ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6/2022 от 21.01.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело а-6/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2022 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре Данилиной Е.В.,

с участием: представителя административного ответчика – ФИО1,

представителя заинтересованного лица – ФИО2,

прокурора Махини В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО к Правительству города Севастополя, заинтересованное лицо – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

27 декабря 2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», которым, также утвержден Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1) (далее – Постановление Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года).

Данный нормативный правовой акт подписан высшим должностным лицом субъекта РФ – временном исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя ФИО3, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя, и опубликован 30.12.2019 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).

ФИО обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в части абз. 2 п. 13.15 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1), согласно которого размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 - 5 пункта 13.1 настоящего Порядка, определяется с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, но не может быть меньше цены, рассчитанной по методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя и действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, с дополнительным применением понижающего коэффициента 0,5.

Так, в обоснование иска ФИО4 указывает, что он является индивидуальным предпринимателем, который осуществляет деятельность по продаже натуральной молочной продукции Сакского молокозавода на территории города Севастополя с 2011 года, в связи с чем, стал участников торгов на право заключения договора на размещение НТО.

22.02.2018 года он заключил договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее – НТО) с Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя по результатам торгов на право заключения договора на размещение НТО (протокол заседания аукционной комиссии от 31.01.2018 ).

Уполномоченный орган предоставляет хозяйствующему субъекту право размещения НТО, не являющегося объектом недвижимого имущества, характеристики которого указаны в пункте 1.3 настоящего Договора, по адресу ориентиру в соответствии со Схемой размещения НТО на территории города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП» (номер в Схеме 342): . Тип Объекта: киоск, площадью 10 кв.м. Период функционирования объекта: круглогодично. Специализация объекта: продовольственная группа товаров (молоко, молочная продукция). Срок действия договора с 22.02.2018 по 31.12.2018 год. (п. 1 договора).

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 8 539,92 руб., всего 55 983,92 руб. (т. № 2, л.д. 13 – 22).

Далее, 19.02.2019 года он заключил договор на размещение нестационарного торгового объекта с Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя на основании п. 3 п. 14.1 раздела 14 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП». Срок действия договора с 01.01.2019 по 31.12.2019 год. (п. 1 договора).

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 9488,80 руб., всего 56 932,80 руб. (т. № 2, л.д. 24 – 33, 64 - 73).

Также, 17.03.2020 года был заключён договор на размещение нестационарного торгового объекта с Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя без проведения торгов на основании пп. 4 п. 13.1 раздела 13 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 № 246-ПП и от 29.05.2015 № 459-ПП». Срок действия договора с 01.01.2020 по 31.12.2024 год. (п. 1 договора).

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 9488,80 руб., всего 56 932,80 руб. (т. № 2, л.д. 24 – 33, 64 - 73).

Оплата по данному договору рассчитывается согласно Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя. В результате чего, размер платы за размещение НТО должен быть экономически обоснованным и целесообразным, что повлекло нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, что ставит под сомнение рентабельности функционирования НТО.

Указанный Порядок, по мнению административного истца, в оспариваемой части является необоснованным и противоречит:

- основам государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, закрепленным в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а именно соблюдению прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, баланса экономических интересов указанного хозяйствующего субъекта;

- п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающему, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного ответчика –ФИО1 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица – ФИО2 с иском не согласился в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Административный истец ИП ФИО в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Ранее, представитель административного истца – ФИО5 исковые требования поддержала в полном объёме с учетом дополнений.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При обращении в суд с административным иском административный истец указывал, что применением оспариваемого постановления Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года затрагиваются его права как хозяйствующего субъекта на определение экономически обоснованного размера платы на размещение НТО, расположенного по адресу: Российская Федерация, .

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).

Названные нормы дают основание индивидуальным предпринимателям обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения. ИП ФИО имеет право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку полагает, что его права нарушены указанным нормативно-правовым актом.

Согласно положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации регулирует отношения возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации») и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3, п. п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 6 вышеуказанного федерального закона).

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из 3 федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно - аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.

