ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7357/2023 от 23.10.2023 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело а-7357/2023

УИД 59RS0-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Егошина И.В.,

при секретаре Фотиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее – Управление) обратилось в суд с иском к Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Свои требования мотивировало тем, что решение о государственной регистрации Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» (далее – Организация) принято Управлением ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН – .

Ассоциация действует на основании Устава, утверждённого решением учредительного собрания ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность по предоставлению отчётности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны предоставлять в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Положением пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность некоммерческих организаций по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчет о деятельности некоммерческих организаций (http://unro.minjust.ru) или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчётности некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) отчёт о её деятельности, о персональном составе её руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

Организация не выполнила требования статьи 29 Федерального закона , приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии деятельности Организации. Подтверждением этого факта является:

Отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2022 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы.

Отсутствие в учетном деле Организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0003, а также документов, информирующих Управление о продолжении деятельности Организации с указанием действительного места нахождения ее постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях в объеме сведений, включенных в ЕГРЮЛ, за 2022 год.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» за неисполнение требований законодательства к Организации в 2022 и в 2023 годах Управлением не применялись меры реагирования. Соответствующая позиция Минюста доведена до территориальных органов письмами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Непредставление Организацией в контролирующий орган информации о своей деятельности за период 2022 года значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью Организации, и, как следствие этого, влечёт затруднительность выявления нарушений законности в её деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

О фактическом прекращении деятельности Организации информировал начальник регионального штаба ФИО2, о чём свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ. В своём письме ФИО2, сообщил, что деятельность Организация фактически прекратила свою деятельность, у Организации не сформированы органы управления, а также отсутствует финансирование, дальнейшая деятельность Организации нецелесообразна. ФИО2 обратился к Управлению за содействием в ликвидации Организации в судебном порядке.

Управление приходит к выводу о том, что Организацией допущены грубые и неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в непредставлении отчётности за 2022 года.

Нарушения подтверждаются достаточным количеством имеющихся доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Организацией не предпринято. Выявленные нарушения влекут невозможность их устранения законным способом.

До настоящего времени Организация не устранила нарушения законодательства Российской Федерации. При этом Организация не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ней, нарушает права граждан на достоверную информацию о её деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь, может привести к невозможности прохождения ею процедуры ликвидации в порядке, установленном статьёй 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и, следовательно, невозможности исключения Организации из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации.

На основании изложенного, просит суд ликвидировать Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства»; исключить Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещён надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Неоднократное непредставление в установленные сроки сведений, предусмотренных статьёй 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», даёт право уполномоченному органу (т.е. Управлению) обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» зарегистрирован в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН

Ассоциация поддержки молодежных проектов действует на основании устава, утверждённого протоколом Общего собрания учредителей Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-20).

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчётности некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) отчёт о её деятельности, о персональном составе её руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.

Пермскому региональному отделению Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» не выполнил требования статьи 29 Федерального закона , приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ.

Подтверждением этого факта являются: Организация не исполнила обязанность по размещению отчетности в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставляла средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2022 год.

О фактическом прекращении деятельности Организации информировал начальник регионального штаба ФИО2, о чём свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ. В своём письме ФИО2, сообщил, что деятельность Организация фактически прекратила свою деятельность, у Организации не сформированы органы управления, а также отсутствует финансирование, дальнейшая деятельность Организации нецелесообразна. ФИО2 обратился к Управлению за содействием в ликвидации Организации в судебном порядке.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку как указано выше, Пермский региональный отделение Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» не представляет информацию о продолжении деятельности с 2022 года.

Учитывая, что нарушение положений действующего законодательства осуществлялось ответчиком в течение длительного периода времени, суд полагает, что допущенные нарушения по своему характеру являются достаточным основанием для ликвидации коммерческой организации.

Признание некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства, соответствует общеправовым принципам юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что истец при подаче административного иска в суд освобождён от уплаты госпошлины на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета в соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> удовлетворить.

Ликвидировать Пермское региональное отделение Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» (ИНН , КПП , ОГРН ).

Исключить Пермское региональное отделение Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» (ИНН , КПП , ОГРН ) из Единого государственного реестра юридических лиц, в целях поддержания сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в актуальном состоянии.

Взыскать с Пермского регионального отделения Всероссийского добровольческого молодёжного движения «За патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи «Волонтёрская рота боевого братства» (ИНН , КПП , ОГРН ) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И.В. Егошин