Дело № а -692/2020
Р Е Ш Е Н И Е
(в окончательной формулировке )
Именем Российской Федерации
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Сунгурова Р.Г.
при секретаре судебного заседания Черниковой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному агентству по управлению государственным имуществом в РД о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны расположенного по <адрес>, с инвентаризационной записью №
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд исковыми требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному агентству по управлению государственным имуществом в РД о признании бездействия ответчика на непринятие меры направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности РФ на защитное сооружение гражданской обороны расположенного по адресу <адрес> инв.№ незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны расположенного в <адрес>
Обязав ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности РФ защитного сооружения гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер №.
Согласно представленного искового заявления следует, Прокуратурой города в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка исполнение законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об объектах гражданской обороны.
Установлено, что по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны, инвентаризационный № (далее - ЗС ГО).
Данное ЗС ГО до настоящего времени не поставлено на кадастровый учет, не включено в реестры федеральной, государственной или муниципальной собственности, не имеет правообладателя и является фактически бесхозяйным.
В этой связи не проводятся мероприятия по поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию, что приводит к утрате сооружениями гражданской обороны защитных свойств.
Также, в ходе проверки, проведенной с привлечением специалистов ГУ МЧС России по РД установлено, что указанное ЗС ГО содержится в нарушение «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) а именно:
- не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей, герметических дверей и ставень имеются следы ржавчин, не исправны затворы, из-за высокой влажности в помещениях ЗС, присутствия грунтовых и подпочвенных вод. (п.3.2.1. Правил);
- состояние фильтровентиляционной системы неисправное и не пригодны к дальнейшей эксплуатации из-за высокой влажности в помещениях ЗС (п.п.ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил);
- не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО (п.10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№).
Проведение проверки в полном объеме не представилось возможным поскольку объект затоплен.
Разграничение государственной собственности осуществляется в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Из пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 Постановления, передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений их компетентных органов, до момента определения соответствующего собственника они относятся к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 вышеуказанного постановления прямо не указаны. Следовательно, до передачи их в собственность субъекта федерации являются федеральной собственностью.
Как установлено по результатам проверки данное ЗС ГО, в собственность Республики Дагестан не передавалась и на настоящий момент из состава федеральной собственности не выбыло.
Кроме того, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от ДД.ММ.ГГГГ, защитные сооружения гражданской обороны отнесены к объектам федеральной собственности, не подлежащим приватизации.
Таким образом, ЗС ГО, расположенное в <адрес> находится в федеральной собственности. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управление и распоряжение федеральным имуществом в соответствии с п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно либо через министерства и ведомства, которым делегированы соответствующие полномочия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД), утвержденному Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ№, территориальное управление:
- осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением;
- осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;
- осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Агентство;
- выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Республики Дагестан федерального имущества возложено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (ТУ Росимущества в РД).
Несмотря на требования закона, ТУ Росимущества в РД не выполняет своих обязанностей по обеспечению учета федерального имущества.
ЗС ГО, расположенное по <адрес> до настоящего времени не включено в реестр федерального имущества, не поставлено на кадастровый учет, право федеральной собственности на него не зарегистрировано.
В этой связи работы по содержанию данного ЗС ГО не осуществляются, мероприятия по гражданской обороне не проводятся.
Вместе с тем в соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Статьей 7 Закона № 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии со ст. 210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Статья 39 КАС РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы Российской Федерации заключаются о включении в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на указанное ЗС ГО.
Интересы неопределённого круга лиц заключаются в обеспечении безопасности ЗС ГО при его содержании и эксплуатации.
Просятпризнать незаконным бездействие ответчика ТУ Росимущества в РД в части непринятия мер по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационной №.
- Обязать ответчика ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации защитного сооружения гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационной №.
- Обязать ТУ Росимущества в РД привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в <адрес>, инвентаризационной №.
- Обязать ответчика ТУ Росимущества в РД устранить нарушения, указанные в настоящем административном исковом заявлении при, содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны расположенного в <адрес>, инвентаризационной №, и сообщить в суд и в прокуратуру <адрес> об исполнении решения суда в течении одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Будучи надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения исковых требований в судебное заседание не явились представители прокурора <адрес> и ТУ Росимущества в РД, и об уважительности своей неявки в суд не сообщили. Согласно заявления представитель прокурора <адрес> просит рассмотреть исковые требования в их отсутствии, поддержав свои исковые требования в полном объеме.
Рассмотрев материалы гражданского дела суд пришел к следующему выводу.
Согласно справки помощника прокурора <адрес> последним с привлечением начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической, медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения Главного управления МЧС России по <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: <адрес>, РД, инв. N 115-05 в ходе которой установлено следующее:
Защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1978 году, встроенное в 3- х этажное здание, на баланс города ЗС ГО не передан, бесхозяйное. При этом на указанном сооружении
Исходя из справки помощника прокурора <адрес> следует, что балансодержатель защитного сооружения гражданской обороны расположенного на территории завода АО «Каспийский завод точной механики» по адресу <адрес> за № не установлен.
Согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 7 Закона № 28-ФЗ Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ)
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 404-ФЗ)
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ)
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
(в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 158-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ)
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
(абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ)
Исходя из изложенного следует, что федеральные органы в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В соответствии со ст. 210Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из письма Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по РД по распоряжению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация ЗС ГО по итогу которой подготовлен перечень объектом предлагаемые на учет в реестре федеральной собственности и оформления права собственности РФ.
Данных об устранении имеющихся нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны на указанном защитном сооружении установленных в результате проведенной проверки Территориальным органом управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по РД и включения указанного защитного сооружения в реестр федерального имущества с постановкой на кадастровый учет суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд считает установленным факт наличия на нарушений со стороны Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по РД Федерального закона № ФЗ « О гражданской обороне», установленного в ходе проведенной проверки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному агентству по управлению государственным имуществом в РД о признании бездействия Территориального агентства по управлению государственным имуществом в РД по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности РФ на защитное сооружение гражданской обороны расположенного в <адрес> инв. номер № незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства на объекте гражданской обороны расположенного в <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие ТУ Территориального агентства по управлению государственным имуществом в РД по непринятию мер направленных на включение в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности РФ на защитное сооружение гражданской обороны расположенного в <адрес> с инв. Номер № незаконным.
Обязать ТУ Росимущества в РД совершить все необходимые действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности РФ защитного сооружения гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер №.
Обязать ТУ Росимущества в РД устранить нарушения при содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны расположенное в <адрес> инвентаризационный номер№.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд..
Председательствующий Сунгуров Р.Г.
Решение в окончательной формулировке вынесено ДД.ММ.ГГГГ