Согласно части 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС Правительство Севастополя является постоянно действующим, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издает постановления Правительства Севастополя

Согласно пункту 16 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий устанавливает правила организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города Севастополя, правила работы и порядок размещения рынков, объектов мелкорозничной сети и иных торговых объектов на территории города Севастополя, организует и координирует региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных правил; осуществляет в сфере экономики иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Севастополя, иными законами города Севастополя, указами Губернатора.

Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».

Подпунктом 3 п. 5.2 Регламента Правительства Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 года № 1084-ПП «Об утверждении Регламента Правительства Севастополя» предусмотрено, что Правительство Севастополя издает постановления Правительства Севастополя.

Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.

Обязанность опубликования нормативного правого акта в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена ч. 7 ст. 36 Закон города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» и в данном случае административным ответчиком исполнена.

Постановление Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года опубликовано 30.12.2019 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). (т. № 2, л.д. 74 - 75).

Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.I ЗК РФ, в главе V.6 этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 указанного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

В силу пункта 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Согласно частям 1-3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

Указанное предписание означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В рамках реализации перечисленных выше полномочий Правительство Севастополя 27.12.2019 года постановлением № 700-ПП утвердило Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1), согласно пункту 1.6 которого торговая деятельность (оказание услуг населению) с использованием НТО осуществляется:

1) на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, не переданных в пользование на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, - в соответствии со Схемой и договором на размещение НТО, который заключается в соответствии с настоящим Порядком, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО производителями продовольственных товаров, - в соответствии с утвержденным Правительством Севастополя Порядком заключения с производителем продовольственных товаров договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, и относительно мест размещения НТО, расположенных в границах пляжной территории, в отношении которой заключен договор о благоустройстве пляжа, - в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 22.03.2016 № 220-ПП «О благоустройстве пляжей города Севастополя»;

2) на земельных участках (частях земельных участков), находящихся в собственности города Севастополя, переданных в пользование на правах аренды, постоянного (бессрочного) пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления, - в соответствии со Схемой и договором аренды или иным гражданско-правовым договором, который заключается в порядке, определенном пользователем земельного участка (части земельного участка), с учетом требований, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

В названном Порядке размещения нестационарных торговых объектов, помимо прочего, содержится указание на то, что размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 - 5 пункта 13.1 настоящего Порядка, определяется с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, но не может быть меньше цены, рассчитанной по методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя и действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, с дополнительным применением понижающего коэффициента 0,5. (абз. 2 п. 13.15 Порядка).

Как установлено в ходе разбирательства и усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО осуществляет деятельность по розничной торговле, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, что подтверждено выпиской из ЕРИП.

Данные услуги ФИО оказывает на одном торговом объекте со специализацией «продовольственная группа товаров (молоко, молочная продукция», расположенного по адресу: , место на Схеме расположения НТО , на основании заключенного с Главным управлением потребительского рынка и лицензирования Севастополя договора от 17.03.2020 года со сроком действия до 31.12.2024 года.

При этом, согласно пункту 3 названного договора, плата за размещение НТО за календарный месяц определена в размере без НДС 47444,00 руб., НДС 9488,80 руб., всего 56932,80 руб. Также в названном договоре содержится пункт о том, что в случае изменения нормативных правовых актов города Севастополя, регулирующих исчисление размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, размер платы за размещение Объекта подлежит изменению с даты вступления в силу соответствующих изменений, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом, которым вносятся такие изменения (п. 3.7).

Таким образом, на территории города Севастополя размер платы за размещение НТО рассчитывается в соответствии с утвержденной Правительством Севастополя методикой, является существенным условием соответствующего договора на размещение НТО, изменение размера платы посредством изменения методики расчета (формулы, коэффициентов) затрагивает права и интересы хозяйствующего субъекта, в связи с чем, в случае несогласия с размером платы по договору на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, который был заключен с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, хозяйствующий субъект имеет право оспорить названный Порядок в судебном порядке. Следовательно, административный истец является субъектом спорных правоотношений.

В свою очередь федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Следовательно, вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, утверждение Правительством Севастополя оспариваемого Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя осуществлено в пределах компетенции и полномочий данного органа исполнительной власти.

Исходя из принципа платности землепользования, с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 года).

