ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-68/2020УИД от 04.03.2020 Селемджинского районного суда (Амурская область)

Дело а-68/2020 УИД: 28RS0-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года пгт. Февральск

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Н.Г.

при секретаре Сютик С.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Селемджинского района Соловаровой А.В.,

представителя заинтересованного лица председателя Стойбинского Совета народных депутатов ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Стойбинского сельсовета Селемджинского района о признании незаконным бездействия по формированию (составлению) проекта решения о бюджете Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, соответствующего требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, и обязать составить проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обязать внести проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов для рассмотрения в Стойбинский Совет народных депутатов с приложением необходимых документов в соответствии со ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; обратив решение суда к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц – жителей с. Стойба Селемджинского района, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обосновании которого указал следующее.

Прокуратурой Селемджинского района в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при формировании и принятии бюджетов муниципальных образований на 2020 год, по результатам которой установлено, что по состоянию на 17 февраля 2020 года представительным органом Стойбинского сельсовета не утверждено решение о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, в поступившем в Совет народных депутатов 20 ноября 2019 года пакете документов отсутствовала текстовая часть проекта решения о бюджете. Решением должны быть утверждены сведения о бюджете, указанные в ч. 3 ст. 184.1 БК РФ, а также иные показатели, подлежащие утверждению решением о бюджете в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ и Положением о бюджетном процессе; в нарушение указанных выше норм, проект решения о бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов поступил в представительный орган 28 ноября 2019 года с нарушением сроков, установленных ст. 185 БК РФ и ст. 7.7, ст. 8.1 Положения о бюджетном процессе. Представленные приложения не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 184.1 БК РФ. Текстовая часть проекта решения о бюджете в Стойбинский сельский Совет народных депутатов не представлена. Приложение к проекту решения о бюджете сформировано без отражения доходов по видам и подвидам, а также статьям, подстатьям и элементам, что является нарушением принципа полноты отражения доходов (ст. 32 БК РФ). Документы, содержащие сведения о распределении прогнозных расходов, не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 184.1 БК РФ. Не предоставлены документы, подтверждающие прогнозируемые доходы, сметы, расчеты, обосновывающие непрограммные расходы на осуществление деятельности администрации сельсовета, двух казённых учреждений и на программные мероприятия на 2020 год и плановый период 2021 -2022 годов.

В нарушение ст. 179 БК РФ и п. 4 ст. 6 Положения о бюджетном процессе не утверждён объём бюджетных ассигнований на бюджетное обеспечение реализации муниципальных программ; программы не приведены в соответствие с нормами ст. 179 БК РФ; планируемые расходы на выполнение программных мероприятий не обоснованы, в программах не указаны конкретные мероприятия и направления использования средств, отсутствуют критерии определения эффективности и результативности; не утверждён объём межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам в очередном финансовом году; не утверждён общий объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств; не установлен общий объём условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объёма расходов бюджета; данные о расходах на оплату труда главы, муниципальных служащих сельсовета, специалистов МКУ Централизованная бухгалтерия и МКУ Дом Культуры не подтверждены нормативными основаниями и расчетами; не представлены расчёты и обоснования, подтверждающие обоснованность планируемых расходов на уплату транспортного и имущественного налогов, оплату коммунальных услуг; не представлены муниципальные правовые акты, определяющие порядок и условия выплаты муниципальных пенсий (планируемые публичные нормативные обязательства), отсутствуют расчёты, подтверждающие обоснованность планируемых расходов; нарушен порядок формирования кодов бюджетной классификации; верхний предел муниципального долга не соответствует требованиям абз. 2 ч. 6 ст. 107 БК РФ.

Главой администрации Стойбинского сельсовета также не представлены следующие документы: оценка ожидаемого исполнения доходов и расходов бюджета Стойбинского сельсовета; расчёт объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

При формировании бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов администрацией сельсовета не выполнены условия ст. 170.1 БК РФ и ч. 5 ст. 11 ФЗ № 172-ФЗ, так как в составе документов, приложенных к проекту решения, отсутствуют разработанные и принятые на муниципальном уровне документы долгосрочного бюджетного планирования.

Согласно п. 2 и 3 ст. 8.2 Положения о бюджетном процессе в течение 5 дней депутаты рассматривают проект решения о бюджете и формируют замечания и предложения. Подготовка замечания сообщается в течении 3-х дней в администрацию Стойбинского сельсовета. Глава Стойбинского сельсовета организует доработку проекта решения и бюджета и вносит уточнённый проект решения о бюджете в Стойбинский Совет народных депутатов не позднее 5-и дней с момента получения обобщений, замечаний и предложений.

В нарушение требований ст. 184.2 БК РФ, несмотря на неоднократные обращения представительного органа ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Стойбинского сельсовета о предоставлении документов, являющихся согласно ст. 184.2 БК РФ обязательным приложением к проекту решения о бюджете, указанные документы администрацией Стойбинского сельсовета не были предоставлены. В нарушение норм ст. 184.2 БК РФ в перечень документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета в представительный орган Стойбинского сельсовета, не включены:

- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального учреждения на 2020 год и 2021-2022 г.г. (в нарушение ст. 172 БК РФ);

- предварительные итоги социально-экономического развития территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально- экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

- реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год.

Таким образом, формирование бюджета не основывалось на основных направлениях бюджетной и налоговой политики; на бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период; на муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов принято решение о нерассмотрении проекта бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. в связи с ненадлежащим выполнением главой Стойбинского сельсовета ФИО2 исключительных полномочий, установленных ст. 169 БК РФ по составлению проектов местного бюджета, ст. 184.2 БК РФ, отказом в предоставлении дополнительных материалов и разъяснений по представленному проекту решения о бюджете, несоблюдением требований БК РФ по осуществлению процесса составления проекта решения о местном бюджете и неявкой на заседание народных депутатов Стойбинского сельского Совета по рассмотрению проекта решения о бюджете.

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов принято решение о переносе даты рассмотрения и принятия проекта решения о бюджете в связи с несоблюдением требований законодательства об обязательных публичных слушаниях проекта решения о бюджете.

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов принято решение «О принятии в первом чтении проекта решения Стойбинского сельсовета «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов». Главе Стойбинского сельсовета рекомендовано предоставить на рассмотрение соответствующий требованиям законодательства проект решения о бюджете во втором чтении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако главой Стойбинского сельсовета до настоящего времени в соответствии с требованиями действующего законодательства не сформирован проект решения о бюджете и не предоставлен в представительный орган местной администрации со всеми необходимыми приложениями.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении бюджетного законодательства, а также прав граждан, проживающих и находящихся на территории Стойбинского сельсовета. Бездействие органа местного самоуправления администрации Стойбинского сельсовета, по мнению административного истца, следует признать незаконным, поскольку бюджет муниципального образования является источником денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполняемых задач и функций местного самоуправления. Бюджетный финансовый год в Российской Федерации начинается с 01 января, следовательно, к этой дате должно вступать в силу решение о местном бюджете на очередной финансовый год, являющееся юридическим основанием для начала финансирования предусмотренных расходов и решения вопросов местного значения.

В связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства прокурором района внесены представления ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не устранены.

Руководствуясь п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 39, 125 КАС РФ, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации Стойбинского сельсовета по формированию (составлению) проекта решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г., соответствующего требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации; обязать администрацию Стойбинского сельсовета составить проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства; обязать администрацию Стойбинского сельсовета внести проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. для рассмотрения в Стойбинский Совет народных депутатов с приложением необходимых документов в соответствии со ст. 184.2 БК РФ; обратить решение суда к немедленному исполнению согласно ст. 188 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Селемджинского района Соловарова А.В. заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Стойбинского сельского Совета народных депутатов ФИО1 в судебном заседании пояснила, что поддерживает доводы административного иска прокурора в полном объёме.

Представитель административного ответчика администрации Стойбинского сельсовета Селемджинского района в судебное заедание не явился, извещён надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что проект бюджета предоставлен в Стойбинский сельский Совет согласно бюджетному законодательству; указывает на то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в первом чтении «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 г. и плановый период 2021-2022 г.г.» депутатами Стойбинского сельского Совета в первом чтении бюджет Стойбинского сельсовета принят; администрация Стойбинского сельсовета для принятия бюджета во втором чтении направила пакет документов в Стойбинский сельский Совет народных депутатов, согласно сопроводительным письмам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; председателем представительного органа указанные письма были получены. Административный ответчик обращает внимание на внесение Стойбинским сельским Советом народных депутатов разных поправок в бюджет. Так, согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении поправок в бюджет» указаны одни поправки, тогда как согласно решению, в котором отсутствует дата его принятия и номер, «О рассмотрении представления заместителя прокурора Селемджинского района» указаны другие поправки; согласно протоколу бюджетной комиссии ДД.ММ.ГГГГ- совсем другие.

Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, а также то, что его явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.

Изучив доводы административного иска, письменные возражения административного ответчика, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, свидетеля ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая изложенное, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с данным административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц - жителей <адрес>.

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений статей 169, 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее-БК РФ), Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 которого установлено, что к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Статьёй 185 БК РФ предусмотрено внесение администрациями муниципальных образований на рассмотрение представительного органа проекта решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом бюджета в представительный орган представляются документы и материалы в соответствии со ст. 184.2 настоящего кодекса.

Из ст. 55 Устава муниципального образования администрации Стойбинского сельсовета <адрес> следует, что разработку проекта бюджета сельского поселения осуществляет администрация сельского поселения на основании прогноза социально-экономического развития сельского поселения и отраслей экономики сельского поселения в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Порядок и сроки составления проекта бюджета сельского поселения, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом бюджета, утверждается главой Стойбинского сельсовета.

Составление проекта бюджета сельского поселения начинается за пять месяцев до начала очередного финансового года.

Порядок рассмотрения и утверждение бюджета сельского поселения - Стойбинского сельсовета <адрес> закреплён в ст. 56 Устава поселения, согласно которой глава Стойбинского сельсовета вносит проект нормативного правового акта о районном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение сельского Совета (ч. 1), проект бюджета сельского поселения, решение сельского Совета об утверждении бюджета сельского поселения, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета сельского поселения и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления сельского поселения, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат обнародованию (ч. 2), проект бюджета сельского поселения и годовой отчёт о его исполнении выносятся на публичные слушания (ч. 3), проект решения сельского Совета о внесении изменений и дополнений в бюджет сельского поселения может быть внесён на рассмотрение сельского Совета только по инициативе главы Стойбинского сельсовета или при наличии заключения главы Стойбинского сельсовета (ч. 4), внесение изменений и дополнений в решение сельского Совета о бюджете сельского поселения, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета, принимаются только при определении источников, компенсирующих уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета сельского поселения (ч. 5), решение сельского Совета о ставках налогов (сборов) и о льготах на очередной финансовый год должно быть принято до начала рассмотрения проекта решения сельского Совета о бюджете сельского поселения на очередной финансовый год.

ДД.ММ.ГГГГ решением Стойбинского Совета народных депутатов утверждено Положение «О бюджетном процессе в Стойбинском сельсовете» (далее-Положение о бюджетном процессе).

Из ст. 7.1 Положения о бюджетном процессе следует, что составление проекта бюджета Стойбинского сельсовета исключительная прерогатива администрации Стойбинского сельсовета.

В силу ст. 8, ст. 8.1 Положения о бюджетном процессе проект решения о бюджете вносится на рассмотрение Стойбинского сельского Совета народных депутатов не позднее 15 ноября текущего года и принимается ежегодно в 2-х чтениях на раздельных заседаниях.

