ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-732/2021 от 29.11.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-21-732/21

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калуга 29 ноября 2021 года

Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ковалевой Ю.В. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении члена Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области Ковалевой Юлии Васильевны,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела Калужского УФАС России Чурикова М.А. от 13 июля 2021 года, должностное лицо - член Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области Ковалева Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением должностного лица, Ковалева Ю.В. обжаловала его в Калужский районный суд Калужской области.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 сентября 2021 года, постановление должностного лица от 13 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении члена Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области Ковалевой Ю.В. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В Калужский областной суд обратилась с жалобой Ковалева Ю.В., полагая, что принятые в отношении нее постановление должностного лица и решение судьи районного суда являются незаконными и необоснованными и просила их отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материала дела, проверив доводы жалобы, заслушав Баранникова В.А., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда в адрес Калужского УФАС России поступило обращение ООО «Стоматолог» на действия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области, по результатам рассмотрения которого, было установлено, что 27 декабря 2019 года указанной Комиссией, состав которой был утвержден Правительством Калужской области, было сформировано Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования в Калужской области на 2020 год.

Так, решением Комиссии специализированным стоматологическим поликлиникам, отнесенным к 1 подуровню 1 уровня оказания медицинской помощи, был установлен тариф на 51% ниже, чем специализированным стоматологическим клиникам, отнесенным к III подуровню II уровня. При этом, до 2020 года тариф на оказание стоматологической помощи был одинаковым для всех уровней.

Согласно приложению 16 к Тарифному соглашению к 1 подуровню 1 уровня медицинских организаций отнесено ООО «Стоматолог», а к III подуровню II уровня ГАУЗ КО «Калужская областная детская стоматологическая поликлиника» и ГАУЗ КО «Калужская областная стоматологическая поликлиника».

В соответствии с приложением 17, 22 к Тарифному соглашению данные медицинские организации в рамках участия в программе ОМС осуществляют свою деятельность в рамках одних и тех же условий оказания медицинской помощи: медицинская помощь в амбулаторных условиях, оплата которой осуществляетсяза единицу объема, и к ним применяется и единый порядок оплаты стоматологической помощи из средств ОМС

Приложением № 4 к Дополнительному соглашению № 2 от 18 февраля 2020 года к Тарифному соглашению для медицинских организаций III подуровня II уровня установлен коэффициент 1,5. Однако, несмотря на указание «амбулаторную помощь», данное приложение также отнесено к уровням стационара.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ №-135 «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).

27 мая 2020 года Правительству Калужской области было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием в действиях Комиссии, выразившихся в создании дискриминационных условий для деятельности специализированных медицинских организаций, оказывающих стоматологическую медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования путем установления в Тарифном соглашении разных тарифов по следующим видам оказания медицинской помощи: обращение по поводу заболевания; посещение при оказании помощи в неотложной форме; посещение с профилактической целью и иными целями, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Однако Правительством Калужской области указанное предупреждение выполнено не было.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Калужского УФАС России от 17 июля 2020 года №156 в отношении Правительства Калужской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Как следует из положений ч.1 ст.20 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", медицинские организации имеют право, в том числе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.6 ст.36 указанного закона, территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

В силу ч.9 ст.36 указанного закона, для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области действует в соответствии с Положением о деятельности Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года №108н. В соответствии с пп.4 п.4 Положения Комиссия осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об ОМС.

В силу ч.2 ст.30 Федерального закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлены Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения согласно приложению.

Так, согласно п.5.1 Требований, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться в зависимости от форм, видов и условий оказания медицинской помощи и рассчитываться в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Согласно п.5.2 Требований, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться дифференцированно с учетом коэффициента уровня оказания медицинской помощи для групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций: 1) коэффициент первого уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению в пределах муниципального образования (внутригородского округа) первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь; 2) коэффициент второго уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной) населению нескольких муниципальных образований, а также для специализированных больниц, больниц скорой медицинской помощи, центров, диспансеров; 3) коэффициент третьего уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению высокотехнологичную медицинскую помощь.