К числу таких принципов относится, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон, орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта в названной сфере, в том числе применительно к сходным правоотношениям по определению платы за размещение НТО, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Административный истец оспаривает размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 - 5 пункта 13.1 Порядка, который определяется с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, но не может быть меньше цены, рассчитанной по методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя и действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, как не имеющий экономического обоснования.

Так, 09.11.2015 года Правительством Севастополя издано постановление № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31 марта 2015 года № 246-ПП и от 29 мая 2015 года № 459-ПП», которым утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Положение о порядке заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Севастополя, Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя до 01.01.2019 года. (далее - Постановление Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года).

27.12.2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», которым признано утратившим силу постановление Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года и утверждены Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта, Методика определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя.

В том числе и в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 269-ПП «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов города Севастополя и экспертизы нормативных правовых актов города Севастополя» Департаментом экономического развития города Севастополя подготовлено экспертное заключение от 16.12.2019 года № об изменении законодательства города Севастополя в части размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя.

С введением в действие Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года, порядок размещения НТО на территории города Севастополя не изменился, поскольку в качестве юридического закрепления прав субъектов, предусмотрено оформление договора на размещение НТО, который является основанием предоставления хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в соответствии со схемой их размещения.

Также, 27.12.2019 года Правительством Севастополя издано постановление № 701-ПП «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя до 01.01.2025 года».

Согласно п. 7.6 протокола заседания аукционной комиссии от 31.01.2018 к участию в аукционе на право заключения договоров на размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя было допущено восемь участников, включая ИП ФИО Начальная цена предмета аукциона в месяц без налога на добавленную стоимость составила 1 944,00 руб. Последнее предложение о цене предмета аукциона по лоту сделано ФИО на сумму 47 444,00 руб.

На основании п.п. 9.1, 9.2, 9.7 Положения о порядке заключения договора на размещение НТО объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя -ПП от 09.11.2015 года, с победителем аукциона по лоту - ИП ФИО заключен договор от 22.02.2018 года № на размещение НТО (киоска) со сроком действия с 22.02.2018 по 31.12.2018 года.

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 8 539,92 руб., всего 55 983,92 руб. (т. № 2, л.д. 13 – 22).

Как указанно в п.п. 1 п. 1.4 постановления Правительства Севастополя -ПП от 09.11.2015 года размещение НТО на землях и земельных участках (частях земельных участков), в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется в соответствии со Схемой с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуры, и достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также с учетом специализации и вида НТО.

Следовательно, срок действия договоров на размещения НТО не может быть более периода действия схемы размещения НТО на территории города Севастополя, в связи с чем, при утверждении Схемы размещения НТО на новый период заключаются новые договоры на размещение НТО со сроком действия не более периода действия такой Схемы.

В соответствии с п. 14.17 постановления Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года при наличии основания для заключения договора на размещение НТО без проведения торгов, предусмотренного в подпункте 3 пункта 14.1 настоящего Порядка, Уполномоченный орган вручает (направляет) хозяйствующему субъекту два экземпляра проекта договора на размещение НТО (без подписи Уполномоченного органа) в соответствии с типовой формой, утвержденной Правительством Севастополя.

Договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается с физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее - хозяйствующий субъект), без проведения торгов в случае размещения хозяйствующим субъектом в месте, указанном в разделе 1 приложения № 6 к постановлению Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя и внесении изменений в постановления Правительства Севастополя от 31.03.2015 N 246-ПП и от 29.05.2015 N 459-ПП» НТО, ранее размещенного в том же месте по договору на размещение НТО, заключенному с Уполномоченным органом и действовавшему по состоянию на 31.12.2018, при условии отсутствия по состоянию на 31.12.2018 задолженности по договорам на размещение НТО, ранее заключенным с Уполномоченным органом, в том числе по неустойке (штрафу, пене), включая задолженность, возникшую в период действия таких договоров в связи с изменением методики определения начальной цены договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной постановлением № 1030-ПП. (п.п. 3 п. 14.1 Постановления Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года)

В связи с чем, на основании п.п. 3 п. 14.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года, 19.02.2019 года с ИП ФИО был заключил договор на размещение НТО (киоска) со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 года.

