ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7323/2023 от 19.10.2023 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело а-7323/2023

Решение

именем Российской Федерации

19 октября 2023 года Санкт-Петербург

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Еруновой Е.В.,

при секретаре Поповой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дьяченко Б. П. к МИФНС по Санкт-Петербургу о признании незаконным отказ налогового органа о выдаче уведомления о праве на имущественный налоговый вычет,

УСТАНОВИЛ:

Дьяченко Б. П. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС по Санкт-Петербургу о признании незаконным отказ налогового органа о выдаче уведомления о праве на имущественный налоговый вычет, и просил суд признать незаконным отказ МИФНС по Санкт-Петербургу выдать уведомление о праве на имущественный налоговый вычет и обязать МИФНС по Санкт-Петербургу выдать истцу уведомление для работодателя о праве на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц за 2023 г., взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что административный истец обратился в МИФНС по Санкт-Петербургу с заявлением о выдаче уведомления для работодателя о праве на имущественный налоговый вычет. От МИФНС по Санкт-Петербургу ДД.ММ.ГГГГ истцу поступил ответ , в котором административный ответчик указал на невозможность обработки данного заявления налоговым органом. Дьяченко Б. П. обратился с письменным заявлением к начальнику МИФНС по Санкт-Петербургу о выдаче уведомления о праве на имущественный налоговый вычет, в котором истцу так же было отказано, с разъяснением начальника МИФНС по Санкт-Петербургу о невозможности обработать заявление истца в связи с отсутствуем в нем оригинальной подписи физического лица и представлением заявления в неустановленной законом форме.

Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, явка не признана судом обязательной, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку административным истцом было подано заявление не по форме предусмотренной нормами действующего законодательства, и в котором стояла ксерокопия подписи истца. Истцу на это было указано, и предложено подать лично заявление по предусмотренной форме, подписанное им лично (а не ксерокопия подписи), или подать заявление по предусмотренной форме в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью истца. В связи с чем, у них не было оснований для удовлетворения данного заявления. По настоящий момент истец не подал им заявления подписанное им лично или усиленной квалифицированной подписью.

Суд на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив в судебном заседании доводы стороны административного истца, выслушав возражения стороны административного ответчика суд, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, показаниями свидетелей, пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В силу положений ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена судебная защита только нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 КА РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания, уважительности причин пропуска срока на обращение в суд независимо от распределения бремени доказывания прочих обстоятельств возложена на административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Дьяченко Б. П.ДД.ММ.ГГГГ обратился в МИФНС по Санкт-Петербургу с заявлением на получение уведомления о праве на имущественный вычет.

ДД.ММ.ГГГГ письмом МИФНС по Санкт-Петербургу истцу было отказано в получении уведомления о праве на имущественный вычет, с ссылкой на рекомендованное письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N БС-4-11/18925@, - в связи с ненадлежащим оформлением данного заявления и отсутствием усиленной квалифицированной подписи при подаче данного заявления, а так же с отсутствием документов подтверждающих право на получение уведомления на имущественный вычет.

ДД.ММ.ГГГГ от Дьяченко Б.П. в МИФНС по Санкт-Петербургу поступила жалоба на отказ в получении уведомления о праве на имущественный вычет.

ДД.ММ.ГГГГДьяченко Б.П. был дан ответ МИФНС по Санкт-Петербургу об отказе в выдаче уведомления на имущественный вычет, с разъяснением о необходимости подать данное заявление по установленной форме предусмотренной пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ утвержденного приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-19/343@. Так же основанием для отказа в регистрации заявления истца о получении уведомления о праве на имущественный налоговый вычет от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированного от ДД.ММ.ГГГГ, является отсутствие оригинальной подписи физического лица (в запросе представленном на бумажном носителе) предусмотренным п. 18 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-19/343@ п.1 для физического лица, не являющегося ИП.

Представителем административного ответчика в ходе судебного заседания было разъяснено, что почтовое отправление истца с заявлением о выдаче уведомления для работодателя о праве на имущественный налоговый вычет, получено МИФНС по Санкт-Петербургу почтовым отправлением, в котором в заявлении отсутствовал оригинал подписи Дьячено Б.П., а имелась лишь ксерокопия данной подписи.

В силу ст. 220 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (пп. 4 п. 1).

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более сумма при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 настоящей статьи, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов, если иное не предусмотрено пунктом 8.1 настоящей статьи.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей и абзацами третьим - пятым пункта 4 статьи 229 настоящего Кодекса.

Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода на основании его обращения с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии представления налоговым органом налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.

Налогоплательщик направляет в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, и документы, предусмотренные подпунктом 6 пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи. Заявление должно быть рассмотрено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган в письменной форме, либо электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика указанных заявления и документов.

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации), может быть предоставлен налогоплательщику в порядке, установленном статьей 221.1 настоящего Кодекса, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, а также на основании представленных в налоговый орган банком в отношении такого налогоплательщика сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи (при условии представления таких документов налогоплательщиком банку), по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.

Если в налоговом периоде имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и (или) 4 пункта 1 настоящей статьи, не могут быть использованы полностью, их остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом остаток налогового вычета может быть использован в порядке, предусмотренном статьей 221.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (Форма по КНД 1150074) утверждена Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с абз. 1 п. 8 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утвержденной ФНС России.

Документом, подтверждающим право на вычеты, является уведомление, форма которого утверждена Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65051), выдаваемое налоговым органом только при наличии у налогоплательщика соответствующего права на такие вычеты.

В соответствии с приложением приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) при заполнении формы Заявления используются значения показателей из платежных и иных документов, имеющихся в распоряжении налогоплательщика, а также из произведенных на основании указанных документов расчетов, в нижней части каждой заполняемой страницы формы Заявления (за исключением страницы 001 Титульного листа) в поле "Достоверность и полноту сведений, указанных на настоящем заявлении, подтверждаю" проставляется подпись налогоплательщика (представителя налогоплательщика), а также дата подписания.

В соответствии с порядком заполнения заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных пп.3 и пп. 4 п.1 ст. 220 НК РФ в соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65051).

Данным приказом утвержден порядок заполнения заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетом, предусмотренных пп.3 и 4 п.1 ст. 220 НК РФ, согласно приложению к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65051).

Статьей 220 НК РФ установлена обязанность налогового органа подтвердить (не подтвердить) право на получение налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов у налоговых агентов в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса.

Административный истец претендовала на подтверждение права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, то есть на подтверждение права на получение у работодателя (налогового агента) имущественного налогового вычета по НДФЛ.

В то же время налогоплательщик не представил в налоговый орган заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц по форме (Форма по КНД 1150074) утвержденной Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Более того, судом было установлено, что административный истец направил в адрес МИФНС заявление в простой письменной форме о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в котором стоит ксерокопия подписи административного истца и отсутствует оригинальная подпись физического лица.

Сторона административного истца, указанный выше факт, ранее в ходе рассмотрения дела не оспаривала.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, судом установлено, что налогоплательщику было отказано в получение уведомления на имущественный вычет, в связи с ненадлежащим оформлением данного заявления, а именно заявления административного истца не соответствует требованиям приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-7-11/755@ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов представления документов, применяемых при подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, а также имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65051) и образцу согласно приложению N 5 к настоящему приказу. Административным истцом данное заявление в МИФНС по Санкт-Петербургу подано посредством почтового отправления, в котором отсутствовал оригинал подписи физического лица (присутствует ксерокопия подписи).

На основании изложенного суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для оспариваемого бездействия имелись, а содержание оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований административного истца в указанной выше части, поскольку они проанализированными доказательствами по делу подтверждаются в полном объеме.

Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при отсутствии наличии убедительных возражений со стороны административного ответчика, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны административного истца, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности административных исковых требований в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым административные исковые требования административного истца оставить без удовлетворения в полном объеме, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Каких либо иных доказательств по правилам ст. 62 КАС РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, сторонами суду представлено не было.

Одновременно суд полагает, что административный истец не лишен возможности обратиться повторно в налоговый орган с данным заявлением заполненным в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный исковые требования Дьяченко Б. П. к МИФНС по Санкт-Петербургу о признании незаконным отказ налогового органа о выдаче уведомления о праве на имущественный налоговый вычет – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: