ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-689/19 от 11.04.2019 Белогорского городского суда (Амурская область)

Дело а-689/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ г.

Белогорский городской суд <адрес> в составе:

судьи Каспирович М.В.,

при секретаре Лобановой Н.Е.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес>Попова К.В.,

административного истца Петровой А.Ю.,

представителя административного ответчика – Мироновой Ю.Ю., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Петровой А. Ю. к ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о признании незаконным отказа в признании безработной,

установил:

Административный истец в лице заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Петровой А.Ю. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой <адрес> по обращению гражданина, проведена проверка деятельности ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>», на предмет об отказе в признании заявителя безработным. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГПетрова А.Ю. обратилась в ГКУ АО «Центр занятости населения <адрес>» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, с приложением соответствующего пакета документов. ДД.ММ.ГГГГПетровой А.Ю. получен ответ ГКУ АО «Центр занятости населения <адрес>» о рассмотрении обращения , в котором со ссылкой на ч. <данные изъяты> Закона РФ «О занятости населения в РФ», определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О указано на невозможность признания последней безработной, поскольку заявитель не имеет постоянной регистрации на территории <адрес> или <адрес>, зарегистрирована по месту временного пребывания. Данный отказ органа службы занятости нельзя признать законным и обоснованным, поскольку место жительства не определяется исключительно фактом регистрации по месту жительства, административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Отсутствие у Петровой А.Ю. регистрации по месту жительства (постойной регистрации на территории <адрес> или <адрес>) при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. Поскольку Петрова А.Ю. на момент обращения в КГУ АО «Центр занятости населения <адрес>» имела временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, то есть в районе деятельности органа службы занятости города, иной регистрации по месту жительства Петрова А.Ю. не имеет. Таким образом, у ГКУ АО «Центр занятости населения <адрес>» не имелось законных оснований для отказа в признании Петровой А.Ю. в качестве безработной, чем нарушены гарантированные независимо от места жительства конституционные права и свободы последней, т.е. право быть признанной безработной и на получение соответствующего пособия. Просит признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» в признании Петровой А.Ю. безработной, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения <адрес>», зарегистрировать Петрову А.Ю. в качестве безработной в порядке, установленном законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора <адрес>Попов К.В., административный истец Петрова А.Ю. заявленное требование поддержали в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просили заявленное требование удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» Миронова Ю.Ю., в судебном заседании возражала против заявленного требования, суду пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 3 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГПетрова А.Ю. была зарегистрирована только в целях поиска подходящей работы, поскольку имеет временную регистрацию по месту пребывания. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения участников административного судопроизводства, проверив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГПетрова А.Ю. обратилась в ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

При обращении Петрова А.Ю. представила следующие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку, страховое свидетельство, документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения».

В соответствии с пунктом <данные изъяты> Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее <данные изъяты> дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).

В п. 4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, место жительства гражданина подтверждается отметкой о регистрации в паспорте.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания усматривается, что Петрова А.Ю. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно сообщению ГКУ <адрес> ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на обращение Петровой А.Ю. сообщается, что Петровой А.Ю. отказано в признании её в качестве безработной в соответствии ч. <данные изъяты> закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Также указано, что согласно представленным документам, последняя имеет временную регистрацию по месту пребывания. Руководствуясь п. 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ регистрация в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства РФ, а также пребывания на территории РФ. В связи с тем, что Петрова А.Ю. имеет временную регистрацию по месту пребывания, она была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ. Петрова А.Ю. может быть зарегистрирована в ЦЗН <адрес> в качестве безработной, только при наличии постоянной регистрации на территории <адрес> и <адрес>.

Заявляя требования о признании незаконными отказа ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» в признании ее безработной и обязании зарегистрировать последнею в качестве безработной в порядке, установленном законном РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Петрова А.Ю. не оспаривала, что при обращении в ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>», документы, подтверждающие место жительства не представила.

Судом учитывается, что непредставление административным истцом сведений о постоянной регистрации на территории <адрес> и <адрес> не является безусловным препятствием к рассмотрению ее заявления о постановке на учет в качестве безработной.

Поскольку как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 189-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О и др.).

П. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1868-О).

Одним из способов защиты права в силу ст. 12 ГК РФ является признание права.

В ходе рассмотрения настоящего дела административный ответчик оспаривает по существу само право истца обратиться в ГКУ <адрес> «центр занятости населения <адрес>» ввиду отсутствия у Петровой А.Ю. постоянной регистрации проживающей в <адрес>.

Однако судом учитывается, что право на постановку на учет в <адрес> в качестве безработной Петровой А.Ю. не может быть ограничено отсутствием у нее постоянной регистрации по месту проживания в <адрес>, в связи с чем суд полагает необходимым указать, что при обращении Петровой А.Ю. в уполномоченный орган с заявлением о признании безработной и приложением доказательств подтверждение постоянного места жительства на территории <адрес> законных оснований для отказа в рассмотрении ее заявления по существу не имеется. Однако в ходе судебного заседания установлено, что административный истец, при обращении в компетентный орган государственной власти о постановке ее на учет в качестве безработной не представила доказательств в подтверждение постоянного места жительства на территории <адрес>, тогда как приведенные выше нормы права предполагают обращение гражданина с заявлением о признании безработным по месту жительства.

Поскольку в судебном заседании установлено, что административный истец, при обращении в ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» не представила доказательств в подтверждение постоянного места жительства на территории <адрес>, данные доказательства также не представлены в судебное заседание, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах Петровой А. Ю. к ГКУ <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» о признании незаконным отказа в признании безработной, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Каспирович

В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.