Цена, которого формировалась исходя из требований п. 14.18 вышеуказанного порядка, размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основанию, предусмотренному в подпункте 3 пункта 14.1 настоящего Порядка, за исключением случаев, указанных в пункте 14.19 настоящего Порядка, определяется с учетом ранее заключенного договора и раздела 1 приложения № 6 к постановлению № 1030-ПП, но не может быть меньше цены, рассчитанной по Методике, действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, с дополнительным применением понижающего коэффициента 0,5.

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 9488,80 руб., всего 56 932,80 руб. (т. № 2, л.д. 24 – 33, 64 - 73).

В связи с чем, административный истец ИП ФИО, подписывая указанный договор, согласился с его условиями и не предпринимал действий по его расторжению по соглашению сторон.

В соответствии с абз. 2 п. 13.15 постановления Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года размер платы по договору на размещение НТО, заключаемому по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 - 5 пункта 13.1 настоящего Порядка, определяется с учетом ранее заключенного договора и действующей на день заключения договора на размещение НТО Схемы, но не может быть меньше цены, рассчитанной по методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной Правительством Севастополя и действующей на день заключения нового договора, с увеличением на сумму НДС, а относительно мест размещения НТО, предназначенных для размещения НТО инвалидами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в городе Севастополе, с дополнительным применением понижающего коэффициента 0,5.

Договор на размещение НТО в местах, определенных Схемой, заключается с физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее - хозяйствующий субъект), без проведения торгов в случае размещения хозяйствующим субъектом в месте, предусмотренном действующей редакцией Схемы, утвержденной Правительством Севастополя, НТО, ранее размещенного в том же месте по договору на размещение НТО, заключенному с Уполномоченным органом и действовавшему по состоянию на 31.12.2019 (далее в настоящем пункте - ранее заключенный договор) и относительно которого отсутствует действующий договор на размещение НТО, заключенный с Уполномоченным органом, при условии полного погашения до дня заключения договора, но не позднее 15.06.2020 задолженности по ранее заключенному договору, в том числе по неустойке (штрафу, пене), включая задолженность, возникшую в связи с изменением методики определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, в период действия ранее заключенного договора (п.п. 4 п. 13.1 Постановления Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года).

В связи с чем, на основании абз. 2 п. 13.15 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 700-ПП от 27.12.2019 года, 17.03.2020 года с ИП ФИО был заключил договор на размещение НТО (киоска) со сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2024 года.

Согласно п. 3 договора на размещение НТО размер платы за размещение объекта за календарный месяц составляет без НДС 47 444,00 руб., НДС 9488,80 руб., всего 56 932,80 руб. (т. , л.д. 24 – 33, 64 - 73).

Таким образом, размер платы по договору № от 22.02.2018 года на размещение НТО (47 444,00 руб. без НДС) формировался по результатам проведенного аукциона путем увеличения участниками аукциона начальной цены предмета аукциона (1 944,00 руб.), рассчитанной на основании Методики определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя № 1030-ПП от 09.11.2015 года, на «шаг аукциона» 500,00 руб., размер платы за размещение НТО при заключении в дальнейшем договоров от 19.02.2019 года и от 17.03.2020 года на размещение НТО без проведения торгов оставался неизменным и определялся с учетом ранее заключенного договора на размещение НТО по результатам аукциона.

При этом, в случае несогласия с размером платы за размещение НТО ИП ФИО мог отказаться от подписания проекта договора на размещение НТО от 19.02.2019 года и от 17.03.2020 года, либо расторгнуть их по соглашению сторон, чем индивидуальный предприниматель не воспользовался, продолжая своевременно и полностью вносить плату за размещение НТО в рамках указанных договоров, цена по которым не изменялась с февраля 2018 года.

Как указывалось ранее, на федеральном уровне вопрос об определении размера платы по договору на размещение НТО не урегулирован. Принимая во внимание, что целью заключения такого договора является размещение НТО на муниципальных или государственных землях, как и в случае заключения договора аренды земельного участка, к правоотношениям в сфере определения первоначальной цены названного выше договора применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 положения, содержащиеся в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

При этом нельзя не учитывать, что государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года № 424-О).

Таким образом, оспариваемые региональные нормы подлежат признанию не действующими в случае установления произвольности установленного ими правового регулирования без учета объективных условий хозяйственной деятельности.

Между тем, как видно из материалов дела, Главное управление потребительского рынка и лицензирования Севастополя (далее – Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, согласно указа Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 № 90-УГ «О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя») разработчик Порядка при заключении последующих договоров на размещение НТО соблюдал Порядок размещения НТО на территории города Севастополя в части заключения договора на размещение НТО без проведения торгов, а именно размер платы за размещение НТО при заключении в дальнейшем договоров на размещение НТО без проведения торгов оставалась неизменной и определялась с учетом ранее заключенного договора на размещение НТО по результатам аукциона, что обеспечивает равные условия для всех хозяйствующих субъектов, исходя из порядка заключения договоров на размещение НТО по результатам торгов или заключивших договоры без проведения торгов, что свидетельствует о соблюдении не только принципа экономического обоснования, но и принципа запрета необоснованного предпочтения.

Таким образом, вопреки утверждению административного истца, оспариваемый в части Порядок размещения НТО на территории города Севастополя имеет экономическое обоснование, размер платы по договору о размещении НТО без проведения торгов конкретизирован с учетом факторов, влияющих на уровень доходности нестационарных торговых объектов, в том числе учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы нестационарных торговых объектов, вид функционального использования НТО, а также месторасположение нестационарного торгового объекта в зависимости от района города, согласно Методике определения начальной цены договора на размещение НТО на земельном участке, находящемся в собственности города Севастополя, а в дальнейшем с учетом заключения договора на размещение НТО без проведения торгов.

Довод о том, что определенный в договоре на размещение НТО размер платы не имеет экономической обоснованности и тем самым повышает финансовую нагрузку на участников правового регулирования, в том числе, административного истца, не свидетельствует о его незаконности, так как с момента проведения торгов и заключения договора от 17.03.2020 года на размещение НТО без проведения торгов оставался неизменным и определялся с учетом ранее заключенного договора на размещение НТО по результатам аукциона, также он в равной мере распространяется на всех субъектов торговой деятельности по реализации продовольственных товаров в НТО, конкуренцию не ограничивает, а равно не создает необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Судом проверены доводы административного истца о противоречии Порядка в оспариваемой части п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ), устанавливающему, что размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 17.1 указанного закона.

Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. (ч. 2 ст. 17.1 вышеуказанного федерального закона).

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» установлены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Также, Приложением № 2 к Приказу установлен перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, в который не включены нестандартные торговые объекты.

В силу п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Однако, размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Также, положения ст. 39.33 ЗК РФ позволяют использовать земельные участки без их предоставления и без установления в отношении них сервитута, публичного сервитута, если предоставление земельных участков на праве аренды для размещения НТО осуществляется исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом. Положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указанные случаи по размещению НТО на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на праве аренды, не предусмотрены, размещение НТО на территории города Севастополя осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения НТО.

Кроме того, при размещении НТО переход прав в отношении муниципального или государственного имущества (НТО или земельного участка) не происходит, поскольку хозяйствующему субъекту предоставляется право на размещение НТО, находящегося в праве пользования такого субъекта, в соответствии со схемой размещения НТО, что является подтверждение права данного субъекта на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в установленном месте, определенном схемой размещения НТО.

Ввиду того, что договор на размещение НТО является не договоров аренды, а специальным видом договора, порядок заключения, изменения и расторжения которого, а также его существенные условия и положения регламентированы законодательством о государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе оспариваемым нормативным правовым актом, положения п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не применимы к правоотношениям по размещению НТО, поскольку регулируют иные правоотношения по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, в связи с чем названные доводы административного истца подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административного истца не имеется. Не установлено судом и несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в части абзаца 2 пункта 13.15 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1) не подлежит признанию не действующим, как об этом просит административный истец, ввиду отсутствия для этого законных оснований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО о признании постановления Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 № 700-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя», в части абзаца 2 пункта 13.15 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Севастополя (Приложение № 1) не действующим в части - отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.

Судья С.Н. Исаев