ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-700/19 от 16.04.2019 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело а-700/2019

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

при секретаре Малоибрам Э.В.,

с участием представителя административного истца Нартенко Н.М. Киселева А.А.,

представителя административного ответчика Администрации города Симферополя Лемтюжниковой А.В., представителя заинтересованных лиц Мошкова Г.А., Нартенко В.И., Киселева АА.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нартенко Надежды Михайловны к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности, заинтересованные лица МКУ Департамент финансов Администрации города Симферополя, Нартенко В.И., Мошков Г.А. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с административным иском к Администрации <адрес> с требованием признать незаконным бездействие Администрации <адрес>, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>, возложить обязанность в разумный срок сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес>. Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что истец является собственником <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о формировании земельного участка на котором расположен многоквартирный дом для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в доме. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> ответила, что мероприятия по формированию земельных участков под многоквартирными домами предусмотены в течение 2016-2018 <адрес>, что она может подготовить документацию за счет собственных средств, т.е. фактически административный ответчик отказал в удовлетворении заявления и уклонился от исполнения свиох обязанностей. В соответствии с действующим законодательством Администрация <адрес> обязана инициировать подготовку документации по планировке территории, сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в МКД.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчка привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности.

Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица МКУ Департамент финансов Администрации <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца, представитель заинтересованных лиц ФИО3, ФИО8 поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Администрации <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что Администрацией <адрес> проводятся предусмотренные законом действия для формирования указанного земельного участка во исполнение заявленных ФИО1 требований. ДД.ММ.ГГГГ между МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> (Заказчик) и ООО «Научно-исследовательский институт «Земля и город» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № К21/18 - работы по разработке документации по планировке территории. Согласно приложению к муниципальному контракту под номером 26 включен земельный участок находящий по адресу <адрес>. Согласно Акта сдачи-приемки выполненных работ по муниципальному контракту № К21/18 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ выполнен первый этап работ по разработке документации по планировке территории, в том числе в отношении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. Постановлением председателя Симферопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания на отдельных территориях муниципального образования городской округ Симферополь по обсуждению проекта межевания территории под многоквартирными домами. Согласно Протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ организатором которых выступило МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрен проект межевания территории, определение местоположения границ образуемых земельных участков, занятых многоквартирным жилыми домами в границах муниципального образования городской округ Симферополь в части объекта по <адрес>, указанный проект межевания рекомендовано утвердить. Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сформированного под многоквартирным жилым домом 27 по <адрес> в <адрес> МКУ Депаратмент развития муниципальной собственности во втором квартале 2019 года запланировано проведение конкурса в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ с целью определения исполнителей по разработке межевых планов.

Представитель административного ответчика МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, представитель заинтересованого лица МКУ Департамент финансов Администрации <адрес> в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд на основании ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Как следует из материалов административного дела, на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГФИО1 совместно с членами ее семьи ФИО2 (изменил фамилию на Мошков, свидетельство серии 1-АП от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО3 в равных долях являются собственниками <адрес> в <адрес> городе Симферополе.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ/ИСХ/2017-10823 указанная квартира, площадью 45,7 кв.м., имеет кадастровый и расположена на втором этаже здания, то есть находится в многоквартирном доме, что признается сторонами по делу и не требует дополнительного доказывания в силу предписаний части 1 статьи 65 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно сведениям, представленным МУП «Железнодорожный Жилсервис в ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственниками помещений данного жилого дома был выбран непосредственный способ управления, председателем собрания собственников является ФИО1

В целях реализации прав собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, 27, ФИО1 совместно с ФИО3, а также ФИО9ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию <адрес> с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

На вышеуказанное заявление Департаментом муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен и направлен ответ № Н-8240, в котором в рамках компетенции административному истцу сообщено о том, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2016 - 2018 года», предусматривающая проведение мероприятий по формированию земельных участков под многоквартирными домами в течение 2016-2018 годов. Работы по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет будут проводиться в рамках муниципальных заказов, оплачиваемых за счет средств местного бюджета после проведения конкурса и заключения муниципального контракта на данные виды работ с организацией, победившей в конкурсе. Также административному истцу разъяснено, что при необходимости проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом в сжатые сроки, он имеет право обратиться в адрес администрации <адрес> с заявлением о принятия решения о подготовке документации по планировке территории в границах элемента планировочной структуры. Заявителю разъяснено, что после получения указанного решения он имеет право обеспечить разработку соответствующей документации за счет собственных средств. Департамент готов оказать содействие в рассмотрении и согласовании разработанной документации в установленном действующим законодательством порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее –Федеральный законот 29.12.2004-ФЗ) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено применение статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Как следует из статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ, с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).

Поскольку формирование участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.

