Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №а-75-2020
46RS0№-07
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 23 апреля 2020 года
Судья Касторенского районного суда <адрес> Прохорова Л.А., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не организации доступа к информации о её деятельности в сети «Интернет» в сфере противодействии коррупции,
у с т а н о в и л:
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не организации доступа к информации о её деятельности в сети «Интернет» в сфере противодействии коррупции. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой установлено, что в ноябре 2019 года на официальном сайте МО «Ореховский сельсовет» размещена не вся необходимая информация, предусмотренная законодательством о противодействии коррупции в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№н, в связи с чем в адрес главы внесено представление об устранении выявленных нарушений. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ мониторинга официального сайта администрации установлено, что информация в сфере противодействия коррупции размещена не полностью.
В ходе доступа в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» на сайте не содержится гиперссылка, перекрестная с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к официальному сайту, созданному для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regu!ation.gov.ru); в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» доступ обеспечен не ко всем рекомендуемым п. 12 Требований гиперссылкам форм обращений, уведомлений, заявлений, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заполняемых гражданами, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, служащими (работниками) в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции, в частности отсутствуют формы следующих заявлений: обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, СТ. 6228; 2011, N 48, СТ. 6730; 2018, N 32, СТ. 5100), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомление о получении подарка; заявление о выкупе подарка; справка о расходах лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка. Также данный раздел не содержит гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» отсутствует гиперссылка, перекрестная с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу «Обращения граждан».
Неисполнение администрацией поселения обязанности по размещению в сети Интернет вышеперечисленной информации нарушает право неопределенного круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органа местного самоуправления, в связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не организации доступа к информации о её деятельности в сети «Интернет» в сфере противодействии коррупции; обязать администрацию муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на размещение в сети «Интернет» на имеющейся на сайте http://orehovskii.rи/ странице администрации Ореховского сельсовета <адрес> в разделе «Противодействие коррупции» подразделах «Антикоррупционная экспертиза», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» соответствующей информацией.
В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с последующими изменениями противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: в том числе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 вышеупомянутого закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются в числе прочего обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании п. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с последующими изменениями государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Во исполнение подп. «а» п. 6 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы противодействия коррупции» приказом Министерства труда и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждены требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального Банка РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов. Данные требования установлены в целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции.
Согласно п.п. 10 и 12 подраздел "Антикоррупционная экспертиза" содержит гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к официальному сайту, созданному для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru).
Подраздел "Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения" обеспечивает доступ к списку гиперссылок форм обращений, уведомлений, заявлений, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заполняемых гражданами, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, служащими (работниками) в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции: обращение гражданина, юридического лица по фактам коррупционных правонарушений; обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 48, ст. 6730; 2018, N 32, ст. 5100), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; уведомление представителя нанимателя (работодателя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; заявление служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; справка о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.
Также данный подраздел должен содержать гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 28 Требований подраздел "Обратная связь для сообщений о фактах коррупции" содержит гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу "Обращения граждан", включающему в том числе информацию о: нормативном правовом акте, регламентирующем порядок рассмотрения обращений граждан; способах для граждан и юридических лиц беспрепятственно направлять свои обращения в государственный орган, Банк России, фонд, корпорацию, организацию (информация о работе "горячей линии", "телефона доверия", отправке почтовых сообщений, форма направления сообщений гражданами и организациями через сайт).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последующими изменениями устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления. Таким образом, орган местного самоуправления, является иной организацией, созданной на основе Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.
По делу установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой установлено, что в ноябре 2019 года на официальном сайте МО «Ореховский сельсовет» размещена не вся необходимая информация, предусмотренная законодательством о противодействии коррупции в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Так, никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела, что в ходе доступа в подразделе «Антикоррупционная экспертиза» на сайте не содержится гиперссылка, перекрестная с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к официальному сайту, созданному для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regu!ation.gov.ru); в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» доступ обеспечен не ко всем рекомендуемым п. 12 Требований гиперссылкам форм обращений, уведомлений, заявлений, справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, заполняемых гражданами, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, служащими (работниками) в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции, в частности отсутствуют формы следующих заявлений: обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации (статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, СТ. 6228; 2011, N 48, СТ. 6730; 2018, N 32, СТ. 5100), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы; уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений; справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомление о получении подарка; заявление о выкупе подарка; справка о расходах лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка. Также данный раздел не содержит гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в подразделе «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» отсутствует гиперссылка, перекрестная с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к подразделу «Обращения граждан».
Исходя из совокупности доказательств по делу, и с учётом всех фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, объем работы по устранению выявленных нарушений, суд соглашается с требованиям прокурора и полагает необходимым установить для исполнения решения суда двухмесячный срок с момента вступления его в законную силу, считая такой срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в не организации доступа к информации о её деятельности в сети «Интернет» в сфере противодействии коррупции удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес>, выразившееся в не организации доступа к информации о её деятельности в сети «Интернет» в сфере противодействии коррупции.
Обязать администрацию муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на размещение в сети «Интернет» на имеющейся на сайте http://orehovskii.rи/ странице администрации Ореховского сельсовета <адрес> в разделе «Противодействие коррупции» подразделах «Антикоррупционная экспертиза», «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения», «Обратная связь для сообщений о фактах коррупции» соответствующей информацией.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ореховский сельсовет» <адрес> сообщить об исполнении решения суда и устранении допущенных нарушений прокурору <адрес> и суду не позднее, чем в течение месяца со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.А. Прохорова