ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-631/2021 от 21.09.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Белов В.С. Дело № А-7-21-631/2021

РЕШЕНИЕ

город Калуга 21 сентября 2021 года

Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Давиденко А.В. по доверенности ФИО1 на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» Давиденко Артема Владимировича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года , вынесенным начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области ФИО2, руководитель юридического лица – директор общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» (далее по тексту – ООО «АгроСАД») Давиденко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года , защитник Давиденко А.В. обратился с жалобой к вышестоящему должностному лицу.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 27 мая 2021 года постановление о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. оставлено без изменения.

Указанные постановление и решение должностных лиц налоговых органов были обжалованы защитником в районный суд.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 июля 2021 года постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области от 18 сентября 2020 года и решение заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 27 мая 2021 года № 63-11/05996, вынесенные в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В., оставлены без изменения.

В жалобе, адресованной в Калужский областной суд и поданной в пределах срока, установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитник Давиденко А.В. по доверенности ФИО1 просит состоявшиеся по настоящему делу в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. решение судьи районного суда от 13 июля 2021 года, решение вышестоящего должностного лица налогового органа от 27 мая 2021 года и постановление о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года отменить как незаконные и необоснованные, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебное заседание 21 сентября 2021 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директор ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. не явился, о дате, месте и времени судебного заседания он извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. От представителей Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области в адрес областного суда поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав выступление защитника Давиденко А.В. по доверенности от 8 июля 2021 года № <адрес>4 ФИО1, поддержавшего жалобу в полном объеме, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно подпунктам «б», «в» пункта 6 и подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами Российской Федерации являются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях». Нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части.

К валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В силу требований части 2 статьи 14 вышеназванного Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

В этой же статье приведен перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, в том числе физическим лицам - нерезидентам, без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Данный перечень является исчерпывающим; выплата таким резидентом заработной платы физическому лицу - нерезиденту наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, в указанный перечень исключений не входит.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. к административной ответственности по настоящему делу) за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается заявителем в жалобе, в 2018 году ООО «АгроСАД» (место нахождения юридического лица: <адрес>) в лице директора Давиденко А.В. были заключены трудовые договоры с иностранными гражданами.

Так, 12 апреля 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 86, согласно которому последний принимается на работу на должность рабочего зеленого хозяйства, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 12 апреля 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 10 апреля 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

12 апреля 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 88, согласно которому последний принимается на работу на должность тракториста, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 12 апреля 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 35 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 11 апреля 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

12 апреля 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО7 Баходиром Кенжабой угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 95, согласно которому последний принимается на работу на должность рабочего зеленого хозяйства, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 12 апреля 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 11 апреля 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

12 апреля 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО8 Зокиржоном Нурбой угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 100, согласно которому последний принимается на работу на должность рабочего зеленого хозяйства, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 12 апреля 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 11 апреля 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

10 мая 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 117, согласно которому последний принимается на работу на должность рабочего зеленого хозяйства, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 10 мая 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 4 мая 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

24 мая 2018 года между ООО «АгроСАД» и гражданином Республики Узбекистан ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен трудовой договор № 125, согласно которому последний принимается на работу на должность рабочего зеленого хозяйства, договор заключен на неопределенный срок, вступает в силу с 24 мая 2018 года, размер должностного оклада работника составляет 25 000 рублей в месяц, при заключении договора названным работником предъявлен патент, выданный 4 мая 2018 года Управлением по вопросам миграции УМВД России по Калужской области.

26 октября 2018 года работодателем произведен наличный расчет по заработной плате с вышеназванными работниками, являющимися иностранным гражданами, путем выплаты ООО «АгроСАД» на основании подписанной директором Давиденко А.В. платежной ведомости № 107 от 26 октября 2018 года и расходного кассового ордера № 40 от 26 октября 2018 года за расчетный период с 1 по 31 октября 2018 года наличных денежных средств на общую сумму 244 082 рубля 01 коп., из которых ФИО6 выплачено 33 198 рублей 19 коп., ФИО5 – 33 423 рубля 28 коп., ФИО3 – 34 935 рублей 48 коп., ФИО4 – 71 440 рублей 30 коп., ФИО7 угли – 35 228 рублей 74 коп., ФИО8 угли – 35 856 рублей 02 коп.

При этом согласно представленным материалам ФИО6, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО7 угли, ФИО8 угли с заявлениями о выдаче вида на жительство на территории Калужской области в установленном законом порядке не обращались, что свидетельствует о том, что они являются нерезидентами.

Тем самым произведенная ООО «АгроСАД» выплата заработной платы в октябре 2018 года иностранным гражданам ФИО6, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО7 угли, ФИО8 угли наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, является валютной операцией, совершенной с нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Давиденко А.В. протокола об административном правонарушении от 4 сентября 2020 года № 40112024000239300002, а также последующего вынесения постановления о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года № 40112024000239300003, которым директор ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. как должностное лицо, ответственное за соблюдение обществом валютного законодательства, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

13 июля 2021 года суд первой инстанции по результатам рассмотрения жалобы в интересах лица, в отношении которого ведется производство по настоящему делу об административном правонарушении, на постановление о назначении административного наказания от 18 сентября 2020 года и решение вышестоящего должностного лица налогового органа от 27 мая 2021 года признал верными содержащиеся в этих актах выводы о доказанности вины директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. в совершении административного правонарушения, а также указал на правильность квалификации его действий по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.

