ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-749/19 от 07.02.2019 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело а-749/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2019 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Страмковой О.Б.,

с участием:

представителя административных истцов ФИО1,

представителя административного ответчика – УМВД России по Ивановской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Ахамеда Танвира и Актер Римма к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области об оспаривании действий государственного органа, о признании незаконным Указания о возврате заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

установил:

Ахамед Танвир обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу Министерства внутренних дел России по Советскому району г. Иваново (далее по тексту – ОМВД России по Советскому району г. Иваново), начальнику ОВМ ОМВД России по Советскому району г. Иваново ФИО3, Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области (далее по тексту – УМВД России по Ивановской области), в котором просил признать незаконными действия ОМВД России по Советскому району г. Иваново в лице его должностного лица ФИО3 по отказу в принятии и возвращению заявления на временное проживание в Российской Федерации без рассмотрения по существу; обязать административного ответчика принять заявление на выдачу разрешения на временное проживание для рассмотрения по существу, а также признать незаконным Указание УМВД России по Ивановской области от 25.09.2018 г. № 12/1/7933 о возврате ОВМ ОМВД заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации административному истцу.

Требования мотивированы тем, что 14.09.2018 г. ФИО4 обратился в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Советскому району г. Иваново с заявлением о предоставлении ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Должностное лицо отдела по вопросам миграции ОМВД России по Советскому району г. Иваново ФИО3 после подачи документов возвратила административному истцу заявление и документы по причине их возврата УВМ УМВД письменным сообщением, в котором было указано, что квота административному истцу не выделена. Должностное лицо отказалось выдать копию Указаний УМВД России по Ивановской области от25.09.2018 г. № 12/1/7933, сославшись, что данный документ является документом для служебного пользования. Отказ в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, по мнению административного истца, является незаконным и нарушающим его право проживать в Российской Федерации в данном правовом статусе, необходимость получения которого связана с получением гражданства Российской Федерации, и делает недоступным получение государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание и в дальнейшем гражданства Российской Федерации.

Актер Римма обратился в суд с аналогичным исковым заявлением, и проситпризнать незаконными действия ОМВД России по Советскому району г. Иваново в лице его должностного лица ФИО3 по отказу в принятии и возвращению заявления на временное проживание в Российской Федерации без рассмотрения по существу; обязать административного ответчика принять заявление на выдачу разрешения на временное проживание для рассмотрения по существу, а также признать незаконным Указание УМВД России по Ивановской области от 25.09.2018 г. № 12/1/7931 о возврате ОВМ ОМВД заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации административному истцу по аналогичным основаниям, изложенным выше в административном исковом заявлении ФИО4

Административные дела по указанным административным искам ФИО4 и Актер Р. объединены судом в одно производство.

Далее в ходе судебного заседания представитель административных истцов отказалась от административных исковых требований к Отделу Министерства внутренних дел России по Советскому району г. Иваново и начальнику ОВМ ОМВД России по Советскому району г. Иваново ФИО3 о признании незаконными действия ОМВД России по Советскому району г. Иваново в лице его должностного лица ФИО3 по отказу в принятии и возвращению заявления на временное проживание в Российской Федерации без рассмотрения по существу; обязании принять заявление на выдачу разрешения на временное проживание для рассмотрения по существу. Дело производством в этой части прекращено.

Впоследствие в ходе судебного заседания представитель административных истцов ФИО1 изменила административные исковые требования и окончательно просила признать незаконными отказы УМВД России по Ивановской области в приеме заявлений ФИО4 Актер Р. о выдаче им разрешений на временное проживание в Российской Федерации, а также их возврат без рассмотрения по существу; обязать УМВД России по Ивановской области принять у административных истцов заявления на выдачу разрешения на временное проживание в РФ для рассмотрения по существу; признать незаконным Указания УМВД России по Ивановской области от 25.09.2018 г. № 12/1/7933 и № 12/1/7931 о возврате ОВМ ОМВД заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации административным истцам; взыскать с УМВД России по Ивановской области судебные расходы.

