ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7103/2023 от 03.10.2023 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело а-7103/2023

УИД 05RS0-66

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес> 3 октября 2023 года

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Токаевой З.М.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействие, выразившееся в не направлении в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документов о создании охраняемой зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятник природы «ФИО2» для внесения сведений в ЕГРН и обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненаправлении в орган осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав документов о создании охраняемой зоны особо охраняемой природной территории регионального значения памятник природы «ФИО2» для внесения сведений в ЕГРН и обязании устранить допущенное нарушение.

В обоснование своих требований указал, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан (далее - Министерство) установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на внесение сведений о границах охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и содержании ограничений в использовании территории в Единый государственный реестр недвижимости.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении природного комплекса «ФИО2-ФИО2» памятником природы регионального значения» на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2».

Сведения о границах данной особо охраняемой природной территории регионального значения внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (идентификационный реестровый .142).

Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О создании охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2» установлены границы охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2».

В соответствии с п. 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о границах охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Однако в нарушение требований закона Министерством документы (содержащиеся в них сведения) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения -памятник природы «ФИО2-ФИО2» для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, направлены не были, что послужило основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства представления об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях за .

Министерством по настоящее время не принято никаких мер, направленных на внесение сведений о границах охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2» и содержании ограничений в использовании территории в Единый государственный реестр недвижимости.

Данное бездействие Министерства нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие сведений о границах охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2» и содержании ограничений в использовании территории в Едином государственном реестре недвижимости способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

Просил суд: признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выразившееся в ненаправлении в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документов (содержащихся в них сведений) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2» для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, незаконным;

возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в течение 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы (содержащиеся в них сведения) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2» с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, а также перечня координат характерных точек границ этих территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Минприроды РД в отзыве на административное исковое заявление просило суд в удовлетворении административного искового заявления прокурора отказать по следующим основаниям.

Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О создании охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2» установлены границы охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2».

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении природного комплекса «ФИО2-ФИО2» памятником природы регионального значения» на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2».

Сведения о границах данной особо охраняемой природной территории регионального значения внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (идентификационный реестровый .142).

Охранная зона данного памятника природы определена Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О создании охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2» (далее - Указ Главы РД ).

Работы по определению границ охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2» в указанный период проводились в соответствии со сведениями о границах, утвержденными Указом Главы РД .

Однако, в связи с изданием приказа Минэкэномразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым была утверждена новая форма графического описания местоположения охранных зон особо охраняемых природных территорий, потребовалось вновь инициировать работы по определению границ охранной зоны всех региональных памятников природы, что сопряжено с дополнительным финансированием из республиканского бюджета.

Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0292 были установлены новые формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории.

С учетом изложенного, Минприроды РД сформирована и ДД.ММ.ГГГГ направлена исх. (прилагается) в Министерство финансов Республики Дагестан дополнительная бюджетная заявка на 2023 год и на плановый период 2024-2025 г.г. на увеличение расходов, запланированных в рамках Государственной программы Республики Дагестан «Охрана окружающей среды в <адрес>», в п.3 которой содержится заявка на выделение средств для обеспечения размещения и функционирования сети особо охраняемых природных территорий по территории Республики Дагестан, в которой в том числе предусмотрены средства на реализацию мероприятий по определению границ охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2».

Однако, в связи с ограниченными финансовыми возможностями республиканского бюджета, необходимости финансового обеспечения вопросов социально-значимого характера, выделить достаточные средства на поддержку природоохранных мероприятий в 2022 году Правительству РД не представилось возможным.

По результатам рассмотрения указанной бюджетной заявки Правительством РД запланировано рассмотрение данного вопроса в 2023 году исходя из возможностей республиканского бюджета и дополнительных поступлений (письмо Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).

Учитывая изложенное, внести в ЕГРН актуальные сведения о границах охранной зоны в течение указанных в требованиях прокуратуры трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не представляется возможным в связи с ограниченными финансовыми возможностями республиканского бюджета.

Изложенное свидетельствует о том, что Минприроды РД в рамках имеющихся полномочий предприняты все возможные меры по внесению в ЕГРН сведений о границах охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2», завершение данной работы обусловлено только недостаточным бюджетным финансированием по объективным причинам и, соответственно, не находится в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) Минприроды РД.

