ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-737/2021 от 08.11.2021 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

дело а-737/2021

УИД 56RS0015-01-2021-001111-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 08 ноября 2021 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Полтевой В.А.,

при секретаре Юдиной Т.С.,

с участием административного истца Юсовой О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей,

представителя административного ответчика администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области Брылева А.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юсовой ФИО17, Юсова Е.Э.ФИО26 к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ от 06 августа 2021 года № 993-п, о продлении срока для включения в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области»,

установил:

Юсова О.Н., Юсов Е.Э., несовершеннолетние Юсов Р.Э., Юсов Д.Е., ФИО7, ФИО5, ФИО2, ФИО1 обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ. В обоснование административного иска указано, что 02 августа 2017 года Юсова О.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет. 31 августа 2017 года семья Юсовой О.Н. включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области. Все условия, необходимые для участия в данной подпрограмме, административными истцами были выполнены.

Постановлением администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 24 июля 2020 года № 841-п семья Юсовых была исключена из списка участников программы на получение социальной выплаты со ссылкой на отсутствие нуждаемости и обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.

Полагая указанное постановление незаконным, за защитой своих прав Юсовы обратились в суд.

Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда от 04 мая 2021 года, а также определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 сентября 2021 года, исковые требования Юсовых удовлетворены частично. Постановление администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 24 июля 2020 года № 841-п о снятии и исключении семьи истцов из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области, с момента первоначальной постановки на учет с 31 августа 2017 года, признано незаконным.

Семья истца в составе Юсовой О.Н., Юсова Е.Э., ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО5, ФИО2, ФИО1 восстановлена в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области, с момента первоначальной постановки на учет с 31 августа 2017 года.

Полагают, что административный ответчик на протяжении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с 04 мая 2021 года, не предпринимал действий, направленных на исполнение указанного решения и восстановление прав административных истцов.

04 июля 2021 года Юсовой О.Н. исполнилось 36 лет.

Постановлением администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области от 06 августа 2021 года № 993-п семья административных истцов исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» со ссылкой на достижение Юсовой О.Н. 36-летнего возраста.

Между тем, данное постановление не соответствует закону, так как на дату внесения административных истцов в список молодых семей по указанной подпрограмме в 2017 году их семья полностью отвечала всем требованиям нормативных актов для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2015-2020 годах». Необоснованность исключения истцов 24 июля 2020 года из данного списка установлена вступившим в законную силу судебным актом. Таким образом, нарушенные права истцов подлежат восстановлению путем приведения в положение, существовавшее до нарушения права, посредством продления в судебном порядке срока для включения их в список молодых семей – участников подпрограммы.

Просят признать незаконным постановление администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 06 августа 2021 года № 993-п «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», продлить срок для включения в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области, семьи административных истцов на 11 месяцев 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец Юсова О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, административные исковые требования поддержала по доводам иска и просила удовлетворить. Пояснила, что их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, данное решение не отменено, ими выполнены все необходимые условия, административные истцы включены в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области», на момент включения их в указанный список в 2017 году соответствовали всем требованиям, подтвердили свою платежеспособность. Более того, после вступления решения суда в законную силу, в мае 2021 года, их семью включили в список семей – участников программы на получение социальной выплаты. Полагает, что их семью незаконно лишили права на получение социальной выплаты, исключив из списков подпрограммы.

Представитель административного ответчика Брылев А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что Юсова О.Н. была признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи: Юсов Е.Э. (супруг), сыновья - ФИО6, ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО2, дочь - ФИО7, постановлением администрации МО Кувандыкский городской округ от 02.08.2017 № 1233-п «О признании и постановке на учет Юсовой О.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».

Постановлением администрации МО Кувандыкский городской округ от 31 августа 2017 года № 1431-п «О включении молодых семей в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020г.» молодая семья включена в подпрограмму.

24 июля 2020 семья Юсовых была исключена из списка участников подпрограммы на получение социальной выплаты по причине обеспеченности жилой площадью.

Решением Кувандыкского районного суда от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, указанное постановление признано незаконным, Юсовы восстановлены в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области.

24 мая 2021 года Юсовы обратились в жилищную комиссию с заявлением о социальной выплате в 2022 году на приобретение жилого помещения.

Постановлением администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 26 мая 2021 года Юсовы восстановлены в списках молодых семей с даты постановки на учет – 02 августа 2017 года, и с 26 мая 2021 года включены в списки молодых семей, подлежащих обеспечению социальной выплатой в текущем периоде.

ДД.ММ.ГГГГ Юсовой О.Н. исполнилось 36 лет.