Глава Стойбинского сельсовета вносит на рассмотрение в Стойбинский сельский Совет народных депутатов проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета (ст. 8.2 Положения о бюджетном процессе).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счётная палата (далее-КСП) <адрес> в лице аудитора ФИО6, руководствуясь абз. 3, ч. 2 ст. 157 БК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ от 07 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением «О Контрольно-счётной палате <адрес>», утверждённым <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, планом работы КСП <адрес> на 2019 год, утверждённым распоряжением председателя КСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением о передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в КСП <адрес>, Положением о бюджетном процессе в Стойбинского сельсовета <адрес>, принятым решением Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (далее-ПоБП сельсовета) провела экспертизу проекта решения «О проекте бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы» (первое чтение)», согласно которому установила нарушение норм БК РФ и ПоБП Стойбинского сельсовета. Проект решения о бюджете, документы и материалы к нему предоставлены в КСП <адрес> с нарушением сроков, установленных ст. 185 БК РФ и ст. 8.1 раздела 5 ПоБП сельсовета. Положения о бюджетном процессе Стойбинского сельсовета не отвечают требованиям норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. КСП <адрес> отмечает несогласованность действий и отсутствие контроля со стороны администрации сельсовета в вопросе исполнения полномочий по организации формирования сельского бюджета. Качество подготовки основополагающих документов бюджетного планирования остаются на низком уровне. Замечания КСП по процессу формирования сельского бюджета практически каждый год идентичны, однако надлежащие меры по их устранению не принимаются.

КСП <адрес> рекомендовала администрации Стойбинского сельсовета рассмотреть замечания и нарушения, изложенные в настоящем заключении; принять меры по их устранению; доработать проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. (текстовую часть, приложения к проекту, пояснительную записку); предоставить недостающие документы и материалы, необходимые при формировании бюджета сельсовета; подтверждение прогнозируемых доходов, сметы, расчеты, обосновывающие непрограммные расходы на осуществление деятельности администрации сельсовета, двух казённых учреждений и на программные мероприятия на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. Информацию о принятых мерах надлежало представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ с сопроводительным письмом. Положение о бюджетном процессе Стойбинского сельсовета необходимо было привести в соответствие с действующими нормами БК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинский сельский Совет народных депутатов принял решение о нерассмотрении проекта бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г., поскольку главой Стойбинского сельсовета ФИО2 ненадлежащим образом были исполнены исключительные полномочия, установленные ст. 169 БК РФ по составлению проектов местного бюджета, ст. 184.2 БК РФ, а также в связи с отказом в предоставлении дополнительных материалов и разъяснений по представленному проекту решения о бюджете, несоблюдением требований БК РФ по осуществлению процесса составления проекта решения о местном бюджете и неявкой на заседание народных депутатов Стойбинского сельского Совета по рассмотрению проекта решения о бюджете.

Согласно решению Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ дата рассмотрения и принятия проекта решения о бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. перенесена на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ согласно протоколу в администрации Стойбинского сельсовета состоялись публичные слушания по проекту решения «О бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.»

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов принято решение «О принятии в первом чтении проекта решения Стойбинского сельсовета «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», согласно которому Стойбинский сельский Совет народных депутатов принял в первом чтении проект Стойбинского сельсовета «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», утвердил основные характеристики бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год (прогнозируемый общий объём доходов бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год в сумме 11.359,0 тыс. руб.; прогнозируемый общий объём расходов бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год в сумме 11.359,0 тыс. руб.; прогнозируемый объём дефицита бюджета Стойбинского сельсовета на год в сумме 0 тыс. руб.), утвердил основные характеристики бюджета Стойбинского сельсовета на плановый период (прогнозируемый общий объём доходов бюджета Стойбинского сельсовета на 2021 год в сумме 12.228,9 тыс. руб. и на 2022 год в сумме 13.049,6 тыс. руб.; прогнозируемый общий объём расходов бюджета Стойбинского сельсовета на 2021 год в сумме 12.228,9 тыс. руб. и на 2022 год в сумме 13.049,6 тыс. руб.; прогнозируемый объём дефицита бюджета Стойбинского сельсовета на год в сумме 0 тыс. руб. и на 2022 год в сумме 0 тыс. руб.)

