ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-392/2023 от 05.07.2023 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-21-392/2023

РЕШЕНИЕ

город Калуга 5 июля 2023 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» по доверенности ФИО1 на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года в отношении федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Калужской области от 14 апреля 2023 года федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» (далее по тексту – ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением о назначении административного наказания, законный представитель привлеченного к административной ответственности юридического лица обратился с жалобой в районный суд.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Калужской области от 14 апреля 2023 года , вынесенное в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям», оставлено без изменения.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, защитник ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» по доверенности ФИО1 просит решение судьи районного суда от 18 мая 2023 года и постановление по делу об административном правонарушении от 14 апреля 2023 года отменить как незаконные и необоснованные, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В поступивших в областной суд возражениях заместитель военного прокурора Калужского гарнизона ФИО2 выражает несогласие с поданной защитником жалобой, полагая об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Заслушав в судебном заседании 5 июля 2023 года выступление защитника ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» по доверенности от 26 апреля 2023 года ФИО3, поддержавшей жалобу в полном объеме, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, электротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается. Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.

Приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 года № 811 утверждены новые Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, согласно пункту 40 которых работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, и работники, относящиеся к неэлектротехническому персоналу и выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, должны иметь группу по электробезопасности, определенную в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок и пунктом 10 Правил.

В силу абзаца 4 пункта 2.3 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минюста России от 15 декабря 2020 года № 903н, группа I по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу (из числа персонала, не относящегося к электротехническому и электротехнологическому персоналу, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током). Перечень должностей, рабочих мест, на которых для выполнения работы необходимо присвоение работникам группы I по электробезопасности, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I по электробезопасности с оформлением в журнале, в котором указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, его должность, дата присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как видно из представленных материалов дела, бухгалтер ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» ФИО4 в период с 8 августа 2022 года по 22 сентября 2022 года была допущена к исполнению должностных обязанностей без проведения инструктажа с присвоением 1 группы электробезопасности неэлектротехническому персоналу, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей записи в журнале учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу от 9 сентября 2019 года № 2-68НС ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям».

Указанные нарушения, выявленные в деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» в ходе проведенной военной прокуратурой Калужского гарнизона проверки, послужили основанием для возбуждения 3 апреля 2023 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего вынесения в отношении названного юридического лица постановления о назначении административного наказания от 14 апреля 2023 года

Фактические обстоятельства совершенного ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными; они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и подтверждаются имеющимися доказательствами.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судом первой инстанции обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.

Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» установлены верно.

Доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 3 апреля 2023 года вынесено уполномоченным должностным лицом; в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.

Деяние ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» квалифицировано по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и трудового законодательства.

Наличие в деянии ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской области» состава вмененного административного правонарушения, которое выявлено в ходе проведенной проверки, доводами жалобы не опровергаются.

Доводы защитника в жалобе о том, что ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской области» не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно были отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном решении, оснований не согласиться с которыми не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектами правонарушения по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

В рассматриваемом случае ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» при допущении работника ФИО4 к исполнению трудовых обязанностей, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако не приняло все зависящие меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.

Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей отдельными работниками не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а лишь указывает об отсутствии необходимого и своевременного контроля со стороны ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» за действиями своих работников и надлежащим исполнением ими взятых на себя обязательств, и, как следствие, о непринятии самим юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов, изложенных в состоявшихся по делу актах, жалоба не содержит.

Срок давности и порядок привлечения ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Калужской и Тульской областям» не допущено.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы защитника юридического лица отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 18 мая 2023 года в отношении федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.О. Боярищева