Подпунктом «а» п. 9 Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах», утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года № 286-п (далее – областные Правила) установлено, что участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов (родителей) не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

В соответствии с п. 13 указанных Правил, молодая семья - участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил.

В соответствии с абз. 2 п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - федеральные Правила), в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта РФ в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным Правилами требованиям к молодой семье, в том числе и возрастному критерию. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - Постановление № 1050), целями которой, в том числе являются выполнение обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, предоставление социальной помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям. В рамках вышеуказанной федеральной целевой программы «Жилище» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», основной целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. С 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» интегрированы в состав Программы, и их реализация в настоящее время осуществляется с учетом установленных новой Программой особенностей.

Предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Программы, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением № 1050 (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил установлены критерии отнесения к участникам мероприятий ведомственной целевой программы, одним из которых является возраст каждого из супругов либо одного родителя, который в день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи – участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Согласно пункту 22 федеральных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24 указанных Правил).

Согласно п. 26 федеральных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Абзацем 2 п. 27 данных Правил установлено, что в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей – участников мероприятия, в том числе, путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в нем.

Полагает, что доводы административных истцов основаны на ошибочном толковании правовых норм.

Минстрой России также отмечает, что факт признания молодой семьи участницей ведомственной целевой программы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение социальной выплаты.

Кроме этого, требования административных истцов о продлении срока для включения в список молодых семей – участников подпрограммы несостоятельны. Так как, даже в случае продления срока на включение административных истцов в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, они в любом случае не будут соответствовать предъявляемым Правилами требованиям ввиду достижения одним из супругов 35-летнего возраста.

В отзыве на административный иск представитель заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области указал, что Министерство является ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы «Стимулирование жилищного строительства в Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области № 834-п от 21 декабря 2018 года. Согласно Приложению № 13 к указанной государственной программе, ответственным исполнителем подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» является Департамент молодежной политики Оренбургской области. С учетом изложенного, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области не наделено полномочиями в области оспариваемых отношений.

Представитель заинтересованного лица департамента молодежной политики Оренбургской области в письменном отзыве на иск указал, что порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - федеральные Правила).

В целях реализации государственной программы Российской Федерации в Оренбургской области действуют подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2018 года № 834-пп (далее - подпрограмма), а также постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года № 286-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» (далее - областные Правила).

Согласно п. 6 федеральных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая определенным требованиям, в том числе, признанная нуждающейся в жилом помещении, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом голу не превышает 35 лет.

В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 федеральных правил).

Такие же основания исключения семьи из списка участников подпрограммы определены в п. 13 областных Правил.

С учетом изложенного, полагает, что действия администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области по исключению семьи Юсовой О.Н. из числа участников подпрограммы в связи с наступлением предельного возраста участия в подпрограмме являются правомерными, и в удовлетворении заявленных требование необходимо отказать в полном объеме.

Административные истцы Юсов Е.Э., ФИО6, представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области, представитель заинтересованного лица департамента молодежной политики Оренбургской области, представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлены суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 02 августа 2017 года № 1233-п Юсова О.Н. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставлена на учет по категории «многодетные семьи, имеющие трех и более детей», с составом семьи: супруг Юсов Е.Э., дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

29 августа 2017 года Юсова О.Н. обратилась к главе администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области с заявлением о включении ее и членов ее семьи, супруга Юсова Е.Э. и шестерых детей, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы».

Постановлением главы Кувандыкского городского округа Оренбургской области № 1431-п от 31 августа 2017 года семья истца включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Постановлением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 24 июля 2020 года № 841-п, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи больше учетной нормы, семья истца снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах».

Не согласившись с указанным постановлением, Юсовы за защитой своих прав обратились в суд.

Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 04 мая 2021 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09 сентября 2021 года, исковые требования Юсовых удовлетворены частично. Признано незаконным постановление администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 24 июля 2020 года № 841-п о снятии и исключении семьи в составе: Юсовой О.Н., Юсова Е.Э., ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО5, ФИО1, ФИО2 из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области, с момента первоначальной постановки на учет с 31 августа 2017 года. Постановлено восстановить семью Юсовых списках молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить выплату по Оренбургской области, с момента первоначальной постановки на учет с 31 августа 2017 года.

После этого, 24 мая 2021 года, Юсова О.Н. обратилась в администрацию МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области с заявлением об оплате стоимости жилья, превышающего размер социальной выплаты.

26 мая 2021 года постановлением администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области № 662-п семья Юсовой О.Н. восстановлена в списке молодых семей - участников подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», с даты первоначальной постановки на учет, с 02 августа 2017 года, и включена в список семей, подлежащих обеспечению социальной выплатой в текущем периоде.

06 августа 2021 года постановлением администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области № 993-п семья Юсовых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» в связи с исполнением одному из супругов (Юсовой О.Н.) 36 лет.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО13 пояснила, что она с 2012 года является специалистом отдела по жилищным вопросам администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области. В 2017 году Юсова О.Н. была признана нуждающейся в жилом помещении. Граждане указанной категорий вправе самостоятельно выбирать, в какую программу они могут быть включены. Юсовы выбрали программу «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области», и в августе 2017 года семья была включена в данную программу. В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года № 286-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», молодая семья, изъявившая желание получить социальную выплату на приобретение жилья, должна обратиться с письменным заявлением в период с 01 марта по 25 мая года, в котором планируется выделение субсидии, и представить соответствующий пакет документов. Администрация муниципального образования, рассмотрев данные документы, в случае их соответствия правилам № 286-п, принимает решение о включении семьи в список молодых семей -участников программы и в срок до 01 июня направляет данный список в Департамент молодежной политики Оренбургской области. В конце календарного года департамент издает список семей-претендентов на получение социальной выплаты. 24 мая 2021 года Юсова О.Н. обратилась с таким заявлением, оно было рассмотрено, и решением администрации от 26 мая 2021 года семья Юсовых была включена в список семей-участников программы. Однако, в последующем, в связи с достижением Юсовой О.Н. возраста 36 лет, семья была исключена из данной программы.

Также пояснила, что включение семьи в такой список не гарантирует безусловное предоставление указанной субсидии, так как Департамент молодежной политики до составления списка претендентов вправе неоднократно запрашивать сведения о семьях, включенных администрацией в список участников программы, для проверки их соответствия требованиям Правил, а администрация обязана до 10 числа каждого месяца сообщать об изменении сведений о семьях-участницах. Так, в октябре 2021 года Департамент направил в администрацию запрос о предоставлении откорректированных списков участников программы. В 2021 году список семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья Департаментом молодежной политики Оренбургской области еще не издавался, Юсовы в такой список не включались.

Обратившись в суд с настоящим административным иском, Юсовы ссылаются на то, что по состоянию на 31 августа 2017 года их семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, и достижение одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не является основанием для исключения из указанного списка на текущий год.

Суд полагает указанные доводы основанными на ошибочном толковании правовых норм.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (Определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 19 октября 2010 года № 1333-О-О, от 14 июля 2011 года № 988-О-О, от 16 июля 2013 года № 1195-О, от 29 января 2015 года № 122-О и др.).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а также ее составная часть - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В указанных Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности, условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, связанному с тем, что возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт «а» пункта 6 Правил).

Указанное правовое регулирование не нарушает конституционные права граждан, поскольку само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 738-О-О и от 15 января 2015 года № 3-О).

Согласно пунктам 20 и 22 Правил список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, включение определенной семьи в список участников подпрограммы не гарантирует такой семье включение в список претендентов на получение социальной выплаты, поскольку возможность приобретения субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы обусловлена комплексом обстоятельств, связанных с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих переводу из списка участников в список претендентов, возрастом членов этих семей на момент формирования списков претендентов.

На территории Оренбургской области реализуется Подпрограмма 7 «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» (утв. Постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2018 года № 834-пп), а также постановление Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года № 286-п «Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» (далее – областные Правила № 286-п).

В соответствии с данной Программой ответственным исполнителем Подпрограммы 7 является Департамент молодежной политики Оренбургской области (Приложение № 3).

Согласно п. 3 Приложения № 13 Подпрограммы 7 государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, не имеющая или имеющая одного и более детей, либо неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте, не превышающем 35 лет, и одного и более детей, признанная в соответствии с жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающая на территории Оренбургской области и изъявившая желание участвовать в ее реализации (далее - молодая семья - участница подпрограммы). Непревышение возраста 35 лет устанавливается на день принятия ответственным исполнителем подпрограммы решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты по всем видам социальных выплат в рамках подпрограммы.

В соответствии с п. 14 областных Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» № 286-п, в случае если молодая семья - участница подпрограммы имеет намерение в планируемом году реализовать право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, она обязана в период с 1 марта по 25 мая года, предшествующего планируемому году, представить в орган местного самоуправления, в котором состоит на учете, заявление на получение социальной выплаты в планируемом году (далее - заявление на получение социальной выплаты), составленное по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам с обязательным указанием одной из форм приобретения жилья.

Согласно п. 13 указанных областных Правил, молодая семья - участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил. Орган местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям подпрограммы, извещает молодую семью о снятии ее с учета, за исключением случая получения молодой семьей социальной выплаты в соответствии с подпрограммой.