По смыслу закона, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании всоставе Российской Федерации новых субъектов, <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования городской округ Симферополь», Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Из текста вышеуказанного постановления усматривается, что по состоянию на 2015 год на территории муниципального образования городской округ Симферополь согласно данным, предоставленным муниципальными унитарными предприятиями «Авангард», «Киевский Жилсервис», «Центральный Жилсервис», «Железнодорожный Жилсервис», количество многоквартирных домов на территории города составляет 2277. По состоянию на 2015 г. сведения о земельных участках под многоквартирными домами в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Одной из задач утвержденной муниципальным органом программы является формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами.

Целевыми показателями (индикаторами) - критериями, характеризующими уровень достижения целей Программы,определены, в том числе количество земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости:

2016 г. - 149 (в том числе: 10 - для проведения торгов, 25 - для муниципальных нужд, 4 - для предоставления льготным категориям граждан, 110 - территории многоквартирных жилых домов);

2017 г. - 296 (в том числе: 20 - для проведения торгов, 50 - для муниципальных нужд, 6 - территории парков, скверов, 220 - территории многоквартирных жилых домов);

2018 г. - 297 (в том числе: 20 - для проведения торгов, 50 - для муниципальных нужд, 7 - территории парков, скверов, 220 - территории многоквартирных жилых домов).

В рамках выполнения вышеуказанной программы администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление , которым утвержден график проведения работ по образованию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В утвержденный график включены 217 объектов – многоквартирных жилых домов, проведение работ по образованию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под которыми запланировано на 2017 год.

В целях фактической реализации вышеуказанной программы в рамках установленного финансирования Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым (заказчик) заключен с Обществом с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» (подрядчик) муниципальный контракт №К-8 на выполнение работ по разработке проектов межевания территории.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Согласно частей 2-5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что в случае когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считает возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодеса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соотвествующего публично-правового образования. Формирование земельного участка на котором расположен многоквартирный дом осуществляются органами государственной власти или органом местного самоуправления на основании ч. 4 ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Таким образом, формирование земельных участков на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления на которые возложена обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка есть все предусмотренные законом основания.

Поскольку формирование земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> относится к компетенции Администрации <адрес>, последняя не вправе произвольно отказаться от его формирования при наличии предусмотренных законом оснований.

В силу изложенных выше норм Администрация <адрес> обязана была инициировать подготовку документации по планировке территории после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имущестувом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, который необходим для его эксплуатации, сформировать земельный участок.

Из матералов дела следует, что ФИО1 как собственник квартиры в многоквартирном доме обратилась в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка.

Из матералов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> (Заказчик) и ООО «Научно-исследовательский институт «Земля и город» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № К21/18 - работы по разработке документации по планировке территории. Согласно приложению к муниципальному контракту, под номером 26 включен земельный участок находящий по адресу <адрес>. Согласно Акта сдачи-приемки выполненных работ по муниципальному контракту № К21/18 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ выполнен первый этап работ по разработке документации по планировке территории, в том числе в отношении земельного участка расположенного по адресу <адрес>.

Постановлением председателя Симферопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания на отдельных территориях муниципального образования городской округ Симферополь по обсуждению проекта межевания территории под многоквартирными домами. Согласно Протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, организатором которых выступило МКУ Департамент развития муницпальной собственности Администрации <адрес> и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрен проект межевания территории, определение местоположения границ образуемых земельных участков, занятых многоквартиными жилыми домами в границах муниципального образования городской округ Симферополь в части объекта по <адрес>, указанный проект межевания рекомендовано утвердить.

Как следует из пояснений представителя Администрации <адрес>, для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сформированного под многоквартирным жилым домом 27 по <адрес> в <адрес> МКУ Департамент развития муниципальной собственности во втором квартале 2019 года запланировано проведение конкурса в соответстви с Федеральным законом № 44-ФЗ с целью определения исполнителей по разработке межевых планов.

Таким образом из материалов дела следует, что Администрацией <адрес> в рамках законодательно определенных полномочий ведутся работы по формированию земельных участков под многоквартиными домами, в том числе многоквартирного <адрес> в <адрес>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что по делу не установлено бездействие административных овтетчиков, выразившихся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>.

Согласно Положения о Муниципальном казенном учреждении Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым (Приложение 11 к решению 53-й сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ Приложение 33 к решению 22-ой сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ), Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым (далее - Департамент) является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации <адрес> Республики Крым. (п.11.)

В соответствии с пунктом 2 Положения, основными задачами Департаменат развития муницпальной собственности явялется участие в разработке, формировании и проведении единой политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, обеспечение функций администрации <адрес> по ведению реестра муниципального имущества и земель городского округа Симферополь, разработка и реализация муниципальных программ, связанных с регулированием имущественных и земельных отношений.

Учитывая изложенное, требование административного истца о возложении обязанности на административных ответчиков сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> явяляется обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

При обращении в суд административным истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с административных ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Нартенко Надежды Михайловны, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес>.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Взыскать с Администрации города Симферополя, Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя в солидарном порядке в пользу Нартенко Надежды Михайловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий З.Ю. Каралаш

Решение в окончательной форме принято 22 апреля 2019 года.