ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-689/2021 от 04.08.2021 Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан)

УИД 05RS0-45 а-689/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 04 августа 2021 года

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Минаев З.Р., при секретаре судебного заседания Даурбекова И.Я., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии МО «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО2, заинтересованного лица - администрации МО «<адрес>» <адрес> в лице Главы ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии о признании незаконным действий Избирательной комиссии МО «<адрес>», выразившееся в финансировании выборов не из местного бюджета (заказ печати бюллетеней) незаконным, и о признании бюллетеней, выданных на выборах депутатов собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>» седьмого созыва (11,12,13 сентября), напечатанными незаконно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии о признании незаконным действий Избирательной комиссии МО «<адрес>» (далее УИК ), выразившееся в финансировании выборов не из местного бюджета (заказ печати бюллетеней) незаконным, и о признании бюллетеней, выданных на выборах депутатов собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>» седьмого созыва (11,12,13 сентября), напечатанными незаконно.

В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в МО «<адрес>» началось голосование по выборам депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. Он, ФИО1, является избирателем (гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом) зарегистрированным в МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан. Также является зарегистрированным кандидатом в депутаты собрания депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. По сегодняшний день администрацией МО «<адрес>» не выделены финансовые средства для проведения выборов, депутатов собрания депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. Однако Избирательной комиссией муниципального образования (ИКМО) «<адрес>» в нарушении статьи 62 Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О муниципальных выборах в <адрес>", для печати бюллетеней использованы незаконно привлеченные средства. Тем самым нарушены его права и законные интересы на проведение выборов в установленном Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О муниципальных выборах в <адрес>" порядке.

По указанным основаниям просит: признать незаконным действия Избирательной комиссии МО «<адрес>» (УИК ), выразившееся в финансировании выборов не из местного бюджета (заказ печати бюллетеней) незаконным, и о признании бюллетеней, выданных на выборах депутатов собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>» седьмого созыва (11,12,13 сентября), напечатанными незаконно,

В судебном заседании административный истец ФИО1, поддержал административно исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить их по указанным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии МО «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО2, в судебном заседании не признал исковые требования, просил отказать в удовлетворении, по доводам указанным в возражении, представил финансовые и бухгалтерские документы в обоснование своего возражения.

Заинтересованное лицо – Администрация МО «<адрес>» <адрес> в лице Главы ФИО3, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает административный иск подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации” расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования (часть 3 статьи 57).

Аналогичные нормы содержатся в пункте 1 ст. 62 Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О муниципальных выборах в <адрес>” где в частности указывается расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, в том числе избирателями (пункты 1, 10).

В силу пунктов 18 и 26 статьи 2 названного Федерального закона избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Приведенной норме соответствует положение пункта 17 и 25 статьи 2 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальных выборах в <адрес>».

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 вышеназванной статьи, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как следует из представленного административным ответчиком заявления от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился Председателю Избирательной комиссии МО «<адрес>» (УИК 1575) ФИО4, в котором просил проинформировать его о выделении средств для проведения выборов депутатов собрания депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>». В случае выделения, сообщить сумму выделенных средств и их распределение между УИК, а также разрешить ознакомиться с финансовыми документами путем снятия фотокопий.

Из рукописного текста, учиненного на вышеуказанном заявлении следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никаких финансов не получено и не знаем какая сумма выделена. Председатель УИК 1575 рукописная подпись, фамилия ФИО4 и дата ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своего возражения административным ответчиком представлены следующие письменные доказательства исследованные судом, а именно:

Решение -VI СД от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Решение Собрание депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ- VI СД «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которым утвержден уточненный бюджет по доходам и по расходам, в том числе и остатки бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение вступает в силу со дня его принятия, постановлено опубликовать (обнародовать) настоящее Решение в сайте МО «<адрес>». К решению прилагается Приложение, состоящее из 4 разделов бюджетной росписи;

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>», согласно которому вынесено распоряжение о перечислении денежных средств на подготовку и проведения выборов депутатов Собрания Депутатов МО «<адрес>» на сумму 297470 рублей, на счет комиссии , согласно утвержденной смете доходов и расходов избирательной комиссии;

Заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией МО «<адрес>» <адрес>, согласно которой на счет УИК 1575, перечислены денежные средства на сумму 99 170 рублей для проведения выборов, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ;

Заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией МО «<адрес>» <адрес>, согласно которой на счет УИК 1575, перечислены денежные средства на сумму 99 150 рублей для проведения выборов, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ;

Заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией МО «<адрес>» <адрес>, согласно которой на счет УИК 1575, перечислены денежные средства на сумму 99 150 рублей для проведения выборов, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ;

Договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между УИК « 1575 «<адрес>» <адрес> (Заказчик) и ИП ФИО8 (Исполнитель), согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель выполняет работы по изготовлению бюллетеней по выборам депутатов представительных органов самоуправления на сумму 27570 рублей. Исполнение договора закреплено Актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, накладной за от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией (ККМ) на сумму 27570 рублей.

Таким образом, из исследованных судом доказательств следует, что финансирование на изготовленные бюллетеней для выборов депутатов Собрания Депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. (11,12,13 сентября) были осуществлены из бюджетных ассигнований.

Довод административного истца ФИО1 о том, что финансирование по изготовлению бюллетеней для выборов депутатов Собрания Депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва. (11,12,13 сентября) седьмого созыва, произведено не из бюджетных средств, с учетом записей в представленном им заявлении, судом отклоняется, поскольку такой довод не нашел свое подтверждение, что также опровергается исследованным судом письменными доказательствами.

Заявленное административным истцом ФИО1 ходатайство об истребовании всех документов из УИК , связанных с открытием счета и ведения финансовых операций при проведении выборов депутатов Собрания Депутатов сельского поселения муниципального образования «<адрес>» седьмого созыва судом отклонено, поскольку исследованных судом материалах, административным ответчиком представлены достаточные сведения о финансировании и изготовлении бюллетеней, оснований, сомневаться в которых у суда не имеется. По тем же основаниям судом отклонено ходатайство о необходимости дождаться запрошенной судом в рамках подготовки дела банковской выписки по лицевому счету административного ответчика, что привело бы к существенному затягиванию рассмотрения дела по существу.

С учетом изложенного, руководствуясь вышеизложенными нормами законов, оценив представленные доказательства в соответствии с положениям ч. 1 ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд не находит нарушения прав и законных интересов административного истца ФИО1, в связи с чем, приходит к выводу, что требования подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Участковой избирательной комиссии о признании незаконным действий Избирательной комиссии МО «<адрес>», выразившееся в финансировании выборов не из местного бюджета (заказ печати бюллетеней) незаконным, и о признании бюллетеней, выданных на выборах депутатов собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>» седьмого созыва (11,12,13 сентября), напечатанными незаконно, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированной части решения, путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.

Резолютивная часть решения составлена и опечатана в совещательной комнате 04.08.2021

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись З.Р. Минаев