Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-21-437/2022
РЕШЕНИЕ
город Калуга 21 июня 2022 года
Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 апреля 2022 года в отношении должностного лица – экономиста финансово-бухгалтерского отдела Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра – начальника управления финансового контроля министерства финансов Калужской области ФИО2 от 14 марта 2022 года № должностное лицо – экономист финансово-бухгалтерского отдела Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр» (далее по тексту – ГБУ КО «Областной молодежный центр») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания от 14 марта 2022 года №, ФИО1 обратилась с жалобой в районный суд.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 апреля 2022 года постановление заместителя министра – начальника управления финансового контроля министерства финансов Калужской области от 14 марта 2022 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, ФИО1 просит вынесенные в отношении нее постановление о назначении административного наказания от 14 марта 2022 года № и решение судьи районного суда от 19 апреля 2022 года отменить как незаконные и необоснованные, освободить ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по настоящему делу прекратить.
В судебном заседании 21 июня 2022 года ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно положениям пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2020 года № 203 порядок определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калужской области от 22 апреля 2011 года № 234 утвержден Порядок определения объема и условия предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям, в отношении которых министерство образования и науки Калужской области осуществляет функции и полномочия учредителя.
Решение министерства образования и науки Калужской области о предоставлении субсидий (об отказе в предоставлении субсидий) оформляется приказом министерства (пункт 2.4 вышеназванного Порядка).
В соответствии с подпунктом 4.3.3 пункта 4 Перечня документов, необходимых для предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям, в отношении которых министерство образования и науки Калужской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного приказом министерства образования и науки Калужской области от 8 июня 2018 года № 807, учреждение обязуется обеспечивать предоставление в министерство отчет об использовании субсидии на иные цели.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Из соглашений о предоставлении субсидии на иные цели из областного бюджета, заключенных между ГБУ КО «Областной молодежный центр» и министерством образования и науки Калужской области, следует, что центр должен обеспечить предоставление в министерство отчетов об использовании субсидий на иные цели. При этом приказами министерства образования и науки Калужской области о выделении денежных средств на субсидии на иные цели определены сроки предоставления таких отчетов. Регламентированный срок направления отчетов - до 25 декабря 2020 года.
Вместе с тем, как видно из материалов дела об административном правонарушении, ГБУ КО «Областной молодежный центр» соответствующие отчеты, составленные по форме, установленной министерством образования и науки Калужской области, были предоставлены с нарушением регламентированных сроков, установленных приказами министерства образования и науки Калужской области, а именно:
- от 26 августа 2020 года № 1005 «Об обеспечении участия представителей молодежи Калужской области во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна - весна Победы» в 2020 году (соглашение от 26 августа 2020 года № №), отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 10 сентября 2020 года № 1085 «Об оказании содействия Калужскому региональному делению Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» (соглашение от 10 сентября 2020 года № №), отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 4 декабря 2020 года № 1605 «Об оказании содействия ресурсному координационному центру добровольческих инициатив Калужской области в организации уличной фотовыставки, освященной добровольчеству, в 2020 году» (соглашение от 4 декабря 2020 года № №), отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 4 декабря 2020 года № 1611 «Об обеспечении участия представителя Калужской области во Всероссийском фестивале межнациональных студенческих клубов «Российский студент - 2020» в 2020 году в г. Уфа» (соглашение от 4 декабря 2020 года № №), отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 2 декабря 2020 года № 1582 «Об оказании содействия в создании в 2020 году Доски почета государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр» (соглашение от 2 декабря 2020 года № №), отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 16 октября 2020 года № 1333 «Об оказании содействия ресурсному координационному центру добровольческих инициатив Калужской области в 2020 году» (соглашение от 26 октября 2020 года № № отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 10 сентября 2020 года № 1084 «Об оказании содействия Калужскому региональному отделению Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» (соглашение от 10 сентября 2020 года № № отчет предоставлен 29 декабря 2020 года;
- от 26 октября 2020 года №1334 «Об оказании содействия деятельности областного штаба Общероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе» (соглашение от 26 октября 2020 года № № отчет предоставлен 30 декабря 2020 года;
- от 18 декабря 2020 года №1734 «Об оказании содействия обеспечению в 2020 году работы регионального корпуса общественных наблюдателей за ходом проведения Единого государственного экзамена» (соглашение от 18 декабря 2020 года № №), отчет предоставлен 30 декабря 2020 года;
- от 2 ноября 2020 года № 1387 «Об оказании содействия в проведении в 2020 году фестиваля художественного творчества обучающихся и работников учреждений среднего профессионального образования «Я вхожу в мир искусств» (соглашение от 2 ноября 2020 года № №), отчет предоставлен 30 декабря 2020 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экономиста финансово-бухгалтерского отдела ГБУ КО «Областной молодежный центр» ФИО1, в должностные обязанности которой в силу подпункта 3.9 пункта 3 должностной инструкции входит составление финансовых отчетов расходования средств по целевым мероприятиям, и вынесения в отношении нее 14 марта 2022 года постановления о назначении административного наказания №.
Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые надлежащим образом были оценены должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на это постановление на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены верно.
Выводы о том, что действия должностного лица - экономиста финансово-бухгалтерского отдела ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными. Данная квалификация соответствует установленным обстоятельствам, нормами названного Кодекса и подлежащего применению бюджетного законодательства.
Оснований полагать, что при вынесении постановления о назначении административного наказания и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется.
Утверждения ФИО1 о допущенном судом первой инстанции нарушении требований части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть признаны состоятельными и своего объективного подтверждения в материалах дела не находят.
Так, согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Как видно из представленных материалов, рассмотрение дела об административном правонарушении по жалобе ФИО1 было назначено судьей Калужского районного суда Калужской области на 10 часов 00 минут 19 апреля 2022 года. Соответствующее извещение от 30 марта 2022 года о дате, времени и месте рассмотрения дела направлено в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1 заказным письмом с уведомлением по имеющемуся в материалах дела адресу: (аналогичный адрес указан в жалобе заявителя, поступившей в районный суд, и в настоящей жалобе).
Данное почтовое отправление 1 апреля 2022 года прибыло в место вручения, где в тот же день осуществлена попытка вручения, однако адресатом (ФИО1) получено не было и после истечения срока хранения в объекте почтовой связи места назначения 9 апреля 2022 года было возвращено обратно отправителю с указанием причины возврата «истек срок хранения», что подтверждается подшитым в материалы дела конвертом заказного письма с почтовым идентификатором № (л.д. 141, 142, 143) и данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России».
Тем самым судом первой инстанции были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения жалобы, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту. При этом сама ФИО1, будучи осведомленной о том, что в производстве Калужского районного суда Калужской области находится поданная ею жалоба, при должной степени контроля поступающей в ее адрес корреспонденции имела возможность своевременно получить направленное ей судебное извещение.
В судебное заседание 19 апреля 2022 года ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела она извещалась надлежащим образом, в связи с чем материалы дела обоснованно были рассмотрены судьей районного суда в отсутствие указанного лица с вынесением решения по жалобе на постановление о назначении административного наказания.
Доводы, которые ФИО1 приводит в своей жалобе, в том числе со ссылками на то, что срок выполнения работ по гражданско-правовым договорам и срок их оплаты установлен до 31 декабря 2020 года и на момент предоставления отчета не наступил, не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства и не ставят под сомнение выводы о ее виновности в совершении вмененного административного правонарушения. В рассматриваемом случае в каждом из перечисленных выше приказов министерства образования и науки Калужской области содержались требования, адресованные ГБУ КО «Областной молодежный центр», о предоставлении соответствующих отчетов об использовании выделенных целевых средств в срок до 25 декабря 2020 года; при этом исполнение указанной обязанности не было поставлено в зависимость от сроков действия и исполнения самих соглашений (договоров).
Ссылки ФИО1 в жалобе на то, что договоры исполнены в полном объеме, правонарушение не повлекло вредных последствий, материальный ущерб отсутствует, сами по себе не исключают наличие события и состава административного правонарушения, как и не влекут признание данных обстоятельств в качестве смягчающих административную ответственность названного должностного лица.
Правовые основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем ею ставится вопрос в жалобе, не имеется. Аналогичные доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно были отвергнуты с подробным приведением мотивов принятого в этой части решения, оснований не согласиться с которыми не усматривается.
Иные доводы, приводимые автором жалобы, не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся актов и по существу сводятся к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств, правовых оснований к которой не усматривается.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном для должностных лиц санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; оно соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Основания полагать, что при решении вопроса о виде и размере назначаемого ФИО1 административного наказания не были учтены все необходимые обстоятельства дела, отсутствуют.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы ФИО1 отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 19 апреля 2022 года в отношении экономиста финансово-бухгалтерского отдела Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Областной молодежный центр» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева