ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-12-317/2022 от 20.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-12-317/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калуга 20 апреля 2022 года

Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности ФИО1 на постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 февраля 2022 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Калужский областной суд, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по доверенности ФИО1 просит постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 февраля 2022 года отменить как незаконное и необоснованное.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ было надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель и защитник учреждения в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя и защитника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 23.2 указанного Федерального закона под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.

Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ).

Согласно пунктов 12-14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года №607, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах Вооруженных Сил РФ, в том числе связанных с производством, передачей и распределением тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с пунктами 13-15 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года №860, ФГБУ «ЦЖКУ» и его подразделения осуществляют контроль организации коммунально-эксплуатационного обеспечения материально-технической базы Вооруженных Сил РФ и несут ответственность за правильную эксплуатацию систем теплоснабжения и своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности.

Как следует из материалов дела, 19 ноября 2021 года в ходе проведения военной прокуратурой Калужского гарнизона проверки соблюдения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о промышленной безопасности, были выявлены нарушения Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭУ), утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115, допущенные ФГБУ «ЦЖКУ» при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения - котельной с инвентарным номером , расположенной по адресу: <адрес>, а именно: в нарушение пункта 5.3.7 ПТЭТЭУ не проведены режимно-наладочные испытания котлов НР-18 (4 штуки) в установленные сроки; в нарушение пунктов 6.2.32 и 6.2.60 ПТЭТЭУ тепловые сети от котельной эксплуатируются без проведения испытаний на определение тепловых и гидравлических потерь, не разработан гидравлический режим, не произведена регулировка расходов теплоносителя на потребителей, отсутствуют пьезометрические графики тепловой сети; в нарушение пунктов 6.2.13 и 6.2.16 ПТЭТЭУ не проведены испытания на прочность и плотность трубопроводов тепловых сетей для выявления дефектов не позже чем через две недели после окончания отопительного периода (не предоставлен акт); в нарушение пункта 12.4 ПТЭТЭУ на котельной осуществляется эксплуатация котлов HP-18 без докотловой или внутрикотловой обработки воды; в нарушение пункта 3.3.14 ПТЭТЭУ не представлены документы, подтверждающие проведение инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовой трубы с привлечением специализированной организации; в нарушение пунктов 2.7.1, 2.7.2 и 2.2.1 ПТЭТЭУ не произведён ремонт котла НР-18 №2 по результатам визуального осмотра начальником котельной 12 июня 2020 года (требуется замена 2 крайних кранов).

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судом первой инстанции дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доказательства по делу об административном правонарушении получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, каких-либо нарушений при их получении допущено не было, в связи с чем отсутствуют основания для признания данных доказательств недопустимыми.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, нарушившее требования законодательства при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта теплоснабжения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

С учетом установленных обстоятельств, действия ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ были правильно квалифицированы судьей по статье 9.11 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не были приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), направленные на соблюдение учреждением указанных выше Правил при эксплуатации объекта теплоснабжения.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения является необоснованным.

Так, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Судья районного суда рассмотрел вопрос о малозначительности совершенного ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ административного правонарушения и обоснованно не признал данное правонарушение малозначительным.

Суд второй инстанции, исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ и конкретных обстоятельств дела, учитывая что правонарушение связано с нарушением правил технической эксплуатации объекта теплоснабжения, не находит оснований для признания административного правонарушения, совершенного ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, малозначительным.

Доводы о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ действовало в состоянии крайней необходимости, нельзя признать обоснованными.

Так, согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Сведений о том, что «ЦЖКУ» МО РФ допустило нарушение правил технической эксплуатации объекта теплоснабжения в состоянии крайней необходимости, материалы дела не содержат.

Постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и его имущественного и финансового положения, при этом административный штраф был назначен ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 КоАП РФ.

Назначение ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ наказания в виде административного штрафа отвечает целям административного наказания, установленным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, в частности цели предупреждения совершения обществом новых правонарушений.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену вынесенного постановления, допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 3 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Судья И.А. Сидоренков