ДД.ММ.ГГГГ Стойбинским сельским Советом народных депутатов принято решение «О принятии поправок и дополнений в проект бюджета Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов», согласно которому Стойбинский сельский Совет народных депутатов внёс поправки и дополнения в проект бюджета Стойбинского сельсовета: увеличить лимиты расходов по целевой программе «Муниципальная целевая программа по благоустройству <адрес> на 2019-2023 г.г.» на 200,0 тыс. руб., заложить денежные средства на проектно-сметную документацию по строительству спортивного корта по программе «Местные инициативы» в размере 50,0 тыс. руб., заложить лимиты расходов на субсидирование подвозной воды в размере 50,0 тыс. руб., заложить лимиты расходов на полив дороги <адрес> размере 50,0 тыс. руб., заложить лимиты расходов по целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма, а также создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов на территории Стойбинского сельского поселения на 2016-2020 г.г.» в размере 5,0 тыс. руб. Главе Стойбинского сельсовета рекомендовано предоставить на рассмотрение соответствующий требованиям законодательства проект решения о бюджете во втором чтении в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Административным ответчиком представлены в суд документы, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) администрация Стойбинского сельсовета <адрес> направила в Стойбинский сельсовет народных депутатов проект решения Стойбинского сельсовета «О проекте бюджета муниципального образования Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.» для принятия во втором чтении с приложенными к нему документами.

Данный проект решения Стойбинским сельсоветом народных депутатов был направлен в Контрольно-счётную палату <адрес> для проведения экспертизы.

Согласно заключению Контрольно-счётной палаты <адрес>-поселение/2020 на проект решения «О бюджете Стойбинского сельсовета <адрес> на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов во втором чтении» от ДД.ММ.ГГГГ в представленном проекте решения о бюджете по-прежнему отсутствуют обоснования планируемых ассигнованиях из бюджета сельсовета; администрацией сельсовета не приняты надлежащие меры по устранению замечаний Контрольно-счётной палаты. В связи с затянувшимся процессом принятия бюджета, непринятием администрацией сельсовета мер по устранению замечаний по оформлению проекта решения Контрольно-счётной палатой <адрес> подготовлен образец проекта с приложениями, который сформирован по данным приложений к проекту решения, представленного в КСП на экспертизу. Контрольно-счётной палатой <адрес> предложено администрации сельсовета сформировать проект решения по предлагаемому образцу; включить в проект достоверные и обоснованные данные о планируемых бюджетных ассигнованиях; представить Стойбинскому Совету народных депутатов нормативно-правовые акты и расчёты, подтверждающие обоснованность и достоверность планируемых ассигнований.

Из представленного административным ответчиком в суд сопроводительного документа следует, что ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) администрация Стойбинского сельсовета <адрес> вновь направила в Стойбинский сельсовет народных депутатов проект решения Стойбинского сельсовета «О проекте бюджета муниципального образования Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.» для принятия во втором чтении с внесенными поправками и изменениями, а также с приложенными к нему документами.

