Судья Сенькин А.В. Дело № А-7-21-299/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калуга 21 мая 2020 года
Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Технопром»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 от 14 февраля 2020 года ООО «Технопром» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Технопром» ФИО2 обратился в районный суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года постановление должностного лица от 14 февраля 2020 года, отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, представитель министерства природных ресурсов и экологии Калужской области просит решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года отменить, постановление административного органа от 14 февраля 2020 года оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о постановке на государственный учет 13 июня 2019 года выданное ООО «Технопром» объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду (производственная территория № 1), расположенному по адресу: <адрес>, присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с данными учета в области обращения с отходами ООО «Технопром» за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2019 года, паспортами отходов I-IV классов опасности ООО «Технопром», программой производственного экологического контроля ООО «Технопром», счетами-фактурами за 2019 год в результате осуществления ООО «Технопром» хозяйственной и иной деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду), расположенного по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов производства и потребления: отходы III класса опасности «Осадок ванн цинкования, содержащие соединения цинка, меди и железа», код по ФККО: 36343791393; отходы IV класса опасности «Мусор и смет производственных помещений малоопасный» код по ФККО: 73321001724.
Однако обществом, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности в течение периода с 17 июня 2019 года по 31 декабря 2019 года, исполнена не была.
При рассмотрении жалобы законного представителя общества, судья районного суда, сослался на то, что согласно пункту 2 статьи 11 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО «Технопром» с 01 августа 2016 года зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.
С учетом указанного судья районного суда пришел к выводу, что являясь субъектом малого предпринимательства, общество освобождается от обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в связи с чем в его бездействии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они являются преждевременными и сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2019 года вводится новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Таким образом, с 1 января 2019 года статья 18 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" изложена в новой редакции и предусматривает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 13 июня 2019 года выданное ООО «Технопром», объекту (производственная территория № 1), расположенному по адресу: <адрес>, присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, в связи с тем, что введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категорий, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту.
Несмотря на требования КоАП РФ, вышеприведенные обстоятельства исследованы не были, надлежащей правовой оценки судьи районного суда не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, доводам министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, изложенным в возражениях на жалобу, оценка дана не была.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
С учетом изложенного, допущенные при рассмотрении дела, нарушения повлияли на полноту, всесторонность и объективность выяснения фактических обстоятельств дела, что свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого решения судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Технопром» с направлением материалов дела на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 4 части 1статьи 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Технопром» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Судья И.Н. Плаксина