, изготовленным и распространенным с нарушением требований закона.

Статьей 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ) определено, что обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

Пунктами 3 и 4 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации, а также обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

Федеральный законодатель к избирательным правам граждан относит не только конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в предвыборной агитации, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, названным выше законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ).

П является избирателем, следовательно, вправе оспаривать в порядке производства по административным делам о защите избирательных прав постановление избирательной комиссии, считая, что оно нарушило его избирательные права.

Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

По смыслу положений части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд исчисляется с даты, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав.

Оспариваемое административным истцом постановление принято избирательной комиссией Новосибирской области 02 февраля 2018г.

С настоящим административным иском П обратился в суд 23 августа 2019г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.

При этом в административном исковом заявлении он указал, что из постановления о назначении административного наказания Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 08 февраля 2018г. ему стало известно, что имеется постановление Избирательной комиссии Новосибирской области о признании безрукавки с надписью «Путин беда России» иным материалом, содержащим признаки предвыборной агитации, изготовленным и распространенным с нарушением требований закона.

Таким образом, административному истцу уже 08 февраля 2018г. стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав данным постановлением.

Доводы административного истца и его представителя о том, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении П не знал о нарушении его избирательных прав, а узнал об этом только после обращения к адвокату, являются несостоятельными, поскольку иное толкование административным истцом содержания постановления избирательной комиссии не может быть расценено как незнание о нарушении избирательных прав.

Кроме того, П 10 и 15 февраля 2018г. обращался в избирательную комиссию Новосибирской области с заявлениями о необоснованности выводов, содержащихся в постановлении избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018г. и отмене данного постановления (л.д. 125-127).

Согласно ответу избирательной комиссии Новосибирской области от 19 февраля 2018г. П. на его обращение от 15 февраля 2018г. об отмене постановления от 02 февраля 2018г. разъяснено, что оно может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссии, то есть в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, или в суд (л.д.128).

Позиция административного истца об исчислении срока с момента получения надлежаще заверенной копии обжалуемого постановления с 31 мая 2019г. основана на неправильном толковании положений действующего административного процессуального законодательства, которое, как уже указывалось судом, предписывает исчислять срок обращения в суд с момента, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Таким образом, для исчисления указанного срока обращения в суд в данном случае не имеет правового значения дата получения копии постановления.

Также необходимо учесть, что оспариваемое постановление было доведено до сведения неопределенного круга лиц путем размещения 02 февраля 2018г. на официальном сайте избирательной комиссии Новосибирской области www.novosibirsk.izbirkom.ru, и после его официального опубликования никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации о нем и обращение с административным исковым заявлением в суд, у административного истца не имелось. При этом Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не предусматривает обязанности приложения к административному исковому заявлению, поданному в порядке главы 24, надлежащим образом заверенной копии обжалуемого постановления избирательной комиссии.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административным истцом административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не установлено.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с указанием уважительных причин, позволяющими его восстановить, административным истцом не заявлялось, хотя такое право разъяснялось П судом.

В соответствии с частями 8-10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Таким образом, законодатель закрепил специальную норму, позволяющую суду при установлении факта пропуска срока обращения в суд и невозможности его восстановления отказать в удовлетворении требований административного иска.

Между тем, рассмотрев заявленные административные требования по существу, суд также не находит оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации на территории субъекта Российской Федерации ( пункты 3,17 статьи 20 Федерального закона № 19-ФЗ).

Статья 28 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирует организацию деятельности избирательной комиссии.

Согласно представленной выписке из протокола заседания избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018г. решение по запросу отдела полиции № 3 «Заельцовский» Управления МВД России по городу Новосибирску от 29 января 2018г. принято большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Данное постановление опубликовано на официальном сайте www.novosibirsk.izbirkom.ru избирательной комиссии Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 02 февраля 2018 г. в 16 часов 40 минут.

По мнению суда, материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление избирательной комиссией Новосибирской области вынесено в пределах ее компетенции, принято по результатам голосования членов комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса в форме постановления, в котором указаны дата и место его принятия, нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия, обстоятельства, послужившие основанием для признания безрукавки с надписью: «Путин беда России» иным материалом, содержащим признаки предвыборной агитации, изготовленным и распространенным с нарушением требований закона.