Значения таких коэффициентов определены в пункте 5.4 Требований только для оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Таким образом, значения коэффициентов для оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, Требованиями не установлены.

Постановлением Правительства Калужской области от 29 марта 2012 года №154 утвержден состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области.

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем ответственность за ее действия несет Правительство Калужской области, чьим постановлением утвержден состав данной комиссии.

Постановлением Правительства от 29 марта 2012 года №154 Калужской области Ковалева Ю.В. назначена членом Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования в Калужской области. Как следует из протокола заседания Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области от 27 декабря 2019 года №17 Ковалева Ю.В., как член комиссии принимала решение об утверждении Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования в Калужской области на 2020 год.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный, рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 17 статьи 4 данного закона, признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке,рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принятие Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области решения об установлении специализированным стоматологическим поликлиникам, отнесенным к I подуровню I уровня оказания медицинской помощи, тарифа на 51% ниже, чем специализированным стоматологическим клиникам, отнесенным к III подуровню II уровня, как обоснованно указал судья районного суда, создает дискриминационные условия между специализированными медицинскими организациями, оказывающими стоматологическую медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, что свидетельствует о том, что созданы условия и возможность для наступления последствий в виде дискриминационных условий для ООО «Стоматолог» при установлении в Тарифном соглашении разных тарифов на оказание стоматологической медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

24 августа 2020 года проведено собрание Комиссии, в соответствии с протоколом № 9 которого было принято решение отменить с 25 августа 2020 года решения Комиссии в протоколах заседаний от 27 декабря 2019 года №17, от 18 февраля 2020 года №2 в части установления коэффициентов уровней (подуровней) при определении тарифов на оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, а также внести изменения в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования в Калужской области от 27 декабря 2019 года согласно проекту дополнительного соглашения №8 к Тарифному соглашению (приложение к настоящему протоколу), исключив Приложение №9.1 «Коэффициент уровня (подуровня)» и изложив приложения № 4, 5, 6 к Тарифному соглашению в новой редакции.

Таким образом, с 25 августа 2020 года дискриминационные условия между специализированными медицинскими организациями, оказывающими стоматологическую медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, были устранены.

Указанное, свидетельствует о нарушении Правительством Калужской области запретов, установленных пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции». Вина указанных лиц заключается в том, что они нарушили установленные ФЗ «О защите конкуренции» запреты на создание дискриминационных условий недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством и не предприняли всех зависящих от них мер по их соблюдению.

30 сентября 2020 года Комиссией Калужского УФАС России в соответствии с требованиями статьи 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» было принято заключение об обстоятельствах дела.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица Ковалевой Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Факт совершения Ковалевой Ю.В. административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, решении судьи районного суда, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины Ковалевой Ю.В. в совершении данного административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Оснований для иной юридической оценки действий Ковалевой Ю.В. не имеется. Ее действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, согласование Федеральным фондом обязательного страхования Российской Федерации разработанного Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского Калужской области тарифного соглашения, не опровергает наличия в действиях члена комиссии Ковалевой Ю.В., состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ

Кроме того, постановлением двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2021 года решение Арбитражного суда Калужской области от 05 июля 2021 года, которым было отказано в удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Калужской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы России по Калужской области от 28 октября 2020 года, оставлено без изменения.

Постановление о привлечении Ковалевой Ю.В. к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Ковалевой Ю.В. как должностному лицу, минимальное в пределах санкции ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; личности Ковалевой Ю.В. и всех значимых обстоятельств, оно является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы в жалобе по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не могут являться основанием к отмене постановления должностного лица Калужского УФАС России, решения судьи районного суда, и не свидетельствуют о невиновности Ковалевой Ю.В. в совершении правонарушения.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого постановления должностного лица, решение судьи районного суда допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 02 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении члена Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калужской области Ковалевой Юлии Васильевны, оставить без изменения, жалобу Ковалевой Ю.В. без удовлетворения.

Судья И.Н. Плаксина