ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-298/2021 от 25.06.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Каинова Л.Н. Дело № А-7-21-298/2021

РЕШЕНИЕ

город Калуга 25 июня 2021 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко Марии Владимировны на решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10 апреля 2020 года -Р/20 Союз землепользователей «Родовое поселение Миленки» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица Дьяченко М.В. обратилась с жалобой в районный суд.

Решением судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10 апреля 2020 года -Р/20 оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, директор Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко М.В. выражает несогласие с постановлением о назначении административного наказания от 10 апреля 2020 года -Р/20 и решением судьи районного суда от 17 июля 2020 года и, считая указанные акты незаконными и необоснованными, просит их отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить (том 3 л.д. 1-6).

Заслушав в судебном заседании 25 июня 2021 года выступления защитников Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Беловой Е.Г. по ордеру от 25 июня 2021 года и Александровой Т.М. по доверенности от 10 декабря 2020 года, поддержавших жалобу в полном объеме, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В силу положений статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 2). Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 3). При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (пункт 4). Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как видно из представленных материалов дела, Союзу землепользователей «Родовое поселение Миленки» с 28 марта 2017 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 329 279,0 кв. м (32,9 га), расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

В ноябре 2019 года органами прокуратуры Дзержинского района Калужской области на основании информации, предоставленной заместителем главы администрации Дзержинского района Калужской области о неиспользовании по целевому назначению рядом юридических лиц земельных участков, состоящих из земель сельскохозяйственного назначения, была проведена проверка исполнения земельного законодательства при использовании Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки» земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 329 279,0 кв. м (том 1 л.д. 1, 2).

Согласно акту проверки и справке о проведении мероприятий по контролю от 29 ноября 2019 года по результатам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером установлено следующее: в южной части земельного участка на площади 32,32 кв. м расположено нежилое капитальное строение (на винтовых сваях); в южной части на площади 87,64 кв. м произведено складирование грунта (высота бурта 1,5 м); в северной части земельного участка на площади 23,0 кв. м складируются бетонные кольца; на северной части земельного участка на площади 24,0 кв. м расположено жилое помещение (основание бетонные блоки); в южной части земельного участка на площади 24,0 кв. м складируется грунт высотой 1,1 м, на площади 5,25 кв. м складируется щебень, высота навала 1,3 м; на площади 321 129,0 кв. м земельный участок зарос сорной растительностью (пырей ползучий, крапива двудомная, купырь, вейник наземный, тысячелистник); на площади 301 453,26 кв. м земельный участок зарос деревьями (береза, сосна, ель) высотой от 0,5 до 8,0 м (том 1 л.д. 7-9, 10-11, 12-43).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Дзержинского района Калужской области 30 января 2020 года в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 54-58), а также вынесения в отношении названного юридического лица должностным лицом Управления Россельхознадзора по Калужской области постановления о назначении административного наказания от 10 апреля 2020 года -Р/20 (том 2 л.д. 54-56).

При этом согласно содержащимся в указанных процессуальных документах выводах противоправность деяния юридического лица состоит в нарушении требований статей 12, 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, что выразилось в невыполнении Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки» установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель, непроведении мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесной растительностью, а также защите земель от негативного воздействия (деградации).

С данными выводами согласился и суд первой инстанции. Так, оставляя без изменения постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10 апреля 2020 года -Р/20, судья районного суда в своем решении пришел к выводам о доказанности вины Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» в совершении вмененного административного правонарушения и правильности квалификации действий юридического лица.

Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они сделаны без выяснения и надлежащей оценки всех имеющих значение по делу обстоятельств.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу требований статьи 26.1 названного Кодекса в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности лица предполагает доказывание его вины в совершении противоправного действия (бездействия) и установление того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение.

Исходя из требований части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов следует, что в ходе всего производства по настоящему делу законный представитель юридического лица Дьяченко М.В. отрицала факт совершения Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и выражала несогласие с возбуждением дела об административном правонарушении, последовательно указывая, что: спорный земельный участок используется собственником по целевому назначению, а именно – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; деятельность по сбору дикорастущих растений относится к видам деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, а растения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, включены в перечень лекарственных растений и используются юридическим лицом для производства различных видов чайных сборов; на момент приобретения земельного участка он фактически являлся лесным участком, поскольку основная его площадь была занята деревьями высотой до 17 метров; в целях использования земельного участка по целевому назначению юридическое лицо разработало и утвердило Программу по освоению земельного участка, которой предусмотрены поэтапные мероприятия по вырубке деревьев, высадке на освобожденной площади плодовых и декоративных деревьев, устройству подъездных путей к отдельным его секторам; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об ухудшении качества земель сельскохозяйственного назначения в результате деятельности юридического лица (том 1 л.д. 44-48, 139-155, том 2 л.д. 17-29, 60-88).

