Дело № г.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 октября 2019 года г. Курск
Судья Кировского районного суда г. Курска Москалёва И.Н., рассмотрев жалобу директора ООО «Курскрыбторг» на постановление по делу об административном правонарушении Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области от 23.07.2019 года о привлечении ООО «Курскрыбторг» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
Постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 от 23.07.2019 года ООО «Курскрыбторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Курскрыбторг» подала в Кировский районный суд г. Курска жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, либо снизить размер штрафа до размера минимума, установленного законодательством, или заменить меру наказания в виде предупреждения, мотивируя свои требования тем, что при рассмотрении административного дела был не правильно определен объект правонарушения, поскольку ООО «Курскрыбторг» не осуществляет ни территориальное планирование, ни планировку территории, ни капитальный ремонт, ни любой другой вид деятельности, образующий объект административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.1 КоАП РФ. В связи с чем, ООО «Курскрыбторг» не может подлежать административной ответственности по указанной статье. Кроме того, ООО «Курскрыбторг» не осуществляет непосредственного выброса сточных вод в какой-либо водный объект, поэтому не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение экологических требований в данном случае. ООО «Курскрыбторг» осуществляет сброс сточных вод организованно в централизованную систему водоотведения согласно заключенному договору водоотведения № 2939 от 01.03.2017 года с МУП «Водоканал города Курска», в соответствии с которым МУП «Водоканал города Курска» обязано осуществлять контроль за соблюдением нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а абонент ООО «Курскрыбторг» осуществляет плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также компенсирует расходы МУП «Водоканал города Курска» в связи с нарушением абонентом требований к составу и свойствам сточных вод. В связи с чем, ООО «Курскрыбторг» на основании действующего законодательства и заключенного договора водоотведения освобождено от оплаты превышения нормативов водоотведения по составу сточных вод. Всю ответственность за состав сточных вод несет МУП «Водоканал города Курска». ООО «Курскрыбторг» несет ответственность за превышение загрязняющих веществ предельно-допустимых концентраций только перед гарантирующей организацией по водоотведению, перед которой у ООО «Курскрыбторг» ответствует какая-либо задолженность или не исполненное требование. Также просит учесть, что ООО «Курскрыбторг» впервые привлекается к административной ответственности, в действиях общества отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, его действиями не причинен имущественный ущерб, отсутствие отягчающих обстоятельств и тяжких последствий, имущественное и финансовое положение общества.
В судебное заседание представитель ООО «Курскрыбторг» не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, постановление по делу об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что жалоба директора ООО «Курскрыбторг» на указанное постановление необоснованна и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, указанных в данной статье, в том числе, об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения выполнения в результате хозяйственной или иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды должен осуществляться производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
В соответствии со ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 23 названного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 34 названного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в целях охраны водных объектов загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в три и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом. Иные абоненты вправе разработать план снижения сбросов этим планом. Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.
План снижения сбросов абонента, допустившего превышение нормативов состава сточных вод, должен обеспечить предотвращение превышений указанным абонентом нормативов состава сточных вод по всем веществам, по которым были допущены превышения нормативов состава сточных вод, посредством реализации полного или нескольких из следующих мероприятий: строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам; создание систем оборотного водоснабжения; внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
В соответствии с Постановлением администрации города Курска Курской области от 08.10.2018 № 2308 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП «Курскводоканал» в централизованную систему водоотведения города Курска», установлены требования к составу и свойствам отводимых сточных вод: БПК,5 составляет 175 мг/дм3 по факту 998 мг/дм3; НПАБ составляет 6,6 мг/дм3 по факту 12,0 мг/дм3; Фенолы 0,06 мг/дм3 по факту 0,58 мг/дм3.
Из исследованных в судебном заседании материалов административного дела следует, что постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области от 23.07.2019 года ООО «Курскрыбторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей за то, что в нарушение Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения с превышением предельно-допустимых концентраций.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела: постановлением по делу об административном правонарушении № 01-10/26 от 23.07.2019 года, актом проверки департаментом экологической безопасности и природопользования Курской области юридического лица № 01-10/26 от 19.07.2019 года, предписанием № 01-10/26 об устранении выявленных нарушений от 30.07.2019 года, протоколом № 01-10/26 об административном правонарушении от 19.07.2019 года, распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой документальной проверки юридического лица от 05.07.2019 года, расчетами платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за январь и апрель 2019 года, расчетом платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за апрель 2019 года, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, договором № 2939 водоотведения от 01.03.2017 года с приложением к нему.
Доводы жалобы о том, что при рассмотрении административного дела был не правильно определен объект правонарушения, поскольку ООО «Курскрыбторг» не осуществляет ни территориальное планирование, ни планировку территории, ни капитальный ремонт, ни любой другой вид деятельности, образующий объект административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.1. КоАП РФ, в связи с чем, не может подлежать административной ответственности по указанной статье, являются несостоятельными, поскольку ООО «Курскрыбторг» осуществляет эксплуатацию принадлежащих ему зданий, сооружений, коммуникационной системы.
Доводы жалобы о том, что общество не осуществляет непосредственного выброса сточных вод в какой-либо водный объект, а осуществляет их сброс организованно в централизованную систему водоотведения согласно заключенному с МУП «Водоканал города Курска» договору, в связи с чем, последнее несет ответственность за состав сточных вод, построены на неправильном понимании норм закона и опровергаются Постановлением Правительства № 167 от 12.02.1999 года, Постановлением Правительства № 525 от 21.06.2013 года, Постановлением Администрации Курской области № 801-па от 03.04.2017 года, Постановлением Администрации г. Курска № 2308 от 08.10.2018 года. Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно договора МУП «Водоканал города Курска» выставляет счета ООО «Курскрыбторг» за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения.
Вопреки доводам жалобы при назначении наказания в соответствии с правилами, установленными ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, в полной мере были учтены характер административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, все обстоятельства по делу. Назначенное ООО «Курскрыбторг» административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей соответствует санкции ст. 8.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений КоАП РФ, влекущих отмену указанного постановления по результатам рассмотрения жалобы, не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление № 01-10/26 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.07.2019 года о привлечении ООО «Курскрыбторг» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ вынесено законно и обосновано, в связи с чем, поданная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л а :
Постановление № 01-10/26 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО2 от 23.07.2019 года о привлечении ООО «Курскрыбторг» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Курскрыбторг» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Кировский районный суд г. Курска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Н. Москалёва