В судебном заседании помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО4 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и дал пояснения, аналогичные тексту искового заявления. Пояснил, что внесение в августе 2022 года в бюджетную заявку по расходам, планируемым в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды в <адрес>», расходов по определению и описанию границ ООПТ, не является доказательством бездействия административного ответчика.

Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении административного искового заявления прокурора просит отказать по основаниям, изложенным в возражениях. Пояснил, что проведение необходимых работ в трехмесячный срок, указанный административным истцом, невозможно.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении природного комплекса «ФИО2-ФИО2» памятником природы регионального значения» на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» создана особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2».

Согласно п.п. 2-4 Положения о памятнике природы регионального значения "ФИО2-ФИО2", утвержденного указанным постановлением Правительства РД, природный комплекс "ФИО2-ФИО2" является памятником природы регионального значения (далее - Памятник природы). Территория, занятая им, - особо охраняемая природная территория регионального значения.

Памятник природы образован с целью сохранения уникального природного комплекса, в том числе созданного лесного массива, обладающего ценными эстетическими, природными и рекреационными свойствами.

Памятник природы расположен на территории городского округа с внутригородским делением "<адрес>" Республики Дагестан в пределах границ согласно приложению (не приводится), общая площадь - 2243 гектара.

Памятник природы находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

Согласно п. 6 указанного Положения на территории Памятника природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности природного комплекса.

Согласно п. 10 указанного Положения границы Памятника природы, режим особой охраны территории в обязательном порядке учитываются при разработке планов и проектов экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

Судом установлено, что сведения о границах данной особо охраняемой природной территории регионального значения внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (идентификационный реестровый .142).

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Указом Главы Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О создании охранной зоны памятника природы регионального значения «ФИО2-ФИО2» установлены границы охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2».

В соответствии с п. 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о границах охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий подлежат внесению в реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 данного Федерального закона органы государственной власти в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий обязаны направлять в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

При этом, в силу ч. 18.1 указанной статьи в таком случае обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ особо охраняемых природных территорий, а также перечень координат характерных точек границ этих территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.

В соответствии с ч. 20.1 рассматриваемой статьи органы государственной власти, органы местного самоуправления, принявшие решения (акты), указанные в п. 9 ч. 1 настоящей статьи, направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты принятия указанных решений (актов), а в случае установления или изменения зон с особыми условиями использования территорий в отношении планируемых к строительству или реконструкции объектов капитального строительства, для которых требуется выдача разрешения на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня поступления в орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении такой зоны, разрешения на строительство указанного объекта капитального строительства. Органы государственной власти, установившие границы зон с особыми условиями использования территорий, возникающих в силу федерального закона, направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о таких зонах в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты установления их границ.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утв. Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона Министерством документы (содержащиеся в них сведения) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения -памятник природы «ФИО2-ФИО2» для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, направлены не были.

Министерством по настоящее время не принято никаких мер, направленных на внесение сведений о границах охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2» и содержании ограничений в использовании территории в Единый государственный реестр недвижимости.

Данное бездействие Министерства нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие сведений о границах охранной зоны памятника природы «ФИО2-ФИО2» и содержании ограничений в использовании территории в Едином государственном реестре недвижимости способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из указанных норм следует, что основанием удовлетворения иска об оспаривании решений, действий и бездействия государственных органов является незаконность данных решения, действия, бездействия и нарушение прав и законных интересов лица, их оспаривающего.

По настоящему делу судом установлено наличие вышеуказанных правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора. Доводы Министерства о недостаточности бюджетных средств не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку судом установлено бездействие административного ответчика, суд приходит к выводу о возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы (содержащиеся в них сведения) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2» с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, а также перечня координат характерных точек границ этих территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выразившееся в ненаправлении в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документов (содержащихся в них сведений) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2» для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, незаконным.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы (содержащиеся в них сведения) о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «ФИО2-ФИО2» с приложением подготовленных в электронной форме графического описания местоположения границ особо охраняемых природных территорий, а также перечня координат характерных точек границ этих территорий с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Судья З.М. Токаева

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.