Административные истцыФИО4, Актер Р. и их представитель ФИО1 в судебном заседании исковые требования полностью поддержали по основаниям аналогичным тем, что изложены в административном исковом заявлении, просят их административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика - УМВД России по Ивановской области ФИО2 в судебном заседании иски не признала, представила письменный отзыв на административные исковые заявления, из которого следует, что квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2018 год была установлена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 г. № 2581-р и для Ивановской области предусматривала 750. На территории Ивановской области, начиная с 2008 г., существует межведомственная Комиссия по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на временное проживание, в обязанности которой входит рассмотрение всех возможных кандидатов, желающих подать заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Ивановской области, не имея оснований, предусмотренных законодательством. На последнем заседании Комиссии 24.09.2018 г. квота была распределена в полном объеме. Заявления административных истцов были рассмотрены на заседании этой комиссии и квота им не была выделена, поскольку на территории Ивановской области они не проживают, осуществляют трудовую деятельность в г. Москва, регистрации на территории Ивановской области никогда не имели, являются гражданами миграционно-опасной страны. После чего их заявления были возвращены. Требование о признании письма от25.09.2018 г.№ 12/1/7931 и № 12/1/7933, которые административный истец считает указанием, считает необоснованным. Данное письмо носит информационный характер, а никак не властно-распорядительный. В настоящий момент квота на 2018 год исчерпана и требование истцов о принятии у них заявлений на выдачу РВП в переделах квоты и рассмотрения их по существу в случае удовлетворения заявленных требований не возможно. Также 16.01.2019 г. квота уже исчерпана на 2019 г. Таким образом, отказ в приеме заявления и документов на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве на административные исковые заявления.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы административного дела и материалы личных (учетных) дел административных истцов, приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных гражданвРоссийскойФедерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (п. 4 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ); порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 8 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ); порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (абзац 2 пункта 8 ст. 6 ФЗ № 115-ФЗ).

Основания отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ изложены в ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Пунктом 2 этой же статьи определено, что в случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.

Согласно п. 4 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее – Административный регламент).

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровне (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (пункт 1).

Раздел 3 Административного регламента определяет, в том числе состав и последовательность: прием и регистрация заявления, рассмотрение заявления, формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги, принятие решения по результатам рассмотрения заявления, направление уведомления о принятом решении, оформление и выдача разрешения, оформление разрешения при утрате или обмене документа, удостоверяющего личность, при изменении персональных данных владельца разрешения.

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов уполномоченному сотруднику (п. 103).

Результатом предоставления государственной услуги являются выдача иностранному гражданину разрешения либо отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (п. 22, 22.1, 22.2 Административного регламента).

В соответствии с п. 44.6 заявление и документы к рассмотрению не принимаются: если нарушены требования к форме и содержанию заявления, при наличии фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных, если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала, если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, если иностранный гражданин удостоверяет свою личность документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспортом моряка, или документом, срок действия которого менее шести месяцев, или недействительным документом, если исчерпана квота на выдачу разрешений на временное проживание, если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания), заявление, поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, к рассмотрению не принимается, если не заполнены все пункты заявления, подлежащие заполнению, если иностранный гражданин в качестве документа, удостоверяющего личность, представил документ, выданный в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе паспорт моряка, или документ, срок действия которого составляет менее шести месяцев, или недействительный документ, если не представлена фотография в электронной форме, если не соблюдены требования к фотографии, при несоответствии данных владельца сертификату ключа проверки электронной подписи данным заявителя, указанным в заявлении, поданным в электронной форме с использованием Единого портала.

При наличии оснований отказа в приеме заявления к рассмотрению заявление и документы возвращаются заявителю (п. 88 Административного регламента).

Из материалов дела следует, что ФИО4 Актер Р., являясь гражданами Республики Бангладеш, 14.09.2018 г. и 18.09.2018 г., соответственно, обратились в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Советскому району г. Иваново с заявлениями о предоставлении им разрешения на временное проживание в Российской Федерации, предоставив необходимый пакет документов, перечень которых установлен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891.

Данные заявления были приняты, о чем ФИО4 Актер Р. были выданы уведомления (справки № 149 и № 152) в соответствии с п. 49 Административного регламента. 19.09.2018 г. заявления ФИО4 Актер Р. были направлены в УМВД России по Ивановской области.

Однако, поданные ФИО4 Актер Р. заявления на выдачу разрешения на временное проживание и приложенные документы 25.09.2018 г. были возвращены в ОМВД как принятые начальником ОВМ ОМВД России по Советскому району г. Иваново ФИО3 в нарушение Приказа УМВД России по Ивановской области № 27 от 19.01.2018 г. «О создании Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 год для Ивановской области», о чем в адрес ОМВД поступили письма № 12/1/7933 и № 12/1/7931 от 25.09.2018 г., в которых также указано, что решением Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 год для Ивановской области от 24.09.2018 г. данным гражданам квота не выделена, о чем в их адрес направлены письменные сообщения.