Пунктом 9 данных Правил установлено, что участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов (родителей) не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет; все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области; молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что 04 июля 2021 года Юсовой О.Н. исполнилось 36 лет, то есть, возраст административного истца превысил предел, допустимый для осуществления возможности быть участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» государственной программы Оренбургской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», до утверждения списка претендентов Департаментом.

В соответствии с п. 21 областных Правил № 286-п, исполнитель подпрограммы до утверждения распределения субсидии из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до Оренбургской области имеет право запросить у органов местного самоуправления списки по состоянию на текущую дату с учетом произошедших изменений в сведениях о молодых семьях - участницах подпрограммы, в том числе последовательности расположения молодых семей - участниц подпрограммы в списках.

На основании полученных от органов местного самоуправления списков и с учетом планируемого объема субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, планируемого размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период на финансирование мероприятий подпрограммы, исполнитель подпрограммы утверждает: список претендентов; список молодых семей - участниц подпрограммы, включенных в список резерва на получение социальной выплаты в планируемом году из числа не попавших в список претендентов (далее - список резерва).

В соответствии с пунктом 22 областных Правил, списки претендентов по каждому органу местного самоуправления группируются в сводный список претендентов, который ежегодно утверждается исполнителем подпрограммы. В список претендентов не включаются молодые семьи - участницы подпрограммы, возраст супругов (родителя) в которых превысил 35 лет.

В соответствии с абз. 2 п. 22-1 указанных Правил, основаниями исключения молодой семьи - участницы подпрограммы из списка претендентов являются: изменения сведений о молодой семье - участнице подпрограммы, содержащихся в представленных документах, в результате чего по условиям подпрограммы она не попадает в список претендентов.

Таким образом, указанными Правилами установлено, что основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи, в том числе, и после формирования списка молодых семей – участниц подпрограммы на получение социальной выплаты в планируемом году.

Следовательно, на момент утверждения Департаментом списка претендентов лица, включенные в сводный список участников подпрограммы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.

Таким образом, федеральными и областными Правилами предусмотрено, что включение молодой семьи в список участников мероприятия не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты. Семья должна соответствовать всем установленными указанными правилами условиям, в том числе, возрастному критерию, на весь период мероприятия.

С учетом изложенного, даже в случае продления срока на включение административных истцов в список молодых семей – участников подпрограммы, пожелавших получить социальную выплату, как о том заявлено в административном иске, они также не будут соответствовать требованиям правил ввиду достижения одним из супругов 35-летнего возраста. При этом, ни федеральными, ни областными Правилами не предусмотрена возможность продления срока для включения в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области».

Суд учитывает, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, вследствие чего их распределение семьям, не соответствующим возрастному цензу, установленному федеральными и областными Правилами, является примером нецелевого использования бюджетных средств.

Вопреки доводам административного истца Юсовой О.Н., решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 29 декабря 2020 года не имеет преюдициального значения по настоящему спору, поскольку в ранее рассмотренном гражданском деле предметом исследования являлось иное основание исключения семьи истца из списка участников подпрограммы - наличие общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, принадлежащих членам указанной семьи, превышающей учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся.

Признав незаконным исключение 24 июля 2020 года именно по этому основанию, суд не вдавался в вопросы соответствия или несоответствия семьи истца возрастным критериям. Более того, при рассмотрении предыдущего спора (дело № 2-593/2020) у суда не имелось оснований для оценки вопросов, касающихся возрастного критерия, поскольку проверялась законность и обоснованность Постановления администрации МО Кувандыкский городской округ Оренбургской области № 841-п, принятого 24 июля 2020 года, то есть, в тот период времени, когда возраст Юсовой О.Н. еще не превышал 35 лет.

Кроме этого, как указывалось выше, сам факт обращения административного истца с заявлением о предоставлении выплаты субсидии не является основанием для ее выплаты, поскольку возможность приобретения права на получение данной социальной выплаты обусловлена комплексом обстоятельств, связанных с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих переводу из списка участников в список претендентов, возрастом членов этих семей на момент формирования списков претендентов.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом вышеприведенных норм, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного Кодекса.

Согласно положениям статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).

С учетом изложенного, поскольку суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных административных требований, в удовлетворении требований административных истцов о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 6 000 рублей также следует отказать.

Руководствуясь ст.175-180, ст.227-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Юсовой О.Н. , Юсова Е.Э., ФИО30 к администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области от 06 августа 2021 года № 993-п, о продлении срока для включения в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области» - отказать в полном объеме заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.А. Полтева

В окончательной форме решение принято 17 ноября 2021 года.

Председательствующий: В.А. Полтева