Из решения Стойбинского сельсовета народных депутатов по рассмотрению представления заместителя прокурора <адрес> следует, что главе Стойбинского сельсовета рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ рассмотреть замечания и предложения по проекту решения, внести соответствующие изменения в проект решения и представить в Стойбинский сельский Совет народных депутатов; назначена дата рассмотрения проекта решения о бюджете на ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола очередного заседания Стойбинского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением Совета народных депутатов проект решения «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.» большинством голосов не принят во втором чтении, направлен главе Стойбинского сельсовета для принятия мер по устранению замечаний в оформлении проекта бюджета.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО1, являющаяся председателем Стойбинского сельсовета пояснила, что полученный ею ДД.ММ.ГГГГ от главы администрации Стойбинского сельсовета ФИО2 проект решения о бюджете для принятия во втором чтении также не был приведён в соответствие с ранее данными Контрольно-счётной палатой рекомендациями, не представлены все запрошенные документы, выявленные нарушения не исправлены, поэтому было принято решение данный проект с многочисленными нарушениями не принимать.

Из представленных административным истцом документов следует, что в адрес главы Стойбинского сельсовета ФИО2 в связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства в части формирования и принятия бюджета на 2020 год прокурором <адрес> внесены представления ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, однако нарушения не устранены.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству представителя заинтересованного лица в качестве свидетеля ФИО7 – председатель Контрольно-счётной палаты <адрес> суду показала, что первоначально экспертиза по проекту решения о бюджете Стойбинского сельсовета была проведена аудитором Контрольно-счётной палаты ФИО6; документы в адрес Контрольно-счётной палаты поступили ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 по электронной почте с её личного адреса; в дальнейшем какие-то документы были представлены и главой сельсовета ФИО2 Анализ этих документов на предмет соответствия Бюджетному кодексу РФ и Положению о бюджетном процессе был очень подробно изложен аудитором в заключение от ДД.ММ.ГГГГ. Были установлены многочисленные нарушения, которые при этом являлись длительного характера, поскольку имели место быть в 2016, 2017, 2018 годах по бюджетам, отсутствовала текстовая часть проекта решения о бюджете. Меры к устранению замечаний администрацией не принимались. Основы формирования бюджета определены бюджетным законодательством, в том числе существует определённый перечень документов, которые ложатся в основу бюджета. Эти документы должны были быть сформированы, соответственно, не позже чем сформирован бюджет, но этого не делалось в Стойбинском сельсовете не только в 2019 году, но и на протяжении длительного времени. В Стойбинском сельсовете поменялся представительный орган, депутаты представительного органа сочли, что для них такой бюджет не достаточный, они просили разъяснений о том, откуда такие цифры в бюджете. Кроме табличного варианта в приложении никаких документов, обосновывающих данные расходы, администрацией сельсовета не предоставлено до настоящего времени. Не представлена нормативно-правовая база, которая бы позволила Контрольно-счётной палате при отсутствии даже этих расчётов провести анализ обоснованности расходов, например, на предмет суммы, заложенной на оплату заработной платы главы сельсовета, муниципальных служащих; коды бюджетной классификации были указаны не верно. Они неоднократно запрашивали данные документы, но глава Стойбинского сельсовета постоянно вводила их в заблуждение; она неоднократно была привлечена к административной ответственности за невыполнение законных требований должностных лиц Контрольно-счётной палаты. В ходе последней экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что вновь поступивший проект решения идентичен тому, что был в первом чтении, только была приписка «во втором чтении». Этот проект также содержал недостоверные данные, он был не правильный и по тексту и не соответствовал нормам Бюджетного кодекса РФ. Она (ФИО7) лично устранила замечания в представленном проекте решения о бюджете, которое приложила в качестве образца, но указала, что нужно поставить цифры и сформировать проект по прилагаемому образцу, включить в проект достоверные и обоснованные данные о планируемых ассигнованиях. Для исправления указанных недостатков, составление проекта решения о бюджете, включения в него достоверных и обоснованных данных о планируемых бюджетных ассигнованиях, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, и внесения его для рассмотрения в Стойбинский Совет народных депутатов администрации Стойбинского сельсовета, при желании, может потребоваться срок максимум до одной недели.

В судебном заседании достоверно установлены обстоятельства, свидетельствующие о длительном бездействии со стороны администрации сельсовета в вопросе исполнения полномочий по организации формирования сельского бюджета; административным ответчиком администрацией Стойбинского сельсовета в соответствии с требованиями действующего законодательства в нарушение сроков, установленных ст. 185 БК РФ и ст. 8.1 раздела 5 Положения о бюджетном процессе Стойбинского сельсовета, и до настоящего времени не сформирован проект решения о бюджете и не предоставлен в представительный орган местной администрации - в Стойбинский сельский Совет народных депутатов со всеми недостающими документами, приложениями, материалами, необходимыми при формировании бюджета сельсовета, подтверждающими прогнозируемые доходы, сметы, расчёты, обосновывающие непрограммные расходы на осуществление деятельности администрации сельсовета, двух казённых учреждений и на программные мероприятия на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении бюджетного законодательства, а также прав граждан, проживающих и находящихся на территории Стойбинского сельсовета.

Бездействие административного истца - органа местного самоуправления администрации Стойбинского сельсовета суд признаёт незаконным, поскольку бюджет муниципального образования является источником денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполняемых задач и функций местного самоуправления.

Административному ответчику необходимо сформировать проект решения «О бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г.», включив в него достоверные и обоснованные данные о планируемых бюджетных ассигнованиях; представить сформированный проект Стойбинскому Совету народных депутатов с приложением необходимых документов – нормативно-правовых актов и расчётов, подтверждающих обоснованность и достоверность планируемых бюджетных ассигнований, в соответствии с требованиями ст. 184.2 БК РФ.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Доводы административного ответчика о том, что проект решения о бюджете не принимается Стойбинским Советом народных депутатов, поскольку депутатами каждый раз в него вносятся разные поправки, суд находит несостоятельным. Из анализа исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, следует, что как первоначально составленный администрацией Стойбинского сельсовета проект решения, так и последующие проекты не соответствовали нормам Бюджетного кодекса РФ, в них отсутствовали достоверные и обоснованные данные о планируемых бюджетных ассигнованиях, не были приложены необходимые нормативно-правовые акты и расчёты, подтверждающих обоснованность и достоверность планируемых бюджетных ассигнований, в соответствии с требованиями ст. 184.2 БК РФ.

При таких обстоятельствах административный иск прокурора <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии со ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению (ч. 1).

В случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определённой категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием (ч. 2).

Учитывая требования ст. 188 КАС РФ, суд с учётом конкретных особых обстоятельств по настоящему административному делу, в том числе, принимая во внимание длительный характер незаконного бездействия административного ответчика, а также тот факт, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу интересам жителей <адрес>, в чьих интересах выступает административный истец, вместе с тем, учитывая характер фактических действий, которые необходимо выполнить административному ответчику на основании указанного решения, суд полагает необходимым удовлетворить требование административного истца о немедленном исполнении решения суда.

При этом суд считает необходимым разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц - жителей <адрес>, к администрации Стойбинского сельсовета <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Стойбинского сельсовета <адрес>, выразившееся в нарушении установленного законом срока по исполнению полномочий по организации формирования (составления) проекта решения о бюджете Стойбинского сельсовета на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г., соответствующего требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, незаконным.

Обязать администрацию Стойбинского сельсовета <адрес> совершить действия, направленные на формирование (составление) проекта решения о бюджете Стойбинского сельсовета <адрес> на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г., включив в проект достоверные и обоснованные данные о планируемых бюджетных ассигнованиях, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Обязать администрацию Стойбинского сельсовета <адрес> внести проект решения о бюджете Стойбинского сельсовета <адрес> на 2020 год и плановый период 2021-2022 г.г. для рассмотрения в Стойбинский Совет народных депутатов с приложением необходимых документов – нормативно-правовых актов и расчётов, подтверждающих обоснованность и достоверность планируемых бюджетных ассигнований, в соответствии с требованиями ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

На решение участвующими в деле лицами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с 04 марта 2020 года.

Судья Н.Г. Комарова