Под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов) (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 19-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона N 19-ФЗ в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются: призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов) (подпункт 1); распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями (подпункт 4); деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата (подпункт 6).

Из содержания пунктов 1 и 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что отличительным признаком агитационных материалов является содержание в них признаков предвыборной агитации, а также их предназначение для массового распространения в период избирательной кампании. Предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) или против него (них).

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, предметом правовой оценки избирательной комиссии являлась безрукавка зеленого цвета, содержащая надпись: «Путин беда России». В данной безрукавке П принимал участие в шествии и митинге, проводимые 28 января 2018г. в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации на территории Заельцовского района г. Новосибирска в период времени с 13-00 часов до 15-00 часов с заявленной целью «Информирование и обсуждение инициативы об отказе от участия в голосовании в отсутствии реальной конкуренции».

Избирательная комиссия пришла к выводу, что безрукавка, сшитая из ткани салатного цвета, содержащая надпись: «Путин беда России», была массово обнародована П путем ее ношения в шествии и на митинге. Проанализировав содержание указанной надписи с учетом общей темы и цели шествия и митинга, посвященного выборам Президента Российской Федерации, в которых участвовал П избирательная комиссия пришла к выводу о том, что ношение (демонстрирование) гражданином П. в ходе массовых мероприятий (шествия и митинга) безрукавки с указанной выше надписью рассматривается как деятельность, способствующая формированию отрицательного отношения избирателей к кандидату в Президенты Российской Федерации Путину В.В., то есть материал содержит признак предвыборной агитации, предусмотренный подпунктом 6 пункта 1 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», и квалифицируется как иной агитационный материал.

Исследовав содержание протокола заседания избирательной комиссии, обращение отдела полиции № 3 «Заельцовский» Управления МВД России по городу Новосибирску, суд соглашается с выводом избирательной комиссии о наличии в рассмотренном материале (безрукавке) признаков иного агитационного материала, так как он направлен на формирование отрицательного отношения к кандидату в Президенты Российской Федерации.

В постановлении от 16.06.2006 N 7-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области" Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58 и пункта 5 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами; при наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, притом что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 1665-О, данные правовые позиции сохраняют свою силу и в полной мере распространяются на положения Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", устанавливающие условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации (часть1).

Экземпляры предвыборных печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации либо в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, на территориях которых будут распространяться эти материалы (часть 3).

Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств избирательного фонда (часть 5).

Запрещается распространение предвыборных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 49 настоящего Федерального закона, пунктами 3 и (или) 5 настоящей статьи (часть 6).

Избирательной комиссией установлено, что сведения об оплате изготовления агитационного материала за счет средств избирательного фонда кандидата в Президенты Российской Федерации отсутствуют, П. предварительно не уведомлял комиссию до начала распространения материала.

Доводы административного истца о том, что безрукавка является личной вещью, находилась только у него, кому-либо не передавалось, судом расцениваются как несостоятельные. Согласно положениям Федерального закона № 67-ФЗ для признания материала агитационным не требуется его фактическая передача другим лицам, достаточно его обнародования, то есть доведения его содержания до всеобщего сведения, что и было сделано П Доказательств того, что изготовление вышеуказанного агитационного материала не требовало каких-либо материальных затрат, в материалы дела также не представлено.

Сам по себе факт не представления в судебное заседание безрукавки административным ответчиком не ставит под сомнение законность принятого им постановления, поскольку, как следует из представленного материала, избирательная комиссия, рассматривая запрос отдела полиции исходила из представленной фотографии П., одетого в безрукавку с надписью «Путин беда России». При этом административный истец не отрицал факт то, что вышеуказанная безрукавка у него имелась. На вопрос суда о способе его изготовления, он не дал однозначного ответа.

Ссылка П о противоречии обжалуемого постановления позиции Конституционного Суда Российской Федерации о праве граждан осуществлять предвыборную агитацию иными способами, является несостоятельной, так как в постановлении избирательная комиссия не ставит под сомнение вышеуказанное право, она лишь проверила на предмет соответствия действующему избирательному законодательству избранную им форму.

С учетом вышеизложенного, постановление избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 г. является законным и обоснованным, основания для удовлетворения требований административного иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления П о признании незаконным постановления избирательной комиссии Новосибирской области от 02 февраля 2018 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционной суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 г.