ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-694/16 от 08.07.2016 Белогорского районного суда (Республика Крым)

Дело -а-694/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2016 года г. Белогорск

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Балема Т.Г.,

при секретаре - Задерецкой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске административное дело по иску Ибадуллаевой С.Х. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Ибадуллаева С.Х. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.

Свои требования мотивирует тем, она является владельцем домовладения по адресу: <адрес>. Решением 16 сессии 4 созыва Чернопольского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ ей было дано разрешение разработать проект отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек в <адрес>, площадью <данные изъяты> га. Проект отвода земельного участка был ею разработан. Однако не был утверждён. В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру, предоставила межевой план и просила осуществить постановку на кадастровый учёт с целью последующего дооформления земельного участка в собственность. Решение5м от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик приостановил осуществление кадастрового учёта. Основанием приостановления было указано то обстоятельство, что решение Чернопольского сельского совета Белогорского района от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением ответчика истец не согласна, поскольку считает, что указанное решение Белогорского городского совета не утратило свою силу. После вступления Республики Крым в состав Российской Федерации определен порядок дооформления права на земельные участки, начатого до принятия ФКЗ. Считает, что ответчик безосновательно отказал ей в постановке земельного участка на кадастровый учёт, просит иск удовлетворить.

ДД.ММ.ГГГГ представитель истца по доверенности Никитин А.И. представил в суд уточнённое исковое заявление - просил восстановить пропущенный срок на обжалование решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учёт, признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учёт по заявлению Ибадуллаевой С.Х. обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить постановку на кадастровый учёт земельного участка в <адрес>, по заявлению Ибадуллаевой С.Х. без номера от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца Никитин А.И. уточнённые исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать.

Заслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или спариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Судом установлено, что решением 16 сессии 4 созыва Чернопольского сельского совета Белогорского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ Ибадуллаевой С.Х. разрешено разработку проекта отвода земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек в <адрес>, площадью <данные изъяты> га (л.д.24).

После вступления Республики Крым в состав РФ определен порядок дооформления права на земельные участки, начатом до принятия Федерального конституционного закона.

Согласно ст. 22, 25 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 25.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступленияв силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:

1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статьей 13, 14 Закона установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.

Согласно пункту 3 раздела 2 Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» от ДД.ММ.ГГГГ-VI, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, принятые и не исполненные до вступления в силу указанного закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу названного закона.

В соответствии с п.4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Советом министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с п.5 ч.2 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществление кадастрового учёта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а, приостановлено в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре, а именно: межевой план (л.д.5-6).

В соответствии с ч.ч.9,10 ст.26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

Однако, как установлено судебным рассмотрением, истцом для осуществления кадастрового учета каких-либо дополнительных сведений для осуществления кадастрового учёта не предоставлено.

Следовательно, административный ответчик правомерно приостановил осуществление кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес> а, поскольку административным ответчиком установлено, что необходимые для кадастрового учета документы по их содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Однако указанное решение в установленный законом срок Ибадуллаева С.Х. не обжаловала.

Учитывая, что достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, судебным рассмотрением не установлено и Ибадуллаевой С.Х. не представлено, суд приходит к выводу, что у нее имелась реальная возможность для обращения в суд за защитой своих прав в установленные ст.219 КАС РФ сроки, в случае, если она считала, что данным решением были нарушены ее права.

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отказано в осуществлении кадастрового учёта объекта недвижимости в связи с истечением срока приостановления кадастрового учёта. Обстоятельства, послужившие для принятия решения о приостановлении, не устранены (л.д.21).

В соответствии с п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

В оспариваемом административным истцом постановлении основанием для отказа в осуществлении кадастрового учёта земельного участка указано: истек срок приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. Таким образом, суд считает, что отказ Ибадуллаевой С.Х. в постановке земельного участка на кадастровый учёт от ДД.ММ.ГГГГ. осуществлен в соответствии с требованиями Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ, в пределах компетенции и полномочий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

При этом, что касается ходатайства о восстановлении срока на обжалование решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учёт по заявлению Ибадулаевой С.Х. суд также не находит оснований для его удовлетворения, поскольку Ибадуллаева С.Х., ДД.ММ.ГГГГ через представителя обратившаяся к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учёт, только в марте 2016 года обратилась в суд с иском о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учёта, не представила

доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, соответственно результатами рассмотрения её заявления не интересовалась, из чего суд приходит к выводу, что у нее имелась реальная возможность для обращения в суд за защитой своих прав в установленные ст.219 КАС РФ сроки, в случае, если она считала, что данным решением были нарушены ее права.

Таким образом, судебным рассмотрение установлено, что оснований для удовлетворения исковых требований Ибадуллаевой С.Х. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Ибадуллаевой С.Х. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: