Судья Каинова Л.Н. Дело № А-7-21-536/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калуга 30 сентября 2020 года
Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко М.В. на решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Калужской области Чадалина А.С. от 10 апреля 2020 года Союз землепользователей «Родовое поселение Миленки» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица Дьяченко М.В. обратилась в районный суд с жалобой о его отмене.
Решением судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года постановление должностного лица от 10 апреля 2020 года оставлено без изменения, жалоба директора Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко М.В. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, директор Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко М.В. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав защитников Союза землепользователей по доверенности Александрову Т.М., адвоката Белову Е.Г., поддержавших доводы жалобы, прокурора Бисиркину И.И., полагавшую, что решение судьи районного суда является законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из материалов дела и установлено судьей, Союзу землепользователей «Родовое поселение Миленки» на праве собственности, принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 329279 кв.м. (32,9 га) имеющий вид разрешенного использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», расположенного по адресу: Калужская область, Дзержинский район, в районе <адрес>.
Заместитель главы администрации Дзержинского района Калужской области обратился в прокуратуру Дзержинского района с информацией, что по результатам рейдовых осмотров земель сельскохозяйственного назначения выявлено, что ряд юридических лиц не используют земельные участки по целевому назначению. В связи, с чем органами прокуратуры была организована и проведена с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора и администрации МР «Дзержинский район» проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при использовании земельного участка Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки».
Согласно акту проверки от 29 ноября 2019 года в результате визуального осмотра 29 ноября 2019 года земельного участка с кадастровым номером №, установлено, что на площади 27825,74 произведена вырубка деревьев. В южной части земельного участка на площади 27,93 кв. м расположено искусственное углубление. По направлению с севера на юг на площади 8149, 74 кв. м расположены две грунтовые дороги, вдоль дорог (по обе стороны от дорог), на площади 3309 кв. м расположены траншеи глубиной 0,5 м. В северной части земельного участка на площади 60 кв. м произведена планировка местности, также произведено частичное нарушение плодородного слоя почвы. Место хранения плодородного слоя почвы не установлено. Документы, определяющие порядок и нормы снятия плодородного слоя, его хранение, дальнейшее использование, а также проект рекультивации нарушенных земель не представлены.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения заместителем прокурора Дзержинского района Калужской области 30 января 2020 года дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» и в последующем привлечении 10 апреля 2020 года юридического лица к административной ответственности по указанной статье.
Фактические обстоятельства дела и вина Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: решением о проведении проверки от 22 ноября 2019 года; актом проверки и приложенными к нему фотоматериалами от 29 ноября 2019 года; справкой о проведении мероприятий по контролю от 29 ноября 2019 года; фотоматериалами; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 января 2020 года; Уставом Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки»; выпиской из ЕГРЮЛ; распоряжением министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2018 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
С учетом установленных обстоятельств действия Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, по результатам прокурорской проверки был составлен акт проверки, который соответствует, в том, числе положениям приказа Генерального прокурора РФ № 78 от 19 февраля 2015 года «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», и тот факт, что в ходе проведения проверки прокуратурой не был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, не свидетельствует, о нарушении порядка проведения прокурорской проверки. Как усматривается из материалов дела, мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная статьей 27.8 КоАП РФ, в рамках производства по настоящему делу не применялась. Как следует из материалов дела, 29 ноября 2019 года проведена проверка, по результатам которой составлен акт проверки с указанием выявленных нарушений. Оснований для признания данного доказательства недопустимым, не имеется.
Таким образом, оснований для исключения из числа доказательств акта прокурорской проверки не имеется.
Ссылка в жалобе о том, что плодородный слой снят не самовольно, а в связи с осуществлением разрешенной хозяйственной деятельности и с учетом вида разрешенного использования земельного участка, а также за пределы земельного участка грунт не перемещался, а использовался в пределах участка для улучшения земель, обоснованно не принят во внимание судьей районного суда, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, образуют самовольные действия лица, признаваемого субъектом административного правонарушения, в результате которых возникли неблагоприятные последствия в виде снятия или перемещения плодородного слоя почвы.
Как следует из справки о проведении мероприятий по контролю от 29 ноября 2019 года, составленной государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Калужской области Лариным Д.А., в южной части земельного участка на площади 27,93 кв. м расположено укрепленное искусственное углубление. По направлению с севера на юг на площади 8149, 74 кв. м расположены две грунтовые дороги, вдоль дорог (по обе стороны от дорог), на площади 3309 кв. м расположены траншеи глубиной 0,5 м. В северной части указанного земельного участка на площади 60 кв. м произведена планировка местности, также произведено частичное нарушение плодородного слоя почвы. Место хранение снятого плодородного слоя почвы не установлено.
Кроме того, из показаний должностного лица, вынесшего постановление об административном правонарушении Чадалина А.С., данными в судебном заседании в суде первой инстанции 17 июля 2020 года, следует, что в ходе проверки установлено, что на спорном земельном участке имеется грунтовая дорога, для создания которой был снят плодородный слой почвы, доказательств того, что плодородный слой почвы перемещался именно в пределах спорного земельного участка представлено не были.
Указание в жалобе на несогласие с постановлением заместителя прокурора Дзержинского района Калужской области о возбуждении дела об административном правонарушении в части норм, которые были нарушены Союзом землепользователей, является несостоятельным
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено прокурором в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ и им подписано, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, представителю юридического лица разъяснены. Копия постановления вручена директору Союза землепользователей Дьяченко М.В. в установленном законом порядке.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу усматривается, что у Союза землепользователей имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Утверждение защитника о нарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении своего подтверждения не нашло.
Напротив, совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о совершении Союзом землепользователей «Родовое поселение Миленки» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и решения судьи районного суда.
Постановление о привлечении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Союзу землепользователей по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции статьи.
Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в жалобе не содержится.
При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого решения, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» оставить без изменения, жалобу директора Союза землепользователей «Родовое поселение Миленки» Дьяченко М.В. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина