ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-74/2022 от 21.07.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Дело а-74/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2022 г.

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Холиковой Е.А.,

при секретаре Морозовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленской области, ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры», индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 о признании недействующим приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов,

установил:

приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» (далее – Приказ), опубликованном 3 ноября 2020 г. в официальном источнике «Рабочий путь» № 204 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru), установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области.

В строке 5 таблицы Приложения к Приказу указаны нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов на 1 кв. м общей площади: масса 84,51 кг/год, объем 1,20 куб.м/год.

Прокурор Смоленской области обратился в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в отношении промтоварных магазинов, указав, что нормативы накопления, установленные в оспариваемой части приказа, не соответствуют Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г., что нарушает законные права и интересы субъектов предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет определить экономически обоснованное количество образуемых отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, используемое при взаиморасчетах между участниками гражданского оборота. Прокуратурой Смоленской области установлено, что материалы, подтверждающие фактическое проведение замеров в Департаменте отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии экономического обоснования установленного норматива накопления твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО). Из паспортов объектов (промтоварных магазинов) следует, что собственные контейнеры накопления твёрдых коммунальных отходов на объектах отсутствуют, так, ИП ФИО2 и ИП А. пояснили, что собственных контейнерных площадок не имеют, используют места (площадки) скопления ТКО, расположенные на придомовых территориях близлежащих многоквартирных домов, соответственно, Департаментом при определении нормативов скопления ТКО для промтоварных магазинов допущено смешивание отходов данной категории потребителей с отходами иной категории. Также в качестве обстоятельств, подтверждающих не проведение замеров указано, что магазин «Все для ремонта» ... в 2019 г. не функционировал, так как велось его строительство, открыт он только в 2020 г.; также указано на использование административным ответчиком недостоверных сведений о площади магазина «Бытовая химия» по адресу: ... вместо площади помещения в 55,9 кв.м. в расчет норматива принята площадь 32,1 кв.м.

10 января 2022 г. на указанный нормативно-правовой акт прокуратурой принесен протест, и в адрес Губернатора Смоленской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения указанные акты прокурорского реагирования отклонены, меры к устранению нарушений не были приняты.

ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры», индивидуальный предприниматель ФИО3 и индивидуальный предприниматель ФИО2 обратились в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента применения приказа Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в отношении промтоварных магазинов. Требования мотивированы тем, что административные истцы осуществляют хозяйственную деятельность, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, за вывоз и утилизацию которых осуществляется плата, рассчитываемая на основании оспариваемого норматива образования ТКО для промтоварных магазинов. Приказ в оспариваемой части не соответствует пунктам 8, 10, 11, 12, 13, 16, 18, 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее по тексту - Правила № 269). Указывают на то, что при расчете нормативов использовались недостоверные сведения о площади магазинов, при проведении замеров отходов допускалось смешивание ТКО образовавшихся от промтоварных магазинов с другими видами отходов. Приводят довод о том, что в нарушение ч. 3 ст. 216 КАС РФ оспариваемый приказ Департамента, фактически воспроизводит норматив накопления ТКО в размере 1,19 куб.м/год, округленный до 1,2 куб.м/год, уже признанный недействующим решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. с 1 января 2019 г., то есть фактически преодолевает состоявшееся решение суда.

Определением суда от 22 апреля 2022 г. административные исковые заявления объединены в одно производство.

Департамент в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку оспариваемый Приказ принят органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, уполномоченным утверждать нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления ТКО были установлены в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов». При этом выполнялись процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов в летний, осенний, зимний и весенний сезоны. Полагает, что методические рекомендации носят рекомендательный характер, ввиду чего не обязательны к применению. Замеры отходов по категории объектов «промтоварные магазины» проводились на объектах выбранных участков поселений и городских округов в соответствии с пунктом 7 Правил, при этом Департамент не уведомлял собственников объектов о проведении замеров, чтобы не было занижено количество ТКО. Замеры осуществлялись как на оборудованных собственными контейнерными площадками, так и на объектах без собственных контейнерных площадок, в связи с этим учитывался объем отходов образующийся от конкретного объекта, при этом исключалось смешивание отходов объектов различных категорий. Отмечают, что информация, представленная административным истцом, является неточной, поскольку магазин «Все для ремонта» ИП ... функционирует с 2015 года, а при составлении паспортов в отношении торговых объектов Департамент руководствовался данными о площади магазина, содержащегося в выписке из ЕГРН.

В судебном заседании прокурор Серенкова Ю.В., представитель административных истцов ФИО4, представители ООО «Мелодия» ФИО5, ООО «Сувениры» ФИО6, ООО «Поиск-96» ФИО7 заявленные требования по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях, поддержали.

Представитель ИП ФИО2 - ФИО4 в судебном заседании пояснил, что ни его доверитель, ни сотрудники магазина не контактировали с работниками Департамента или с сотрудниками АО «Спецавтохозяйство» по передаче отходов.

Представители Департамента ФИО8 и ФИО9 возражали против удовлетворения административных исков по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указали, что работники Департамента совместно с работниками АО «Спецавтохозяйство» выезжали на объекты на мусоровозах, где выполняли процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов в летний, осенний, зимний и весенний сезоны. Сотрудники Департамента заходили в магазины, где у работников отбирали отходы, складировали их в мешки объемом 0,3 куб.м, 0,6 куб.м, 0,8 куб.м, и впоследствии измеряли кантором. Отметили, что имеющиеся расхождения в замерах ТКО, которые были представлены Департаментом в ППК РЭО, объясняются имеющейся технической ошибкой, которая была допущена их сотрудниками.

Представитель заинтересованного лица АО «Спецавтохозяйство» (далее - АО «СпецАТХ») ФИО10, указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного иска. Отметил, что АО «СпецАТХ» предоставляло Департаменту для выезда на замеры мусоровозы, однако у организации отсутствуют путевые листы или иные документы, подтверждающие указанное, поскольку выезды неоднократно осуществлялись с привлечением автомобилей иных подрядных организаций.

Выслушав объяснения представителей административных истцов, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона Смоленской области от 23 марта 2017 г. № 28-з «О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» и пунктом 3.56.8. Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 9 июля 2012 г. № 427, Департамент утверждает норматив накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 г. № 281-1/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области для категорий объектов Смоленской области.

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», «Вестник Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru).

Приказ Департамента был опубликован 3 ноября 2020 г. в официальном источнике «Рабочий путь» № 204 и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru).

Таким образом, Смоленский областной суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части Приказ принят уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликован, и по этим основаниям не оспаривается.

В силу пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, кроме иных обстоятельств, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 269).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 269 определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил № 269).

Пунктом 7 Правил № 269 определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

В силу пункта 8 Правил № 269 определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил № 269.

В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил № 269).

При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10 Правил № 269).

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил № 269).

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12 Правил № 269).

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил № 269 определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Согласно пунктам 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима – декабрь, январь; б) весна – апрель; в) лето – июнь, июль; г) осень – сентябрь, октябрь.

Из материалов дела следует, что в строке 5 таблицы Приложения к приказу Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов на 1 кв. м общей площади масса 84,51 кг/год, объем 1,20 куб.м/год.

В основу нормативов накопления ТКО для категории потребителей «промтоварные магазины» положены результаты замеров образующихся отходов на следующих объектах: промтоварный магазин по адресу: ..., (ИП А.); магазин непродовольственных товаров по адресу: г..., (ИП ФИО2); магазин «Татьяна» по адресу: ..., (ИП К.); промтоварный магазин по адресу: ..., (ИП Б.); промтоварный магазин по адресу: ..., (ИП П.); промтоварный магазин по адресу: ... (ИП Г.); магазин «Бытовая химия» по адресу: ...; магазин «Колесо» по адресу: ...; магазин «Строительные материалы» по адресу: ...; магазин «Строительный магазин» по адресу: ....

Из представленного в материалы дела отчета о проведении мероприятий по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области от 23 октября 2020 г. следует, что натурные исследования проводились на категориях объектов в г. Смоленске, с. Новодугино, г. Сафоново, пгт. Кардымово, пгт. Пржевальское Смоленской области в летний период с 15 июля 2019 г. по 21 июля 2019г.; в осенний период с 30 сентября 2019 г. по 6 октября 2019 г.; в зимний период с 20 января 2020 г. по 26 января 2020г.; в весенний период с 22 апреля 2019 г. по 28 апреля 2019 г. При проведении замеров смешивание и уплотнение отходов не допускались, натурные исследования проводились как на объектах, оборудованных собственными контейнерными площадками, так и на объектах без собственных контейнерных площадок. На категориях объектов без собственных контейнерных площадок объем отходов измерялся путем помещения отходов в полиэтиленовые мешки объемом 100 литров, взвешивание отходов производилось с применением платформенных весов (свидетельство о поверке , ).Данные замеров, а именно количество, габариты и периодичность вывоза контейнеров, масса, объем отходов, фиксировались в ведомостях первичных за­писей определения массы и объема ТКО, а полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели. Норматив определялся исходя из данных о массе и объеме отходов, и вы­ражался соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу, среднесуточный норматив за сезон, определялся по указанным в отчете формулам.

Согласно пункту 1 Правил № 269 устанавливается порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Пунктом 2 Правил № 269 установлено, что нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерацииили органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Исходя из смысла, и содержания пунктов 1 и 2 Правил № 269 следует, что сбор, анализ и расчет накапливаемых ТКО, а также утверждение на его основе норматива, отнесено к полномочиям Департамента Смоленской области.

Таким образом, доказательства экономической обоснованности оспариваемых величин 1,2 куб.м./год на 1 кв.м площади магазина, массой 84.51 кг/год, нормативно введенной на основе данных произведенных замеров, лежит на административном ответчике, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия оспариваемого нормативного правового актаили его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из исследованных судом доказательств видно, что согласно сведениям, полученным прокуратурой Смоленской области от владельцев промтоварных магазинов: «Строительный магазин», «Бытовая химия» магазин «Колесо»; «Строительные материалы»; промтоварный магазин ИП Б.; промтоварный магазин ИП Г.; промтоварный магазин ИП А.; магазин непродовольственных товаров ИП ФИО2, какие-либо замеры отходов в целях определения нормативов образования ТКО в период с 2019 по 2020 г.г. в отношении объектов не проводились.

Так, из сезонной ведомости проведения замеров следует, что, замеры количества образующихся отходов на объекте «Строительный магазин» по адресу: ... проводились в весенний (с 22 апреля по 28 апреля), летний (с 15 июля по 21 июля), осенний (с 30 сентября по 6 октября) периоды 2019 года и в зимний (с 20 января по 26 января) период 2020 года, при этом, опрошенный органами прокуратуры владелец указанного магазина ИП О. пояснил, что его собственный магазин «Всё для ремонта», расположенный по указанному адресу был открыт только в январе 2020 года, в 2019 году велось строительство указанного магазина, и фактически он не функционировал, в настоящее время здание по указанному адресу в эксплуатацию не введено, соответственно, замеры в магазине не проводились, а сведений, подтверждающее обратное административным ответчиком не представлено.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 269 определения нормативов при проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

Из паспортов объектов (промтоварных магазинов) следует, что собственные контейнеры накопления твёрдых коммунальных отходов на указанных объектах отсутствуют.

Опрошенные органами прокуратуры владельцы промтоварных магазинов ИП ФИО2 и ИП А. пояснили, что собственных контейнерных площадок не имеют, ввиду чего используют места (площадки) накопления ТКО, расположенные на придомовых территориях близлежащих многоквартирных домов, при этом достоверных сведений о том, что отходы для проведения замеров, собирались сотрудниками Департамента у продавцов указанных магазинов, без уведомления собственников этих магазинов отсутствуют.

Таким образом, Департаментом при определении нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов допущено смешивание отходов данной категории потребителей с отходами иной категории, что является нарушением п.10 Правил определения нормативов.

Кроме того, опрошенные органами прокуратуры владельцы промтоварных магазинов «Колесо» и «Строительные материалы» пояснили, что используют общую контейнерную площадку, расположенную по адресу: ..., в связи с чем определить количество отходов, образующихся в результате деятельности конкретного объекта невозможно, в связи с чем результаты замеров, произведённых на указанных объектах, не могут учитываться при определении норматива накопления ТКО.

Также при расчетах нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов Департаментом использовались недостоверные сведения о площади магазинов. Так, промтоварный магазин «Бытовая химия» по адресу: ..., размещен на площади 55,9 кв.м., в то время как в расчетах норматива использовалось значение площади 32,1 кв.м., соответственно произвольное уменьшение размера площади магазина при осуществлении расчета по формулам 16, 18, 20 Правил № 269, для установления норматива существенно повлияло на размер устанавливаемого норматива, необоснованно увеличивая его значение.

При таких обстоятельствах административным ответчиком доказательств, подтверждающих правильность использования приведенных в сезонных технических отчетах площадей магазинов, не представлено.

Письмом от 22 декабря 2021 г. № 6252-06 Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии в адрес ППК «РЭО» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1815, направил сведения о нормативах накопления ТКО подлежащих корректировке и о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов накопления ТКО.

Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2019 г. № 1815 к обращению при установлении нормативов накопления ТКО прилагаются копии документов, подтверждающих проведение замеров.

При этом как следует из материалов дела, Департаментом в ППК «РЭО» полный комплект документов, свидетельствующий о проведении замеров, не был передан.

Кроме того, из представленных по запросу суда ППК «РЭО» документов следует, что 22 апреля 2019 г. года проводился замер у ИП ФИО11 - промтоварные магазины, в то время как из представленных Департаментом в суд расчетов следует, что у ИП ФИО11 замеры не производились ни в 2019 году, ни в 2020 году. Решением Смоленского областного суда от 26 ноября 2020 г. установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по адресу: ... расположен не промтоварный магазин ИП К., а МБУК «Историко-краеведческий музей».

Также из ответа от 8 декабря 2021 г., представленного ППК «РЭО» на обращение ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия» следует, что дополнительным анализом расчетов и нормативов накопления ТКО для категорий объектов Смоленской области, утвержденных приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» установлено, что по категории промтоварные магазины приказом утверждены значения, отличные от расчетных (л.д.53), что не оспаривалось представителем Департамента с указанием на наличие технической ошибки.

Вместе с тем, из отчета о проведении мероприятий по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области от 23 октября 2020 г. следует, что натурные исследования проводились в весенний, летний, осенний и зимний сезоны 2019-2020 года в течение 7 дней подряд для каждого объекта в одно и то же время, независимо от периодичности вывоза отходов, соответственно, выезд на объекты, сотрудниками Департамента совершался не только в рабочие, но и в выходные дни недели. При этом на запрос суда Департамент сообщил, что кадровые документы, предусмотренные трудовым законодательством, подтверждающие направление сотрудников Департамента в командировки в г. Смоленск, г. Сафоново, с. Новодугино, пгт. Пржевальское и пгт. Кардымово Смоленской области, а также приказы о выходе на работу в выходные дни для производства замеров ТКО отсутствуют, что свидетельствует о том, что работниками Департамента выезд на объекты в указанные даты не осуществлялся.

Кроме того, приказом АО «СпецАТХ» от 29 марта 2019 г. № 34 создана межведомственная комиссия для проведения работ по подтверждению (или корректировке) утвержденных нормативов ТКО на территории Смоленской области (л.д.136-137 Т.2). Как следует из пояснений представителей Департамента в судебном заседании, для осуществления замеров использовалась спецтехника, предоставленная региональным оператором по обращению с ТКО на территории Смоленской области – АО «СпецАТХ», а также средство измерения – весы, кантор.

На неоднократные предложения и требования суда представить путевые листы, подтверждающие выезд автомобилей на объекты для проведения работ, таковые предоставлены не были.

Судом также установлено и участниками по делу не оспаривалось, что первичная документация - журналы исследований не сохранились, по этой причине в суд не представлены.

Соответственно, доказательства фактического выезда и осуществления работниками Департамента замеров ежесуточного накопления в промтоварных магазинах ТКО отсутствуют.

При этом представленные в судебном заседании представителем Департамента фотографии с мусором, находящимся в контейнерах, не содержат сведений о том, когда, где, на каких объектах они были выполнены. Как следует из представленных в материалах дела паспортов объектов, ни у одного из участников замеров нет собственных контейнеров, поэтому представленные фотографии не могут приниматься судом как доказательства, подтверждающие позицию административного ответчика.

Кроме того, при анализе содержания паспортов объектов, результаты замеров, в отношении которых учитывались при определении норматива накопления ТКО, усматривается их несоответствие требованиям закона, поскольку вопреки положениям пункта 5 Методических рекомендаций и приложению №2 к ним паспорта объектов не содержат дат составления и подписей лиц, их составивших, что ставит под сомнение период их составления в юридически значимые даты. Отражённые в паспортах объектов и ведомостях проведения замеров данные свидетельствуют о том, что они не являются первичными документами, выполненными в рамках осуществления замеров ТКО в целях определения нормативов, в связи с чем не могут служить достоверным источником информации о фактическом проведении замеров.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативы накопления ТКО для промтоварных магазинов установлены при существенном нарушении Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов и Методических рекомендаций № 524/пр., в связи с чем, нормативный правовой акт в указанной части подлежит признанию недействующим.

При этом довод административного ответчика о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. № 524/пр. носят рекомендательный характер, в связи с чем, могли не применяться при определении нормативов, несостоятельны, поскольку Методические рекомендации утверждены во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269, которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, иных методов определения нормативов твердых коммунальных отходов не имеется.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Приказ Департамента от 23 октября 2020 г. №0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» применяется к административным истцам, о чем свидетельствует рассмотрение в Арбитражном суде Смоленской области споров, при разрешении которых подлежат применению оспариваемые нормативы.

В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Между тем, признание нормативного правового акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу в рассматриваемой ситуации не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, ввиду чего признание нормативного правового акта недействующим подлежит с даты его принятия - 23 октября 2020 г.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт - в газете «Рабочий путь» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу ООО «Сувениры» подлежат взысканию понесенные им по административному делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, Смоленский областной суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Смоленской области, ООО «Поиск-96», ООО «Мелодия», ООО «Сувениры», индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующим приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 23 октября 2020 г. № 0384/0103 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Смоленской области» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов с 23 октября 2020 г.

Сообщение о данном решении опубликовать в газете «Рабочий путь» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo/gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в пользу ООО «Сувениры» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 1 августа 2022 г.

Судья: Е.А. Холикова