С учетом вышеприведенных положений законодательства действия УМВД России по Ивановской области, связанные с возращением ФИО4 Актер Р. их заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в РФ, нельзя признать законными.

Так, поскольку заявления административных истцов были приняты, УМВД России по Ивановской области должно было рассмотреть данные заявления в установленном законом порядке с принятием аргументированного решения о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ либо об отказе в выдаче такого разрешения в соответствии с п. 4 ст. 6 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Однако, заявления административных истцов небылирассмотреныи решения в соответствии с законом не былиприняты.

Действующее законодательство, регулирующее вопросы выдачиРВП, не предусматривает процедуру согласования выделенияквотыкак предшествующую процедуре принятия ирассмотрениязаявленияо выдачеРВП.

Кроме того, суд учитывает, что во исполнение протеста прокуратуры Ивановской области от28.06.2018 г. начальником УМВД России по Ивановской области был издан приказ от11.07.2018 г.№733 «О внесении изменений в приложения№1 и№2 к приказу УМВД России по Ивановской области от19.01.2018 г. №27«О создании Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 г. для Ивановской области».

Так, из Положения о Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 г. для Ивановской области исключены пункты 6, 8-11.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ возлагает на орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия).

Судом установлено, что на момент приема заявления ФИО4 Актер Р. (14.09.2018 г. и 18.09.2018 г.) квота на выдачу разрешений на временное проживание иностранных граждан в РФ, установленная для Ивановской области в количестве 750 шт., не была исчерпана, что также не отрицается представителем административного ответчика УМФД России по Ивановской области.

Таким образом, учитывая все выше указанные обстоятельства, суд приходит к выводу отом, что государственная услуга по выдаче административным истцам РВПУМВД России по Ивановской области предоставлялась с нарушением норм ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 891, принятые должностным лицом ОМВД России по Советскому району г. Иваново заявленияФИО4 Актер Р. о выдаче разрешения на временное проживание в РФ до настоящего времени нерассмотреныи решения не приняты, в силу чего, суд считает необходимым обязать УМВД России по Ивановской областирассмотретьзаявлениеАхамед. Т. и Актер Р. о выдаче разрешения на временное проживание, и по результатамрассмотрениязаявленияпринять обоснованное решение.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным Указаний УМВД России по Ивановской области от25.09.2018 г. №12/1/7933 и № 12/1/7931 по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела25.09.2018 г. за№ 12/4/7933 и № 12/1/7931 за подписью Врио заместителя начальника – начальника отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Ивановской области начальнику отдела МВД России по Советскому району г. Иваново были направлены письма о возвращении заявлений о выдаче разрешения на временное проживание в РФ административным истцам для возврата последним. Также в данных письмах указано, что решением Комиссии по распределению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установленной на 2018 год для Ивановской области от 24.09.2018 г. ФИО4 Актер Р. квота не выделена, о чем в их адрес направлены письменные сообщения.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из содержания Указаний (писем) УВМ УМВД России по Ивановской области от25.09.2018 г.№12/1/7933 и № 12/1/7931, суд приходит к выводу, что оно не отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт и указанным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В данном случае оспариваемые письма – фактически действия по реализации исполнения возврата заявлений административных истцов.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, в связи с удовлетворением требований о признании незаконными вышеуказанных действий УМВД России по Ивановской области и обязании УМВД России по Ивановской области принять к рассмотрению заявления о выдаче Ахамед. Т. и Актер Р. разрешения на временное проживание в РФ в пользу ФИО4 Актер Р. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере 300 руб. в пользу каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ахамеда Танвира и Актер Римма к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области об оспаривании действий государственного органа, о признании незаконным Указания о возврате заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области в части возвращения заявлений Ахамеда Танвира и Актер Римма о выдаче разрешения на временное проживание.

Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Ивановской области рассмотреть заявления Ахамеда Танвира и Актер Римма о выдаче разрешения на временное проживание в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части административных исковых требованийАхамеда Танвира и Актер Римма отказать.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области в пользу Ахамеда Танвира судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Ивановской области в пользу Актер Римма судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 23 марта 2019 года

Судья: /С.К.Орлова/