ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-705/19 от 13.11.2019 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Дело: а-705/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Леньшина П.И., при помощнике судьи Лёвине И.А., с участием административного истца, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 03667 ФИО1 об оспаривании действий 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в список на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать недействительным отказ во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений;

- обязать ответчика включить его в список на предоставление служебных жилых помещений во внеочередном порядке по месту прохождения военной службы.

В судебном заседании административный истец указанные требования поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он прибыл к новому месту службы в войсковую часть 03667, расположенную в <адрес>. В связи с отсутствием жилья по месту службы ДД.ММ.ГГГГ он обратился в 1-й отдел Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1-й отдел) с заявлением о включении его в список на предоставление служебных жилых помещений. Решением 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ/ТС ему отказано во включении в указанный список на том основании, что он был обеспечен жилым помещением как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес>. Вместе с тем указанный отказ является необоснованным, поскольку с учетом размера общей площади указанной квартиры (32,6 кв.м.) он и члены его семьи (жена и трое дочерей) обеспечены жилым помещением менее учетной нормы. Кроме того, время следования общественным транспортом от данного жилого помещения к месту службы составляет более двух часов.

Административный ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

В своих письменных возражениях представитель 1-го возражала против удовлетворения требований административного истца и пояснила, что оспариваемое решение является правомерным, поскольку предоставление военнослужащим служебных жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется не только по месту прохождения ими военной службы, но и в близлежащих к этому месту населенных пунктах и при условии отсутствия у них своего жилья. Поскольку у административного истца имеется жилое помещение в <адрес>, расположенном в непосредственной близости к населенному пункту, где он проходит военную службу, то основания для обеспечения его служебным жилым помещением отсутствуют, в связи с чем ему было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из послужного списка и справкам войсковой части 03667 административный истец проходит военную службу с августа 2005 года. В декабре 2018 года он переведен к новому месту службы в войсковую часть 03667, дислоцированную в <адрес>. В качестве членов семьи в его личном деле записаны супруга и трое дочерей, 2011, 2015 и 2018 годов рождения.

Как усматривается из копии решения 1-го отдела от ДД.ММ.ГГГГ/ТС, при рассмотрении заявления и документов административного истца на включение его в список на предоставление служебных жилых помещений было установлено, что он реализовал право на жилое помещение как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих путем приобретения квартиры по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес>. Поскольку в связи с приобретением указанной квартиры ФИО3 обеспечен жилым помещением в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и части 2 статьи 99 ЖК РФ исключает возможность обеспечения его служебным жильем, принято решение об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений.

Копиями договора участия в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № ДУ-03-078 и актом приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО3 как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрел жилое помещение в виде квартиры общей площадью 32,6 кв.м. по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес>. Данное жилое помещение передано ему застройщиком ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О схеме районной планировки <адрес>», в состав пригородной зоны <адрес> входят следующие районы <адрес>: Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Истринский, Солнечногорский, Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Раменский, Домодедовский, Подольский, а также часть <адрес> до Большого кольца Московской железной дороги.

Таким образом, <адрес> входит в состав пригородной зоны <адрес>, а как следует из распечаток из программного обеспечения «Яндекс.Карты», с <адрес> данный населенный пункт имеет общую границу, развитую транспортную инфраструктуру, большое количество маршрутов общественного, автомобильного и железнодорожного сообщения.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что <адрес> является близлежащим к месту прохождения административным истцом военной службы – <адрес> населенным пунктом.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона, вопреки мнению административного истца, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения, следовательно, основания для включения такого военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений отсутствуют.

При этом то обстоятельство, что административный истец и члены его семьи обеспечены жилым помещением менее учётной нормы, в данном случае не может быть принято во внимание, поскольку действующее законодательство, в том числе часть 2 статьи 99 ЖК РФ, не устанавливает учетную норму для определения нуждаемости военнослужащих в служебных жилых помещениях. В этой связи военнослужащий может быть признан нуждающимся в служебном жилье только в случае отсутствия у него по месту прохождения военной службы или в близлежащих к этому месту населенных пунктах жилых помещений вовсе.

При таких обстоятельствах, поскольку административный истец обеспечен жилым помещением в близлежащем к месту прохождения им военной службы населенном пункте, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ 1-го отдела является обоснованным и отказывает в удовлетворении требований административного истца о признании недействительным отказа во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений; о возложении на ответчика обязанности по включению его в список на предоставление служебных жилых помещений во внеочередном порядке по месту прохождения военной службы.

Довод административного истца о том, что время следования из жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> месту его службы составляет более двух часов, что создает угрозу причинения ущерба для поддержания боевой готовности воинской части, суд не может принять во внимание, поскольку сведений, подтверждающих данное обстоятельство, в суд не представлено.

Кроме того, длительность пребывания административного истца в пути к месту службы обусловлена условиями жизни в мегаполисе, время проезда из одной точки которого в другую может значительно превысить время, необходимое для прибытия административного истца на службу из <адрес>.

Поскольку в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 отказано, то с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, не имеется оснований для возмещения ему судебных расходов.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействительным отказа во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений; о возложении на ответчика обязанности по включению его в список на предоставление служебных жилых помещений во внеочередном порядке по месту прохождения военной службы – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий