Судья Сенькин А.В. Дело № А-7-12-19/2022
(№ А-7-12-478/2021)
РЕШЕНИЕ
город Калуга 31 января 2022 года
Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора государственного автономного учреждения культуры Калужской области «Калужская областная филармония» ФИО1 на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 ноября 2021 года в отношении государственного автономного учреждения культуры Калужской области «Калужская областная филармония» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 ноября 2021 года государственное автономное учреждение культуры Калужской области «Калужская областная филармония» (далее по тексту – ГАУК КО «Калужская областная филармония») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, законный представитель юридического лица –директор ГАУК КО «Калужская областная филармония» ФИО1 обратилась с жалобой в Калужский областной суд, в которой просит постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 ноября 2021 года отменить и прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Заслушав в судебном заседании выступления защитников ГАУК КО «Калужская областная филармония» по доверенностям ФИО2, ФИО3, поддержавших жалобу в полном объеме, мнение представителя Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области по доверенности ФИО4., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия (абзац второй преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 33 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» утвержден список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, в числе которых значится «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», местонахождение памятника – город Калуга.
Приказом министерства культуры Российской Федерации от 12 сентября 2016 года № 42189-р объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.», расположенный по адресу (местонахождение): <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера №.
15 декабря 2017 года между государственным автономным учреждением культуры Калужской области «Научно-производственный центр по сохранению и использованию объектов культурного наследия» (ссудодатель) и ГАУК КО «Калужская областная филармония» (ссудополучатель) заключен договор №, по которому нежилое помещение № (кадастровый номер №) в нежилом здании, назначение: помещение общего пользования, общая площадь 36,2 кв. м, этаж 1, 2, расположенное по адресу: <адрес>, и часть помещений (перечислены конкретные номера на поэтажном плане) нежилого помещения № (кадастровый №) в нежилом здании, назначение: нежилое, общая площадь 662,2 кв. м, этаж 1, 2, расположенного по адресу: <адрес>, переданы в безвозмездное пользование ГАУК КО «Калужская областная филармония».
Согласно условиям указанного договора о передаче имущества в безвозмездное пользование от 15 декабря 2017 года № ГАУК КО «Калужская областная филармония» обязуется: не производить никаких перепланировок и переоборудования имущества без согласия ссудодателя и госоргана (подпункт 8 пункта 3.4); выполнять условия, предусмотренные охранным обязательством, не производить работы по сохранению имущества без предварительного письменного разрешения госоргана и ссудодателя (пункт 4.1.2); не производить работ, изменяющих архитектурный облик, декор фасада и интерьера имущества, а также ремонт газона, зеленых насаждений, малых архитектурных форм, ограждения и других элементов обустройства на территории имущества без предварительного письменного разрешения ссудодателя и госоргана (пункт 4.1.3); обеспечивать беспрепятственный доступ в здание представителей ссудодателя и госоргана для проведения проверки соблюдения ссудополучателем условий договора и предоставлять им необходимую документацию, относящуюся к предмету проверки (пункт 4.1.6).
Из представленных материалов также следует, что основанием для возбуждения в отношении ГАУК КО «Калужская областная филармония» настоящего дела об административном правонарушении послужила поступившая в Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области в августе 2021 года из Управления федеральной службы безопасности России по Калужской области информация о том, что в ходе ремонтных работ в помещении, предназначенном для репетиций и расположенном по адресу: <адрес>, осуществлен снос (демонтаж) части стены здания, являющегося объектом культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1784 г.».
По результатам административного расследования, в том числе в ходе проведенного 18 августа 2021 года должностным лицом Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области осмотра помещений, расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что в зале для проведения репетиций на 2-ом этаже здания в помещении № на поэтажном плане (общей площадью 202,6 кв. м) в помещении № в отсутствие соответствующего разрешения госоргана и согласованной проектной документации проведены работы по перепланировке, а именно: демонтирована перегородка КНАУФ толщиной 125 мм из ГКЛВ с двухслойной обшивкой на металлическом каркасе, устройство которой предусматривалось проектной документацией, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «НЭП», с расположенным на ней воздуховодом (система вентиляции), проведены работы по устройству второй входной двери в зал, установлена система вентиляции под потолком вдоль капитальной стены помещения.
Проведение данных работ подтверждается материалами фотофиксации, приложенными к протоколу осмотра от 18 августа 2021 года, а также имеющимися в материалах дела планами (до перепланировки/после перепланировки) из рабочей документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью «НЭП» в 2020 году «Перепланировка помещения и переустройство системы вентиляции объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Гостиного двора, 1748 г.».
Тем самым ГАУК КО «Калужская областная филармония», являясь пользователем части объекта культурного наследия федерального значения, в нарушение требований пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» организовало проведение ремонтных работ по перепланировке помещения и переустройству системы вентиляции по адресу: <адрес> без получения в установленном законом порядке разрешения органа охраны объектов культурного наследия и согласованной проектной документации на проведение таких работ.
Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; они являются достаточными для установления юридически значимых обстоятельств по делу и рассмотрения его по существу. Каких-либо противоречий либо неустранимых сомнений, влияющих на выводы судьи районного суда о доказанности вины ГАУК КО «Калужская областная филармония» в совершении административного правонарушения в сфере охраны объектов культурного наследия и правильность квалификации действий учреждения по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену принятого судебного постановления, в том числе по доводам жалобы законного представителя юридического лица, не установлено. Ссылки защитников на необходимость внесенных изменений, исходя из целесообразности и удобства использования спорного помещения, не являлись условием, при которых ГАУК КО «Калужская областная филармония» как пользователь объекта культурного наследия федерального значения могло быть освобождено от выполнения и соблюдения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Доводы, приводимые в жалобе, были известны суду первой инстанции на момент вынесения постановления и выводы о виновности ГАУК КО «Калужская областная филармония» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают; фактически эти доводы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, правовых оснований к которой не усматривается.
Порядок привлечения к административной ответственности по делу соблюден. Вмененное ГАУК КО «Калужская областная филармония» правонарушение, выразившееся в использовании объекта культурного наследия с нарушением установленных требований к его сохранению, использованию и охране, по характеру объективной стороны является длящимся. Соответственно, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня обнаружения признаков административного правонарушения в августе 2021 года и на момент вынесения 3 ноября 2021 года судебного постановления не истек.
Административное наказание ГАУК КО «Калужская областная филармония» назначено с учетом всех обстоятельств дела, соответствует требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. При назначении наказания судьей районного суда применены положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и юридическому лицу назначен административный штраф ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждениям об обратном, обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения и возможность освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания судебного постановления и доводов жалобы не усматривается. Аналогичные доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно были признаны несостоятельными.
Характер административного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы охраняемым общественным отношениям по сохранению объектов культурного наследия, которая в рассматриваемом случае выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении самого субъекта к исполнению своих обязанностей (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности юридическим лицом в материалах дела не имеется), не позволяют отнести совершенное административное правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы директора ГАУК КО «Калужская областная филармония» ФИО1 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Калужского районного суда Калужскйо области от 3 ноября 2021 года в отношении государственного автономного учреждения культуры Калужской области «Калужская областная филармония» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева