ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-12-22/20 от 07.12.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Шаркунов И.С. Дело № А-7-12-22/2020

РЕШЕНИЕ

город Калуга 20 февраля 2020 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу временно исполняющего обязанности Главы Поселковой Управы городского поселения «Поселок Полотняный Завод» ФИО1 на постановление судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 года в отношении Поселковой Управы городского поселения «Поселок Полотняный Завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 года Поселковая Управа городского поселения «Поселок Полотняный Завод» (далее по тексту – Поселковая Управа ГП «Поселок Полотняный Завод») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 205 000 рублей.

Законный представитель юридического лица - временно исполняющий обязанности Главы Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» ФИО1 обратился в Калужский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи районного суда от 20 декабря 2019 года о назначении административного наказания отменить как незаконное и необоснованное, приводя со ссылками на положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доводы о том, что суд первой инстанции не нашел оснований для снижения административного штрафа ниже установленного размера, однако Поселковой Управой ГП «Поселок Полотняный Завод» никакого ущерба объекту культурного наследия «Усадьба Полотняный Завод» не нанесено, Поселковая Управа является бюджетным учреждением, и наложение штрафа в полном объеме повлечет за собой расходование бюджетных средств, которые могли быть потрачены на благоустройство поселка.

Заслушав в судебном заседании защитника юридического лица - Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, мнение начальника отдела охраны и государственного надзора за состоянием и использованием объектов культурного наследия Управления по охране объектов культурного наследия Калужской области ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об объектах культурного наследия) в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (пункты 1, 2 Федерального закона об объектах культурного наследия).

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона об объектах культурного наследия проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 вышеназванного Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Из представленных материалов следует, что на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 31 мая 2019 года Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области в период с 31 мая 2019 года по 28 июня 2019 года проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>.

Указанная усадьба отнесена к объектам культурного наследия федерального значения на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327. В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 декабря 2017 года № 133838-р объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером . Границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» утверждены постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 18 мая 1995 года № 210 и постановлением Правительства Калужской области от 8 декабря 2010 года № 488.

В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 18 мая 1995 года № 210 «Об утверждении границы территории и границы охранной зоны, охранного режима историко-архитектурного и природного памятника «Усадьба Г-вых» в поселке Полотняный Завод Дзержинского района», постановлением Правительства Калужской области от 8 декабря 2010 года № 488 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» в поселке Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области» и постановлением Правительства Калужской области от 2 октября 2015 года № 557 «Об отнесении достопримечательного места регионального значения «Парк Усадьбы Полотняный Завод» к историко-культурным заповедникам регионального значения» в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» находится П-образный (ранее Красный) пруд.

В ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного значения выявлено, что вода в расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» П-образном (ранее Красном) пруду спущена, проводятся работы по очистке пруда, на берегу которого работает строительная техника, производятся работы по углублению пруда, осуществляется загрузка грунта с помощью гусеничного экскаватора и вывоз грунта с территории объекта.

Указанные работы осуществлены на основании муниципального контракта, заключенного 6 мая 2019 года Поселковой Управой ГП «Поселок Полотняный Завод» с ООО «Строительная компания – БИЗНЕСКАПИТАЛ» на проведение работ по благоустройству общественной территории по улице Бумажной в поселке Полотняный завод, разделом 3 приложения № 1 к которому предусмотрено проведение работ по углублению пруда. При этом Поселковая Управа ГП «Поселок Полотняный Завод» в Управление по охране объектов культурного наследия Калужской области в установленном законом порядке по вопросу проведения каких-либо работ в отношении расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.» П-образного (ранее Красного) пруда не обращалась; разрешение на проведение указанных работ ни Поселковой Управе ГП «Поселок Полотняный Завод», ни ООО «Строительная компания – БИЗНЕСКАПИТАЛ» Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области не выдавалось.

Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся по делу доказательств, в частности: протоколом об административном правонарушении от 15 ноября 2019 года № 32/2-2019 (л.д. 147-151); заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 31 мая 2019 года № 22-2019 (л.д. 7); актом осмотра должностного лица отдела охраны и государственного надзора за состоянием и использованием объектов культурного наследия от 3 июня 2019 года, составленного по результатам осуществленного выезда к местонахождению объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Полотняный Завод (Г-вых), XVIII в.», осмотра и фотофиксации территории данного объекта (л.д. 139-143); актом по результатам проведенных контрольных мероприятий от 2 июля 2019 года с приложенным к нему фотоматериалом (л.д. 9-17); муниципальным контрактом от 6 мая 2019 года , заключенным между Поселковой Управой ГП «Поселок Полотняный Завод» и ООО «Строительная компания - БИЗНЕСКАПИТАЛ», а также приложениями к нему (л.д. 19-28, 29-70); другими письменными доказательствами, которые заявителем в жалобе по существу не оспариваются.

Вывод о том, что действия Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод», связанные с несоблюдением и нарушением требований по сохранению целостности объекта культурного наследия, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Собранные по делу доказательства оценены судьей районного суда при вынесении постановления по делу об административном правонарушении на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод», установлены верно.

Административное наказание назначено Поселковой Управе ГП «Поселок Полотняный Завод» в размере административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; оно соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, основания полагать о несправедливости вследствие чрезмерной суровости назначенного Поселковой Управе ГП «Поселок Полотняный Завод» административного наказания отсутствуют.

Вопреки содержащимся в жалобе утверждениям об обратном, каких-либо исключительных обстоятельств для назначения Поселковой Управе ГП «Поселок Полотняный Завод» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не имеется.

Доводы, изложенные в жалобе, правовыми основаниями для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являются.

Срок давности и порядок привлечения Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

Содержащаяся во вводной части обжалуемого постановления судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 года ссылка на «часть 3» статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вместо «части 1» этой же статьи является ошибкой, которая носит очевидный и чисто технический характер и не затрагивает существа вынесенного судьей районного суда постановления. Так, из материалов дела безусловно следует, что протокол об административном правонарушении от 15 ноября 2019 года в отношении юридического лица был составлен по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи районного суда от 20 декабря 2019 года Поселковая Управа ГП «Поселок Полотняный Завод» признана виновной и ей назначено административное наказание именно по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы законного представителя Поселковой Управы ГП «Поселок Полотняный Завод» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 20 декабря 2019 года в отношении Поселковой Управы городского поселения «Поселок Полотняный Завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу временно исполняющего обязанности Главы Поселковой Управы городского поселения «Поселок Полотняный Завод» ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.О. Боярищева