ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7582/1923АВГУ от 23.08.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-7582/19 23 августа 2019 года

47RS0-61

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО6,

с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , в обоснование требований указав, что ФИО3 выдвинул свою кандидатуру в совет депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу . На стадии регистрации административным истцом были представлены необходимые документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы в количестве 16 штук.

Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального район <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО2, выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Отказ мотивирован несоблюдением при изготовлении подписных листов требований, предусмотренных ч.5 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ.

Административный истец указывает, что для случаев проведения выборов в представительные органы местного самоуправления указанная норма закона устанавливает следующие требования: изготовление исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда: начало сбора подписей в поддержку кандидата не ранее дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

Согласно прилагаемой справке ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3ДД.ММ.ГГГГ открыт специальный избирательный счет кандидата для формирования и расходования избирательного фонда при проведении избирательно кампании: выборы депутатов совета депутатов МО «<адрес>».

Таким образом, специальный избирательный счет открыт на имя ФИО3 не ранее начала сбора подписей (наиболее ранний подписной лист датирован ДД.ММ.ГГГГ).

Уведомление о выдвижении кандидата было предоставлено административным истцом в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ.

В целях изготовления подписных листов, между административным истцом и ИП ФИО8ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор оказания полиграфических услуг (изготовления полиграфической продукции).

Согласно пункту 2.2.1. Договора исполнитель обязуется изготовить подписные листы в количестве 16 штук. Согласно пункту 3.1. Договора его цена составляет 320 рублей из расчета 20 рублей за один подписной лист.

Обязанность исполнителя по изготовлению подписных листов, предусмотренная пунктом 1.1 Договора исполнена в день заключения Договора – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3.2. договора заказчик обязуется уплатить цену договора не позднее 14 рабочих дней в даты заключения Договора (то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ). Оплата производится заказчиком строго с избирательного счета .

Административным истцом была произведена оплата по договору с избирательного счета ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ).

Административным истцом была составлена жалоба и направлена ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <адрес>.

Федеральным и областной законы не содержат указаний на срок, в течение которого должна быть произведена оплата подписных листов.

На заседании рабочей группы, изучив представленные документы, заслушав ФИО3, заместителя председателя Территориальной избирательной комиссии ФИО9, рабочая группа пришла к выводу что у Территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , а постановление Территориальной избирательной комиссии не может считаться принятым правомерно.

Избирательной комиссией <адрес> было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутому в порядке самовыдвижения» и об обязании повторно рассмотреть вопрос регистрации административного истца не позднее, чем на следующий день после принятия настоящего постановления.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание членов Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района в 11:45 о рассмотрении постановления Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На указанное заседание ФИО3 был приглашен в 11:20 этого же дня. На заседании новых доводов сказано не было, вместо этого были воспроизведены с точностью доводы из отмененного решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец полагает, что оспариваемым решением были нарушены его избирательные права в части регистрации как кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу .

В связи с чем административный истец просит суд:

- отменить решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать Территориальную избирательную комиссию зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ;

- в соответствии со ст.188 КАС РФ обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д.3-8).

В настоящем судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, письменных возражениях на мотивированный отзыв административного ответчика (л.д.117-119).

Представитель административного ответчика административные исковые требования не признал, полагал их не подлежащими удовлетворению, по мотивам, изложенным в письменном отзыве на административный иск (л.д.40-41, 114-116).

Представитель заинтересованного лица Леноблизбиркома, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела (л.д.109-110, 111-113), в настоящее судебное заседание не явился, представил суду письменный мотивированный отзыв на административный иск (л.д.120-123), в котором заявил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, применительно к положениям ч.3 ст.243, ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 11 ст.239 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва», назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>» четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района (л.д.46-47).

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 4 статьи 23 областного закона, подпункта д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и на основании итогового протокола проверки подписных листов кандидата, территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района, ФИО3 отказала в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , выдвинутому в порядке самовыдвижения (л.д.17-18).

Не согласившись с решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец подал жалобу в Избирательную комиссию <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия <адрес> вынесла Постановление «О жалобе ФИО3 на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения», которым установлено следующее.

В Избирательную комиссию <адрес> поступила жалоба ФИО3 на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения» (вх. /А от ДД.ММ.ГГГГ). Рабочая группа по рассмотрению жалоб и заявлений на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а также иных жалоб, связанных с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Избирательной комиссии <адрес> установила следующее. ДД.ММ.ГГГГФИО3 в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва, представлены документы о его выдвижении в качестве кандидата. ДД.ММ.ГГГГФИО3 представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата. Все подписи избирателей собраны кандидатом ДД.ММ.ГГГГ Кандидатом также представлено уведомление об открытии специального счета кандидата для формирования его избирательного фонда. После проведения проверки соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям закона, порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия приняла решение «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения». Основанием отказа в регистрации послужило недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как по итогам проверки все представленные кандидатом подписи избирателей признаны недействительными в соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона (подписные листы изготовлены с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона). Указанный вывод территориальная избирательная комиссия обосновала отсутствием подтвержденного факта оплаты изготовления кандидатом подписных листов за счет средств его избирательного фонда. Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона установлены требования к порядку изготовления подписных листов: подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата. Данное требование является единым и распространяется на все уровни выборов. Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 21 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>». Кроме этого, пунктом 5 статьи 37 Федерального закона определен порядок использования подписных листов: на федеральных и региональных выборах подписные листы могут использоваться со дня оплаты их изготовления, для муниципальных выборов установлен особый порядок, который предполагает возможность их использования (то есть возможность сбора подписей избирателей) со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 21 областного закона. Федеральный и областной законы не содержат указания на срок, в течение которого должна быть произведена оплата изготовления подписных листов. В то же время в соответствии с пунктом 2.5 Порядка формировании и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов депутатов советов депутатов муниципальных образований <адрес>, одобренного постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на муниципальных выборах подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, при этом оплата изготовления подписных листов может быть произведена позднее дня начала сбора подписей. Федеральным законом в зависимости от уровня выборов устанавливается не только период начала сбора подписей, но и связанное с этим основание признания подписи недействительной. Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижения инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Таким образом, срок оплаты изготовления подписных листов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований не является определяющим для отнесения подписей избирателей к числу подписей, собранных в установленный законом период либо вне указанного периода. Для определения действительности либо недействительности подписи избирателя необходимо исходить из даты уведомления избирательной комиссии о выдвижения кандидата. Кандидатом в числе документов, представляемых для регистрации, в территориальную избирательную комиссию представлено уведомление об открытии специального избирательного счета для формирования его избирательного фонда. Наличие либо отсутствие денег на специальном избирательном счете как на момент представления документов в территориальную избирательную комиссию, так и на момент рассмотрения вопроса о регистрации кандидата не является основанием для признания подписей избирателей действительными либо недействительными. Изучив представленные документы, заслушав ФИО3 заместителя председателя территориальной избирательной комиссии ФИО9, рабочая труппа пришла к выводу, что с учетом изложенных обстоятельств у территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , постановление территориальной избирательной комиссии не может считаться принятым правомерно и на основе требований Федерального закона.

В связи с чем, руководствуясь подпунктом «в» пункта 6 и пунктом 7 статьи 75 Федерального закона, Избирательная комиссия <адрес> постановила:

- решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения» - отменить;

- обязать территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3 не позднее чем на следующий день после принятия настоящего постановления (л.д.25-28).

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении постановления Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жалобе ФИО3 на решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения», территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу повторно рассмотрев документы, представленные ФИО3, выдвинутым в депутаты совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> установила следующее.

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ уведомил территориальную избирательную комиссию о своем выдвижении кандидатом в депутаты совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу . Согласно уведомления об открытии счета в целях формирования избирательного фонда, кандидатом был открыт избирательный счет в структурном подразделении Северо-Западном ПАО Сбербанк. ДД.ММ.ГГГГ в поддержку своего выдвижения кандидат сдал 16 подписей избирателей. При сдаче документов, представляемых для регистрации, кандидат был уведомлен о дате времени и месте проведения рабочей группы по проверке подписных листов и заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидата. ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой территориальной избирательной комиссией состоялась проверка подписей, собранных в поддержку кандидата ФИО3. При проверке использовались данные специального избирательного счета кандидата полученные посредством системы электронного взаимодействия от ПАО Сбербанк. Поскольку на момент проверки подписных листов отсутствовали приходно-расходные операции по счету, рабочей группой был сделан вывод о том, что подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - отсутствует оплата подписного листа за счет средств избирательного фонда кандидата. В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона все подписи были признаны недействительными. В период с 26 по ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссия сведения о надлежащей оплате подписных листов не поступали.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения было отказано. С данного момента ФИО3 фактически утратил статус кандидата в депутаты на выборах совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>. Копия соответствующего решения об отказе в регистрации была выдана ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, что им не отрицается. Не согласившись, с решением территориальной избирательной комиссии, ФИО3 обратился с жалобой в Леноблизбирком. Постановлением Леноблизбиркома от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии было отменено. На территориальную избирательную комиссию была возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3 не позднее чем на следующий день после принятия постановления Избирательной комиссии <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО3 территориальная избирательная комиссия повторно рассмотрела вопрос о его регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу с учетом документов, на основании постановления Леноблизбиркома. Также было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на специальный избирательный счет ФИО3 40 поступили денежные средства в размере 5000 рублей, ДД.ММ.ГГГГ с указанного счета произведена оплата в размере 320 рублей с назначением платежа «Оплата по договору оказания полиграфических услуг (изготовление подписных листов) от ДД.ММ.ГГГГ.». В ходе обсуждения вопроса ФИО3 пояснил, что заказал подписные листы у индивидуального предпринимателя ФИО4. Поскольку, в отделении ПАО Сбербанк в котором был открыт специальный избирательный счет, были большие очереди, договор был составлен с условием отсрочки платежа. В сроки, установленные договором оплата была произведена и, по его мнению, требования закона по оплате подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата были выполнены. Указанные ФИО3 доводы не могут быть учтены комиссией при принятии решения в виду следующего: Статьей 58 Федерального закона предусмотрено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижения (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России». Нормой пункта 5 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах депутатов совета депутатов МО «<адрес>» <адрес> в порядке самовыдвижения выдвинулось 54 кандидата в депутаты, всем указанным лицам было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета. Жалобы от кандидатов и самого ФИО3. Р.Т. на невозможность оплаты подписных листов в период, установленный законом для сбора подписей не поступали. Все остальные кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, оплатили подписные листы своевременно. Так же согласно сложившейся практике по регистрации кандидатов в депутаты в случае, ошибок при проведении платежей ПАО Сбербанк в которых отсутствует вина кандидата, либо оплате подписных листов после сбора подписей избирателей, но до момента их проверки территориальной избирательной комиссией указанные обстоятельства не являлись основанием для отказа в регистрации кандидата. В силу подпункта «и» пункта 6.4. недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 Федерального закона, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона. Из совместного толкования вышеуказанных норм статьи 37 и статьи 38 федерального закона следует, что на момент проведения проверки подписей рабочей группой, а также рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, подписные листы должны быть оплачены. Указанное толкование закона подтверждается системной правоприменительной практикой Всеволожского городского суда <адрес> изложенной в выводах суда при разрешении споров. При обсуждении настоящего решения территориальная избирательная комиссия учла доводы Леноблизбиркома изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что законом не установлен срок в течении которого кандидатом должно быть оплачено изготовление подписных листов, однако так же принято во внимание, что Леноблизбиркомом не исследовались обстоятельства фактических действий по оплате изготовления подписных листов произведенных ФИО3, повторная проверка документов и рассмотрение вопроса о его регистрации кандидатом на выборах была возложена на территориальную избирательную комиссию. ФИО3 оплатил подписные листы ДД.ММ.ГГГГ, то есть после того как произошла проверка подписных листов и было принято решение об отказе в регистрации, при этом статус кандидата фактически им был утрачен. Так же вызывает сомнения добросовестность действий ФИО3 при заключении договора с ИП ФИО4 Согласно открытых данных сайта egrul.nalog.ru указанный предприниматель оказывает услуги в следующих сферах деятельности согласно ОКВЭД: 69.10 Деятельность в области права, 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом 68.31 Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе 68.32 Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе 69.20 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию 70.21 Деятельность в сфере связей с общественностью 70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Деятельность по оказанию полиграфических услуг не является заявленной деятельностью индивидуального предпринимателя. При таких обстоятельствах признание представленных ФИО3 подписей действительными не может соответствовать действующему закону, а также принципам равенства участников избирательного процесса, установленным статьи 5 Федерального закона. При отсутствии достаточного количества, достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО3 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу

В связи с чем решено: отказать в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутому в порядке самовыдвижения, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-31).

Указанное решение Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец просит суд отменить по мотивам, изложенным в административном иске.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в соответствии с п.п. «д» которого основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратился в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу с заявлением о согласии баллотироваться (л.д.54-55).

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 67 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», ФИО3 уведомил Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу о том, что для формирования своего избирательного фонда им открыт специальный избирательный счет во внутреннем структурном подразделении Северо-Западном ПАО Сбербанк, расположенном по адресу: 188640, <адрес> (л.д.101).