Согласно части 5 статьи 11 Трудового Кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники ООО «АгроСАД» ФИО6, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО7 угли, ФИО8 угли как граждане иностранного государства, не имеющие вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являлись нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением специальных норм Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом положения указанного Федерального закона не содержат исключений в части расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами при заключении соответствующих трудовых договоров в отношении какой-либо категории иностранных граждан.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Выводы о том, что вышеуказанные действия Давиденко А.В., являющегося руководителем юридического лица и не принявшего меры по надлежащему соблюдению ООО «АгроСАД» валютного законодательства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными.

Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, факт выплаты ООО «АгроСАД» заработной платы в валюте Российской Федерации иностранным гражданам (нерезидентам) путем наличного расчета, минуя банковские счета в уполномоченном банке, в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ни самим Давиденко А.В., ни его защитниками в ходе производства по делу об административном правонарушении не оспаривался.

Наличие в действиях руководителя ООО «АгроСАД» состава вмененного административного правонарушения доводами жалобы, а также сведениями, содержащимися в представленной в настоящем судебном заседании копии апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 29 июня 2021 года по делу № 33-1974/2021 не опровергается.

Доводы жалобы о наличии процессуальных нарушений, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении, выразившихся в вынесении должностным лицом постановления о назначении административного наказания в отсутствие Давиденко А.В., без его надлежащего уведомления, не могут повлечь удовлетворения жалобы в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, Давиденко А.В. был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении путем вручения ему соответствующего уведомления, однако на составление протокола он не явился. Протокол об административном правонарушении 4 сентября 2020 года был составлен в отсутствие Давиденко А.В.; при составлении протокола присутствовал его защитник Васепченков И.С., который представлял интересы Давиденко А.В. при производстве по делу об административном правонарушении на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной 3 сентября 2020 года, что согласуется с положениями части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола об административном правонарушении, в котором содержалось уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Давиденко А.В., была вручена его защитнику Васепченкову И.С., что удостоверено подписью последнего в протоколе.

Кроме того, в тот же день в адрес Давиденко А.В. по месту его жительства посредством почтовой связи была направлена копия определения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области ФИО2 от 4 сентября 2020 года об отказе в удовлетворении ходатайства о передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение по месту жительства Давиденко А.В., в котором также содержалось уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Факт направления указанной корреспонденции в адрес Давиденко А.В. подтверждается данными внутрироссийского почтового идентификатора с номером 80085252888657 с официального сайта ФГУП «Почта России».

Таким образом, должностным лицом налоговой службы были приняты необходимые меры для извещения Давиденко А.В. о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

18 сентября 2020 года Давиденко А.В. на рассмотрение в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в налоговую службу не явился, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 25.1 названного Кодекса дело было рассмотрено в отсутствие Давиденко А.В. с участием его защитника Васепченкова И.С. При этом при вынесении должностным лицом постановления о назначении административного наказания в отношении Давиденко А.В. его защитником Васепченковым И.С. каких-либо ходатайств, в том числе и ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с ненадлежащим уведомлением Давиденко А.В. о месте и времени рассмотрения дела и необходимостью его участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлено не было.

Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что должностное лицо налогового органа приняло необходимые меры по извещению директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. о совершаемых в отношении него процессуальных действиях в ходе производства по настоящему делу, в том числе относительно места и времени рассмотрения дела и вынесения постановления о назначении административного наказания, в связи с чем оснований считать нарушенным право Давиденко А.В. на защиту не имеется.

Административное наказание назначено директору ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и данных о личности виновного.

Назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. При этом оснований полагать, что должностным лицом налогового органа при решении вопроса о виде и размере назначаемого Давиденко А.В. административного наказания не были учтены необходимые обстоятельства дела, как и о назначении Давиденко А.В. несправедливого наказания вследствие его чрезмерной суровости, не имеется.

Доводы жалобы относительно наличия оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного Давиденко А.В. административного штрафа на предупреждение не могут быть признаны состоятельными.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении руководителя ООО «АгроСАД», имевшего возможность для соблюдения требований валютного законодательства, но не принявшего все зависящие от него меры по их соблюдению, к установленному Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» для резидентов Российской Федерации порядку совершения расчетов по валютным операциям с иностранными гражданами - нерезидентами, а также в угрозе безопасности государства.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

Оснований для признания совершенного Давиденко А.В. правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, также не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению валютного законодательства не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Иные приводимые защитником в жалобе и озвученные в ходе судебного заседания доводы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность выводов, содержащихся в обжалуемом судебном решении.

Порядок и установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел соблюдены.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение вынесенного судьей районного суда решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «АгроСАД» Давиденко А.В. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы защитника отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 июля 2021 года в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «АгроСАД» Давиденко Артема Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Судья Е.О. Боярищева