ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-687/2016 от 03.03.2016 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-687/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе судьи Мороз А.П. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по НДС, единому налогу, начисленного в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени и штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в Лазаревский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 957 рублей 34 копейки; по пене, начисленной за несвоевременную уплату НДС в размере 1467 рублей, по единому налогу, начисленному в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 72701 рублей и по пене по единому налогу в размере 101277 рублей 66 копеек, по единому минимальному налогу в размере 145828 рублей, по пене по единому минимальному налогу в размере 154189 рублей 86 копеек, а также штрафу по единому налогу в размере 29995 рублей, начисленному по декларации в соответствии со ст.126 НК РФ, а в общей сумме 506415 рублей 86 копеек.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчик состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя, ею в соответствии со ст. 80 НК РФ в вышеуказанную инспекцию была предоставлена налоговая декларация по УСН за 2004г. на сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, 79 169 рублей. Налог оплачен не был, поэтому в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 24276 рублей 22 копейки. Налогоплательщику по ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога, пени. В связи с уменьшением налогоплательщиком суммы налога на 9468 руб., инспекцией уменьшена сумма пени на 3778 рублей 71 копейку, сумма по требованию ДД.ММ.ГГГГ8 рублей 51 копейку. Также ФИО2 в 2004г. должна была производить отчисления во внебюджетные и бюджетные государственные фонды. Поскольку, налогоплательщиком своевременно не уплачивался указанный налог (сбор), инспекцией были сформированы и направлены требования об уплате налогов, пеней, сборов: на сумму 136395 рублей 52 копейки (в учетом перерасчетов), на сумму 9867 рублей 43 копейки (в учетом перерасчетов), на сумму 8775 рублей 40 копеек, ДД.ММ.ГГГГ рублей 06 копеек, на сумму 3185 рублей 04 копейки, ДД.ММ.ГГГГ5 рублей 91 копейка, на сумму 43326 рублей 38 копеек, на сумму 83746 рублей 1 копейка, на сумму 71573 рубля 38 копеек, на сумму 5005 рублей 79 копеек (в учетом перерасчетов). ФИО2 являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, ею в инспекцию были представлены налоговые декларации по НДС за период 4 квартал 2004 года, 1 квартал 2005 года на сумму 957 рублей 34 копеек, поскольку НДС не был оплачен своевременно в соответствии со ст.75 НК РФ ФИО2 была начислена пеня в размере 546 рублей 09 копеек. В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1453 рубля 50 копеек (с учетом произведенных уменьшений) Так как сумма задолженности по налогам и пеням налогоплательщиком не погашена, а 09.02.2007г. ФИО2 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и с 24.01.2014г. поставлена на учет в Межрайонной ИФНС России по <адрес>, налоговый орган обратился с заявлением о восстановлении срока на обращение в суд для взыскания задолженности по налогам, пеням в рамках административного судопроизводства. Пропуск срока мотивирован большой загруженностью сотрудников инспекции и несвоевременным финансированием налоговых органов.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, направил ходатайство от 24.02.2016г. о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

ФИО2 в судебное заседание не явилась. Предоставила в суд ходатайство от 18.02.2016г. о рассмотрении дела в упрощенном порядке, просила суд отказать инспекции в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на взыскание налогов и пени.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Согласно п.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Изучив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Инспекции в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд за разрешением данного спора.

Как следует из административного заявления ФИО2 в 2004г. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя и находилась на упрощенной системе налогообложения (далее УСН).

На основании положений ст.ст. 346.12, 346.19, 346.23, 80 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики-организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее, по истечения налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту своего нахождения.

ФИО2 представила в Межрайонную ИФНС № <адрес> налоговую декларацию по УСН за 2004г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена налогоплательщиком в размере 79 169 рублей. Налог оплачен не был, поэтому в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня в сумме 24276 рублей 22 копейки.

Налогоплательщику по ст. 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога, пени по состоянию на 12.05.2005г. В связи с уменьшением налогоплательщиком суммы налога на 9468 рублей, инспекцией уменьшена сумма пени на 3778 рублей 71 копейку, сумма по требованию ДД.ММ.ГГГГ8 рублей 51 копейку и штраф в сумме 29995 рублей.

В соответствии с действующим на тот период времени законодательством, ФИО2 была обязана производить отчисления во внебюджетные и бюджетные государственные фонды. Поскольку, налогоплательщиком своевременно не уплачивался указанный налог (сбор), инспекцией были сформированы и направлены требования об уплате налогов, пеней, сборов, штрафов: по состоянию на 15.08.2005г. на сумму 136395 рублей 52 копейки (в учетом перерасчетов), по состоянию на 16.11.2005г. на сумму 9867 рублей 43 копейки (в учетом перерасчетов), по состоянию на 15.02.2006г. на сумму 8775 рублей 40 копеек, по состоянию на 13.03.2007г. на 6727 рублей 06 копеек, по состоянию на 13.03.2007г. на сумму 3185 рублей 04 копейки, по состоянию на 28.05.2007г. на 15195 рублей 91 копейка, по состоянию на 23.04.2012г. на сумму 43326 рублей 38 копеек, по состоянию на 24.04.2012г. на сумму 83746 рублей 1 копейка, по состоянию на 23.08.2015г. на сумму 71573 рубля 38 копеек, по состоянию на 27.11.2006г. на сумму 5005 рублей 79 копеек (в учетом перерасчетов).

На основании положений статьи 143 Налогового Кодекса РФ, ФИО2 является плательщиком Налога на добавленную стоимость.

ФИО2 в Межрайонную ИФНС № <адрес> были представлены налоговые декларации по НДС за период 4 квартал 2004 года, 1 квартал 2005 года на общую сумму - 957 рублей 34 копеек, поскольку сумма не была оплачена своевременно по со ст.75 НК РФ ФИО2 была начислена пеня в размере 546 рублей 09 копеек.

В соответствии со ст.69 НК РФ налогоплательщику ФИО2 было направлено требование об уплате штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4. ст. 69 НК РФ Требование об уплате задолженности по налогу, пене, штрафу должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налогоплательщиком задолженность по налогам, пеням, штрафам не погашена.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО2 09.02.2007г. прекратила вести деятельность как индивидуальный предприниматель.

Таким образом, с момента утраты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган должен был применять порядок, установленный ст.48 НК РФ, для взыскания с ФИО2 задолженности по налогам, пеням, штрафам.

На основании положения статьи 48 НК РФ, в случае не исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов в установленный срок, налоговый орган имеет право обратиться в суды общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика – физического лица в порядке искового производства. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии со ст.286 Кодекса Административного судопроизводства Российской ФИО1, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Инспекция обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании налогов за 2004, 2005 гг. и пени 09.02.2015г., то есть за пределами срока, установленного для таких целей ст.48 НК РФ, ст.286 КАС РФ.

Пунктом 3 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Начисленная на недоимку по налогам за предшествующие годы пеня, заявленная в административном заявлении инспекцией, не имеет под собой экономического обоснования, поскольку налоги не могут быть взысканы с административного ответчика, следовательно, обязанность по их уплате считается погашенной. Поэтому не подлежит начислению и пеня на данную сумму недоимки.

Налоговый орган признает пропуск процессуального срока на подачу административного искового заявления, ходатайствует о его восстановлении по причине большой загруженности сотрудников инспекции, а также несвоевременного финансирования налоговых органов.

Ответчик не согласен с восстановлением срока инспекции на взыскание задолженности, сложившейся за период 2004-2005г., просит в ходатайстве от 18.02.2016г. в удовлетворении исковых требований отказать.

В силу части 2 ст.286 КАС РФ пропущенный срок подачи иска может быть восстановлен судом по причинам, признанным судом уважительными.

Уважительными причинами могут быть признаны лишь причины, объективно не зависящие от лица, обратившегося в суд, но непосредственно взаимосвязанные с возможностью совершения им процессуальных действий.

При этом бремя доказывания существования данных обстоятельств лежит на истце. Результат рассмотрения вопроса о восстановлении пропущенного срока непосредственно зависит от обоснования невозможности совершения процессуального действия. Оценка невозможности своевременного совершения процессуального действия законом отнесена на усмотрение суда.

Суд не находит приведенные налоговым органом причины пропуска срока уважительными, так как инспекция знала о наличии у ответчика задолженности по налогам, пеням, имела возможность с 09.02.2007г. своевременно подать исковое заявление и не представила уважительные причины пропуска срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворений требований административного иска у суда нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 138, 175-180, 289, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени - отказать.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Мороз А.П.

Копия верна:

Судья Лазаревского

районного суда <адрес> Мороз А.П.