ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-459/20 от 13.08.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья ФИО1 Дело № А-7-21-459/2020

РЕШЕНИЕ

г. Калуга 13 августа 2020 года

Судья Калужского областного суда Сидоренков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 на решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Декопласт-КК»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 от 14 февраля 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Декопласт-КК» (далее ООО «Декопласт-КК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, законный представитель – генеральный директор ООО «Декопласт-КК» ФИО2 обжаловал его в Боровский районный суд Калужской области.

Решением судьи Боровского районного суда Калужской области от 27 мая 2020 года постановление заместителя начальника отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Калужской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1 от 14 февраля 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Калужский областной суд, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО1, вынесший постановление по делу об административном правонарушении, просит решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 27 мая 2020 года отменить как незаконное и необоснованное.

ООО «Декопласт-КК», а также министерство природных ресурсов и экологии Калужской области были надлежащим образом извещены о времени и месте настоящего судебного заседания, законный представитель ООО «Декопласт-КК» ФИО2 и защитник общества ФИО3, а также должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Как следует из постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, ООО «Декопласт-КК» осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: <...> км. Киевского шоссе, строение 3, промзона. Указанный объект министерством природных ресурсов и экологии Калужской области поставлен на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему II категории негативного воздействия на окружающую среду.

В ходе проверки установлено, что ООО «Декопласт-КК», эксплуатирующее объект негативного воздействия на окружающую среду II категории, в 2019 году осуществляло хозяйственную деятельность по месту нахождения вышеуказанного объекта, неразрывно связанную с образованием отходов производства и потребления I-V классов опасности, в отсутствие действующего проекта нормативов образования отходов производства и потребления.

ООО «Декопласт-КК» в период с 23 августа 2019 года по 31 декабря 2019 года не исполнило обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, что и послужило основанием для привлечения ООО «Декопласт-КК» к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы законного представителя общества, судья районного суда исходил из того, что в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поскольку ООО «Декопласт-КК» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то судья районного суда пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» общество освобождается от обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в связи с чем в бездействии общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

Однако с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они являются преждевременными и сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года, отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» отнесенным к объектам I, II, III и IV категорий.

Указанным Федеральным законом статья 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, вступившей в силу 1 января 2019 года, пунктом 2 которой предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно материалам дела, ООО «Декопласт-КК» осуществляет эксплуатацию объекта, который отнесен ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50, и с 1 января 2019 года применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

Таким образом, в связи с тем, что введена новая система нормирования для хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным к I, II, III и IV категориям, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение зависит от категории негативного воздействия, присвоенной объекту, эксплуатацию которого осуществляет юридическое лицо.

Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда названные обстоятельства исследованы не были и надлежащей правовой оценки не получили.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были.

Учитывая, что допущенные существенные нарушения процессуальных требований не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынесенное судьёй районного суда решение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку не истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Боровского районного суда Калужской области от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Декопласт-КК» отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Боровский районный суд Калужской области.

Судья Сидоренков И.А.