ДД.ММ.ГГГГФИО3 представил в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу подписные листы (16 штук) с подписями избирателей, собранными в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата, в тот же день административный истец был проинформирован, что проверка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата и подставленных в ТИК с полномочиями ОИК, будет производиться в помещении территориальной избирательной комиссии в 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, каб.102. Кандидат проинформирован о том, что рассмотрение вопроса о регистрации кандидата назначено на 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-59).

На дату ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ФИО3 в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу не были представлены сведения об оплате подписных листов, движения средств по избирательному счету , открытому ФИО3 в ПАО Сбербанк, не имелось.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, 16 (100%) подписей избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными по основаниям п.п. «и» п.6.4 ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно: подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ (л.д.22-23).

Указанные обстоятельства были установлены на заседании рабочей группы Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу и ДД.ММ.ГГГГ было принято решение «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения», которое Постановлением Ленинградской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменено и на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации ФИО3

Суд соглашается с позицией административного ответчика, изложенной в дополнениях к отзыву на административное исковое заявление (л.д.114-116) о том, что при повторном рассмотрении вопроса о регистрации кандидата ФИО3 Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу правомерно не проводила повторную проверку подписей избирателей на рабочей группе, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Так, пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

Порядок и сроки проверки предусмотрены п.1 ст.23 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», в котором указано, что соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего областного закона, а также соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, муниципального списка кандидатов.

Пунктом 16 статьи 23 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>» установлено, что протокол об итогах сбора подписей должен быть составлен не позднее чем за два дня до заседания комиссии, на котором будет решаться вопрос о регистрации кандидата, что определяет фактический срок проведения проверки подписных листов и дату проведения рабочей группы не позднее, чем за два дня до даты заседания комиссии – 7 дней с момента предоставления документов на регистрацию.

Сходные требования установлены в пункте 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Повторная проверка подписных листов, после принятия избирательной комиссией решения по вопросу о регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или вышестоящей комиссией, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Запрет на повторную проверку подписей избирательной комиссией прямо установлен нормами пункта 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 16 статьи 23 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>».

Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения – ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , правомерно не проводила повторную проверку подписей избирателей, на заседании избирательной комиссии были приняты за основу выводы и результаты рабочей группы, проведенной ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование административных исковых требований ФИО3 указывает, что подписные листы изготовил с отсрочкой платежа на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства на специальный избирательный счет положил ДД.ММ.ГГГГ, оплату подписных листов произвел ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

В соответствии с положения подпункта и) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, из совместного трактования указанных норм права следует, что на момент проверки подписей, подписные листы должны быть оплачены за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты.

Между тем, согласно выписки из ПАО Сбербанк со специального избирательного счета кандидата , денежные средства на оплату подписных листов до заседания рабочей группы избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ не использовались, указанное обстоятельство, в ходе рассмотрения настоящего дела, не отрицалось ФИО3

Как пояснил в настоящем судебном заседании ФИО3, договор об оказании полиграфических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, а также документы об оплате подписных листов, он представил в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ДД.ММ.ГГГГ, то есть гораздо позже заседания рабочей группы избирательной комиссии (ДД.ММ.ГГГГ).

Довод административного истца о том, что у него имелось право доносить сведения об оплате подписных листов, равно как и производить оплату подписных листов после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проверки территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, не принимается во внимание судом, так как основан на неправильном толковании норм материального права.

Перечень документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты установлен в статье 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в статьях 22, 64-65, 67 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>».

Норма пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и норма статьи 24 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», определяют возможность для кандидата в срок, не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата совершать следующие действия: вносить изменения, уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в иные документы, за исключением подписных листов; заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона; предоставить копию какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Таким образом, из анализа указанных норм права, следует, что закон не дает возможности кандидату доносить документы об оплате подписных листов, равно как и производить оплату подписных листов, до даты проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, в настоящем случае за пределами 15 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Данный вывод суда подтверждается положением пункта 1 статьи 23 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», определяющим, что соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего областного закона, а также соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата, муниципального списка кандидатов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что кандидатом ФИО3 в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не были представлены в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу сведения об оплате подписных листов, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было установлено, что в соответствии с подпунктом и) пункта 6.4 стати 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписной лист изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», потому в соответствии с частью 4 статьи 23 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>», подпункта д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФИО3 было отказано в регистрации кандидата в депутаты.

При таком положении дела, административные исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат как необоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.239-244, 150, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение пяти дней со дня принятия судом решения, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.