Судья Белов В.С. Дело № А-7-21-350/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калуга 7 июля 2020 года
Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамического гравия»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 от 20 января 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамического гравия» (далее ООО «Куровской завод керамического гравия») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, генеральный директор ООО «Куровской завод керамического гравия» ФИО2 обратился в районный суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года постановление главного специалиста отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственного инспектора в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 от 20 января 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Куровской завод керамического гравия» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, главный специалист отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, государственный инспектор в области в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 марта 2020 года отменить как незаконное и необоснованное.
Выслушав должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1, поддержавшего жалобу, защитника ООО «Куровской завод керамического гравия» ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Как следует из постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, ООО «Куровской завод керамического гравия», который является субъектом среднего предпринимательства, осуществляет эксплуатацию объекта, отнесенного ко II категория негативного воздействия на окружающую среду. Промплощадка ООО «Куровской завод керамического гравия» расположена по адресу: <адрес>. При осуществлении хозяйственной деятельности общества происходит образование отходов 4 класса опасности для окружающей среды.
В ходе проверки, установлено, ООО «Куровской завод керамического гравия», эксплуатирующее объект негативного воздействия на окружающую среду II категория, в 2019 году осуществляло хозяйственную деятельность, неразрывно связанную с образованием отходов производства и потребления, в отсутствие действующего проекта нормативов образования отходов производства и потребления.
Общество не исполнило обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, что и послужило основанием для привлечения ООО «Куровской завод керамического гравия» к административно ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы законного представителя общества, судья районного суда исходил из того, что в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поскольку ООО «Куровской завод керамического гравия» является субъектом среднего предпринимательства, то судья пришел к выводы о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» общество освобождается от обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в связи с чем в бездействии общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
Однако, с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они являются преждевременными и сделаны без надлежащей оценки всех обстоятельств настоящего дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» отнесенным к объектам I, II, III и IV категорий.
Указанным Федеральным законом статья 18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2019 года, пунктом 2 которой предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно материалам дела, ООО «Куровской завод керамического гравия» осуществляет эксплуатацию объекта, который отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50 и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, в связи с тем, что введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категориям, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту, эксплуатацию которого осуществляет юридическое лицо.
Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда названные обстоятельства исследованы не были и надлежащей правовой оценки не получили.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были.
Учитывая, что допущенные существенные нарушения процессуальных требований не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынесенное судьёй районного суда решение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Куровской завод керамического гравия» отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Судья Сидоренков И.А.