ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-12-295/2022 от 08.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Дарьин Р.В. Дело № А-7-12-295/2022

РЕШЕНИЕ

город Калуга 8 апреля 2022 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда Калужской области от 2 февраля 2022 года в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кировского районного суда Калужской области от 2 февраля 2022 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности ФИО1 просит постановление судьи Кировского районного суда Калужской области от 8 февраля 2022 года отменить как незаконное и необоснованное.

Законный представитель и/или защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание 8 апреля 2022 года не явились; о дате, месте и времени судебного заседания привлеченное к административной ответственности юридическое лицо извещено заблаговременно и надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. Военный прокурор Калужского гарнизона ФИО2 в поступившем 8 апреля 2022 года в адрес областного суда ходатайстве просил рассмотреть жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в отсутствие представителя военной прокуратуры Калужского гарнизона.

Изучив представленные материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу частей 1, 3, 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Как следует из материалов дела и установлено судьей, согласно пунктам 12-14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860, учреждение и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил Российской Федерации и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.

17 ноября 2021 года военной прокуратурой Калужского гарнизона с привлечением представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) на основании задания военной прокуратуры Западного военного округа проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов теплоснабжения – котельных инв. №№ , , , , расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения юридическим лицом требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, и Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, зафиксированные (нарушения) в справке государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Калужской области Приокского управления Ростехнадзора ФИО3 от 17 ноября 2021 года и явившиеся основанием для вынесения 11 декабря 2020 года заместителем военного прокурора Калужского гарнизона ФИО4 постановления о возбуждении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства вмененного юридическому лицу административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в частности: решением о проведении проверки заместителя военного прокурора Калужского гарнизона от 16 ноября 2021 года, уведомлением заместителя военного прокурора Калужского гарнизона в адрес начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о проведении проверки, справкой государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Калужской области Приокского управления Ростехнадзора от 17 ноября 2021 года, информацией, предоставленной ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по поводу выявленных в ходе проверки нарушений требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постановлением заместителя военного прокурора Калужского гарнизона о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 декабря 2021 года и иными представленными в дело доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении и рассмотрения его по существу.

Доказательства по делу получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судьи районного суда о том, что действия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Указанная правовая квалификация дана с учетом статуса юридического лица, являющегося государственным бюджетным учреждением, основными целями деятельности которого согласно Уставу являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации на основании государственного задания; она соответствует установленным по настоящему делу конкретным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлены верно.

Наличие в деянии ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава вмененного административного правонарушения, которое выявлено в ходе проведенной военной прокуратурой Калужского гарнизона проверки, доводами жалобы не опровергаются.

Несогласие заявителя с правовой оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что при вынесении постановления о назначении административного наказания судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России требований промышленной безопасности установлено и доказано на основании исследования и оценки совокупности всех представленных и исследованных судом первой инстанции доказательств.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Учреждением вышеуказанных требований при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Ненадлежащее финансирование не свидетельствует о невозможности выполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выявленных нарушений установленных правил устройства и эксплуатации тепловых энергоустановок.

Доводы жалобы о том, что территориальные органы Ростехнадзора не наделены соответствующими полномочиями для вынесения решений в отношении объектов филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, не могут быть признаны состоятельными.

Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе привлекать специалистов для выяснения возникших вопросов.

Согласно материалам дела в ходе проведения надзорного сопровождения мероприятий по эксплуатации подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России объектов теплоснабжения военным прокурором был привлечен старший государственный инспектор отдела общепромышленного надзора по Калужской области Приокского управления Ростехнадзора ФИО3, по окончании которых последним была подготовлена справка о результатах проведенной проверки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с указанием выявленных нарушений обязательных требований.

По результатам проведенной прокурорской проверки с учетом выявленных нарушений военной прокуратурой Калужского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 декабря 2021 года.

Само постановление о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено судом первой инстанции.

Вопреки доводам жалобы об обратном, обстоятельства, при которых ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было совершено административное правонарушение при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов теплоснабжения, не отвечают условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает состояние крайней необходимости.

Иные приводимые защитником доводы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России постановления о назначении административного наказания, и направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела, правовых оснований к которой не усматривается.

Срок давности и порядок привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с учетом положений статей 3.1, 3.2 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере административного штрафа, установленного для юридических лиц санкцией статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответствует требованиям закона.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, влекущих безусловную отмену либо изменение постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кировского районного суда Калужской области от 2 февраля 2022 года в отношении федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.О. Боярищева