ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7-21-945/2021 от 16.12.2021 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело № А-7-21-945/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калуга 16 декабря 2021 года

Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Загрядской Е.А. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 05 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Калужской области министерства природных ресурсов и экологии Калужской области 30 июня 2021 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Загрядская Е.А. обратилось в Калужский районный суд Калужской области, с жалобой полагая, что оно является незаконным и необоснованным.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 05 октября 2021 года постановление должностного лица от 30 июня 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника учреждения без удовлетворения.

В Калужский областной суд с жалобой обратилась защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Загрядская Е.А., в которой просила решение судьи, постановление должностного лица отменить, как незаконные и необоснованные.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Как видно из материалов дела и установлено судьей, в ходе рассмотрения обращения граждан на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 22 марта 2021 года совместно с ведущим инженером аккредитованной лаборатории филиала ЦЛАТИ по Калужской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» и начальником п/у 3/9 (пос. Шайковка) Шнотиным Е.А. 24 марта 2021 года осуществлено обследование акватории водного объекта – р. Ужать и ее водоохраной зоны в районе ж/д ст. Шайковка.

В ходе обследования установлено, что вблизи ж/д ст. Шайковка в водоохраной зоне р. Ужать расположен овраг. На момент осмотра по дну оврага происходил сброс сточных вод с попаданием в р. Ужать. Сточные воды в месте впадения р. Ужать имели серый окрас и гнилостный запах.

Вверх по уклону рельефа местности в противоположном от сброса сточных вод направлении, приблизительно в 100 метрах к северо-востоку от дома 16 в ж/д ст. Шайковка, обнаружен оголовок трубопровода, являющийся источником данного сброса. По предварительным данным оголовок является частью системы водоотведения ливневых сточных вод городков № 1-ж и № 1 ж/д ст. Шайковка, а также аварийным выпуском канализационной наносной станции (далее КНС). КНС, расположенная неподалеку от данного оголовка, на монет осмотра находилась в рабочем состоянии.

24 марта был произведен отбор проб в трех точках: 1. р.Ужать выше сброса сточных вод, ток которых осуществлялся по оврагу от места выпуска ливневых стоков, включая аварийный сброс КНС (точка №1); 2. р.Ужать в месте сброса сточных вод, ток которых осуществлялся по оврагу от выпуска ливневых стоков, включая аварийный сброс КНС (точка №2); 3.р.Ужать ниже сброса сточных вод, ток которых осуществлялся по оврагу от места выпуска ливневых стоков, включая аварийный сброс КНС (точка №3).

Согласно протоколу результатов испытаний от 31 марта 2021 года: в точке № 1 установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения по массовой концентрации взвешенных веществ в 2,4 раза, железа в 13 раз, марганцу в 16 раз; в точке № 2 установлено, превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения по массовой концентрации взвешенных веществ в 3,5 раза, БПК пол. В 12,3 раза, нитрат-ионов в 3,5 раза, фосфат-ионов в 4,1 раза, АПАВ в 16 раз, ионов аммония в 7,2 раза, нефтепродуктов в 5 раз, железа в 17 раз, меди в 4 раза; в точке № 3 установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного значения по массовой концентрации взвешенных веществ в 3 раза, БПК пол. В 1, 6 раза, нитрат-ионов в 1,4 раза, АПАВ в 4,2 раза, нефтепродуктов в 1, 8 раз, железа в 12 раз, меди в 1,8 раза.

Согласно информации, предоставленной ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, сети водоотведения военного городска № 1-ж закреплены за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 января 2017 года № 172. При этом, ливневая система канализации военного городка № 1-ж из которой зафиксирован сброс сточных вод не эксплуатируется.

Выпускной коллектор через который зафиксирован сброс неочищенных сточных вод, является также аварийным выпуском КНС, закрепленной за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

24 марта 2021 года в момент проведения обследования при визуальном осмотре на дне оврага на рельефе местности наблюдались следы, ранее производившихся сбросов неочищенных сточных вод, имеющих характерные признаки хозяйственной-бытовых стоков, серый окрас и гнилостный запах.

Из результатов лабораторных исследований усматривается превышение нормативов предельно допустимых концентраций веществ в р.Ужать по некоторым определяемым показателям, характерным для хозяйственно-бытовых стоков, что свидетельствует о том, что на КНС раннее происходил аварийный сброс неочищенных вод через оголовок выпускного коллектора, являющегося аварийным выпуском КНС.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина учреждения подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 июня 2021 года; протоколом результатов испытаний от 31 марта 2021 года; протоколом отбора проб воды от 24 марта 2021 года; справкой по результатам осмотра территории, водоохраняемой зоны, поверхностного водного объекта на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства от 24 марта 2021 года, и иными материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, которым, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.

Доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного решения. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, не усматривается.

Довод жалобы о том, что зафиксированный сброс неочищенных сточных вод не является результатом хозяйственной деятельности учреждения, со ссылкой на то, что все коммунальные объекты ЖКС № 3 (г. Тверь) на территории п. Шайковка функционируют в штатном режиме, являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно отвергнут по мотивам, приведенным в судебном акте, не ставит под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица, решение судьи районного суда.

Указание защитника в жалобе на загрязненность вводного объекта еще до выпуска сточных вод, не является основанием для освобождения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Таким образом, судьей районного суда, правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, и достоверно установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, допустило нарушение требований к охране водных объектов, что соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Как установлено материалами дела ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России достаточных, своевременных мер по недопущению требований указанного законодательства принято не было.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Административное наказание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России назначено минимальное в пределах санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения МУП ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности не нарушены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении каких-либо нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого постановления и решения судьи, допущено не было, оснований для его отмены не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь consultantplus://offline/ref=072CABD0C013E0BCF7B1AF35266969560DADBA8CC81333E107707EA6DB001698117D27277468216EF9k2F статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 05 октября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Загрядской Е.А. - без удовлетворения.

Судья И.Н. Плаксина