В подтверждение перечисленных доводов стороной защиты для приобщения к материалам дела изначально, до вынесения постановления о назначении административного наказания для приобщения к материалам дела был представлен ряд документов, в том числе: Программа по освоению земельного участка, акты осмотра земельного участка и фототаблицы, копия решения сельской Думы сельского поселения «Деревня Сени» от 24 декабря 2019 года № 50 и др.

Однако в ходе рассмотрения материалов дела доводы законного представителя юридического лица должным образом проверены не были и какой-либо оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и представленные им письменные доказательства не получили.

Вместе с тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении лицом установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Решением сельской Думы сельского поселения «Деревня Сени» Дзержинского района Калужской области от 24 декабря 2019 года № 50 земельный участок с кадастровым номером 40:04:081601:158 в числе прочих отнесен к функциональной зоне СЗ, в границах которой допустимы основные виды разрешенного использования, связанные с ведением огородничества (осуществление отдыха и (или) выращивание сельскохозяйственных культур, размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости), ведением садоводства, размещением хозяйственных построек (том 2 л.д. 30-33, 34-35, 36).

Вышеназванная Программа по освоению земельного участка предусматривает осуществление на земельном участке в период с 2017 по 2022 годы мероприятий, связанных с устройством подъездных путей, лесоводством, лесозаготовкой, выращиванием многолетних культур, рассады, овощей, грибов, бахчевых и других культур (том 1 л.д. 172-180).

В актах осмотра земельного участка от 29 марта 2018 года, 2 апреля 2019 года зафиксировано количество высаженных образцов растений, мероприятия по ветро-, влагозащите и иные, осуществленные юридическим лицом в рамках разработанной Программы (том 1 л.д. 181-183, 184-186). Аналогичный акт осмотра земельного участка, датированный 21 августа 2020 года, был представлен защитником и в ходе настоящего судебного заседания.

Более того, согласно результатам испытаний почвенных проб, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Калужский» и отраженных в протоколе от 26 марта 2020 года № 14, плодородный слой почвы, снятый в ходе работ и перемещенный в пределах участка с кадастровым номером 40:04:081601:158 в валы вдоль подъездных путем, ямы для посадки растений, а также в ямы, имевшиеся на участке, по своим показателям, включая содержание органического вещества, соответствуют показателям близлежащих ненарушенных земель. Плодородный слой почвы, взятый из мест отбора почв (валы вдоль подъездных путей, засыпанные ямы, места посадки растений, места вырубок, земли, где работы не осуществлялись), уничтоженным либо испорченным относительно показателей близлежащих земель (фоновых проб) не является. Визуальных признаков водной и ветровой эрозии, заболачивания, загрязнения отходами производства и потребления, а также иного негативного воздействия на почву на земельном участке не наблюдается. Земли и почвы на земельном участке с кадастровым номером 40:04:081601:158, в том числе снятые и перемещенные в ходе проведения работ, являются пригодными для использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (том 2 л.д. 37, 38-39).

Указанные обстоятельства правовой оценки в ходе рассмотрения материалов дела должностным лицом Управления Россельхознадзора по Калужской области и вынесения постановления о назначении административного наказания, а также в суде первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы законного представителя юридического лица не получили и оставлены без должного внимания.

Тем самым при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем и полном рассмотрении дела, выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а доводы заявителя надлежащим образом не проверены и в ходе настоящего судебного заседания представленными в материалах дела доказательствами не опровергнуты.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, а также исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации и определения понятия «плодородие земель сельскохозяйственного назначения», содержащегося в статье 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в рассматриваемом случае невозможно сделать однозначный и бесспорный вывод о совершении Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и доказанности наличия в действиях этого юридического лица состава вмененного административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.

Принимая во внимание совокупность указанных выше обстоятельств, постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10 апреля 2020 года -Р/20 и решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» не могут быть признаны законными, обоснованными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области от 10 апреля 2020 года № 087-Р/20, решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Е.О. Боярищева