ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-72/16 от 12.05.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

а-72/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес>вой суд в составе:

председательствующего судьи Мертиковой В.А.

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3, представителя административного ответчика Законодательного <адрес>ФИО4, представителя заинтересованного лица администрации <адрес>ФИО5, представителей заинтересованных лиц – администрации <адрес>ФИО6, администрации Артемовского городского округа ФИО7, администрации Шкотовского муниципального района <адрес>ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципальных образований Артемовского и Владивостокского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов <адрес> к Законодательному <адрес> о признании недействующим в части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ),

у с т а н о в и л :

Законодательным <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принят <адрес>-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» (далее – Закон о Владивостокской агломерации), который подписан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и опубликован в изданиях «Ведомости Законодательного <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, и «Приморская газета» ДД.ММ.ГГГГ, (995).

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ, опубликованным в издании «Приморская газета» ДД.ММ.ГГГГ, (1184), в Закон о Владивостокской агломерации внесены изменения.

Пунктом 6, пунктами 19 и 20 части 1 статьи 2 Закона о Владивостокской агломерации установлено, что администрация <адрес> или уполномоченные ею органы исполнительной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению документации по планировке территории городских округов, в том числе проектов межевания территории в виде отдельного документа, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; полномочия по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; по принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

Пунктами 4, 6, 19 и 20 части 3 статьи 2 Закона установлено, что администрация <адрес> или уполномоченные ею органы исполнительной власти <адрес> осуществляют полномочия органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района по подготовке и утверждению документации по планировке территории муниципального района на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; подготовке и утверждению документации по планировке территории поселений, в том числе проектов межевания территории в виде отдельного документа, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.

<адрес> обратился в суд с заявлением о признании указанных норм Закона о Владивостокской агломерации недействующими со дня вступления в законную силу, поскольку эти нормы противоречат Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», статьей 28 которого установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток, и перечисленные полномочия отнесены к полномочиям органов местного самоуправления района или городского округа, входящих в границы территории свободного порта Владивосток (Артемовского и Владивостокского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов).

Прокурор также указал, что возможность наделения указанными полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом «О свободном порте Владивосток» не предусмотрена, поэтому положения Закона о Владивостокской агломерации противоречат Закону о свободном порте – нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отнесение названных полномочий органов местного самоуправления к полномочиям органов исполнительной власти <адрес> нарушает права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории вышеназванных округов, а также права муниципальных образований на создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Указал также, что на момент принятия оспариваемого Закона органам исполнительной власти администрации края были переданы те полномочия органа местного самоуправления Шкотовского муниципального района, в частности, по подготовке и утверждению документации по планировке территории поселений, в том числе проектов межевания территории в виде отдельного документа, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний, которыми указанный орган не обладал, так как на территории Шкотовского муниципального района отсутствуют межселенные территории.

Представитель Законодательного <адрес> с заявлением прокурора не согласился, указал, что возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена положениями части 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ.

Полномочия органов местного самоуправления, которые перераспределены оспариваемым нормативным правовым актом органам исполнительной власти <адрес> к числу исключительных полномочий органов местного самоуправления, в отношении которых федеральным законодательством установлен запрет на перераспределение, не отнесены.

Кроме того, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О внесении изменений в <адрес> «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» внесены изменения в статью 2 Закона о Владивостокской агломерации, которые предусматривают, что в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток полномочия, предусмотренные пунктами 6, 19, 20 части 1, пунктами 4, 6, 19, 20 части 3 статьи 2, осуществляются с учетом положений, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

Представитель администрации <адрес> с требованиями прокурора не согласился, сославшись на те же обстоятельства. Кроме того, указал, что Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» был принят после вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта, не является законом равной юридической силы с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, регулирующим отношения в сфере местного самоуправления и не имеет перед ним приоритета.

Представители заинтересованных лиц – администрации <адрес>, администрации Артемовского городского округа поддержали заявление прокурора, указали на то, что в настоящее время возникла неопределенная ситуация, так как правообладатели земельных участков вынуждены обращаться за получением градостроительной документации как в орган местного самоуправления, так и в орган исполнительной власти <адрес>.

Представитель администрации Шкотовского муниципального района <адрес> в судебном заседании указал, что <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ внесены изменения в Закон о Владивостокской агломерации, в частности статья 2 дополнена частью 11, из буквального прочтения которой следует, что полномочия, предусмотренные пунктами 6, 19, 20 части 1, пунктами 4, 6, 19, 20 части 3 статьи 2 указанного Закона осуществляются с учетом положений, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О свободном порте Владивосток». Коль скоро названный Федеральный закон не предусматривает передачу полномочий, то такие полномочия должны осуществляться органами местного самоуправления. Кроме того, указанные полномочия по решению вопросов местного значения отнесены к исключительной компетенции выборных органов местного самоуправления, поэтому их передача в ведение исполнительных органов субъектов противоречит федеральному законодательству и общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Представитель администрации Надеждинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В письменном отзыве на административное исковое заявление указал, что с требованиями прокурора согласен в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в также государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Главой 3 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрены нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемых местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах.

Частью 1.2 статьи 17 названного Закона, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, установлено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Аналогичные предписания предусмотрены пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

Также возможность перераспределения полномочий в области градостроительной деятельности предусмотрена статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ.

С учетом названных положений был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>», который вступил в силу, за исключением отдельных положений, с ДД.ММ.ГГГГ (статья 6). Закон опубликован в изданиях «Ведомости Законодательного <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, и «Приморская газета» ДД.ММ.ГГГГ, (995).

Этим Законом перераспределены полномочия органов местного самоуправления Владивостокского городского округа и Артемовского городского округа по подготовке и утверждению документации по планировке территории городских округов, в том числе проектов межевания территории в виде отдельного документа, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; попринятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; по принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний (пункты 6, 19, 20 части 1 статьи 2 Закона о Владивостокской агломерации).

Также перераспределены полномочия органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и Надеждинского муниципального района по подготовке и утверждению документации по планировке территории муниципального района на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; по подготовке и утверждению документации по планировке территории поселений, в том числе проектов межевания территории в виде отдельного документа, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; по принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний; по принятию решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний (пункты 4, 6, 19, 20 части 3 статьи 2 Закона о Владивостокской агломерации).

Указанные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> были перераспределены на срок полномочий Законодательного <адрес> пятого созыва, который истекает в декабре 2016 года.

Перечисленные полномочия не были отнесены к полномочиям, запрет на перераспределение которых установлен в пунктах 1, 2, 7, 8 части 1, в части 1.2 статьи 17 и части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Федеральный закон о свободном порте), предметом регулирования которого являются отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток.

Как следует из положений Закона (статьи 2, 3, 28), в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток этим Законом устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности на соответствующей территории <адрес>, в том числе на территории Артемовского и Владивостокского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов, в связи с чем определены особенности правового регулирования градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 28 такие особенности заключаются в том, что решение вопросов подготовки и утверждения документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка в составе проекта межевания территории), входящей в границы территории свободного порта Владивосток; подготовки в виде отдельного документа и утверждение градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории свободного порта Владивосток; принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка; принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесены к компетенции органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых находятся соответствующие земельные участки или объекты капитального строительства.

В отличие от норм Градостроительного кодекса и Федерального закона № 131-ФЗ, указанные полномочия в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органа местного самоуправления муниципального района или городского округа. Возможность их перераспределения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности в зоне свободного порта Владивосток указанным Законом не предусмотрена.

Статьей 1 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (статья 3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» регулирует отношения в различных сферах, в том числе, в области местного самоуправления, а также особенности градостроительной деятельности при функционировании свободного порта Владивосток, следовательно, является последующим законом, применительно к Федеральному закону № 131-ФЗ и Градостроительному кодексу РФ, то есть специально предназначен для регулирования соответствующих отношений на территории свободного порта Владивосток.

Таким образом, довод представителя администрации <адрес> о том, что Федеральный закон № 212-ФЗ и Федеральный закон № 131-ФЗ не могут считаться законами равной юридической силы в сфере регулирования соответствующих отношений является несостоятельным.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые прокурором положения Закона о Владивостокской агломерации противоречат Федеральному закону о свободном порте и нарушают права неопределенного круга лиц – субъектов предпринимательства на получение градостроительной документации в упрощенном порядке, посредством обращения в орган местного самоуправления соответствующей территории, а также права органов местного самоуправления Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов на самостоятельное осуществление своих полномочий в области градостроительной деятельности, направленных на создание благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток.

Утверждение представителя Законодательного <адрес> о том, что Закон о Владивостокской агломерации приведен в соответствие с федеральным законодательством, путем дополнения статьи 3 частью 11, согласно которой перераспределенные полномочия осуществляются с учетом положений, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О свободном порте Владивосток», является неубедительным.

При обсуждении указанного вопроса в судебном заседании прокурор полагал, что отсылка к статье 28 Федерального закона о свободном порте указывает лишь на сроки осуществления перераспределенных полномочий, тогда как представитель органа местного самоуправления Шкотовского муниципального района <адрес> считал, что, несмотря на перераспределение полномочий оспариваемым актом, они подлежат исполнению органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд признает, что изложение Закона о Владивостокской агломерации в действующей редакции не является определенным, допускает двойственность толкования оспариваемых норм, затрудняет реализацию прав субъектов предпринимательства, отношения с участием которых регулируются Федеральным законом о свободном порте.

Учитывая изложенное, суд с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ считает возможным удовлетворить заявление прокурора, признав не действующими пункты 6, 19, 20 части 1 статьи 2 и пункты 4, 6, 19, 20 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6, 19, 20 части 1, пункты 4, 6, 19, 20 части 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ).

Возложить на Законодательное <адрес> обязанность опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти – «Приморская газета».

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через <адрес>вой суд.

Председательствующий В.А. Мертикова