дело №а-75/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года город Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Аутлева Ш.В.,
при секретаре судебного заседания – Паранук Д.Х.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2,
представителя административного ответчика – Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чермит ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, при заинтересованных лицах Филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Администрации МО «<данные изъяты>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что на праве собственности истице ФИО1 принадлежит земельный участок: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты административно – делового назначения, площадью 10 000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 228 500 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 460 000 рублей. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка является существенно завышенной, что нарушает ее права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на землю, расчет которого производится исходя из кадастровой стоимости.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости 2 460 000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты административно-делового назначения, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 уточнил административные исковые требования согласно экспертному заключению судебной экспертизы и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости равной 3 223 400 рублей.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям ФИО3 возражал против удовлетворения административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (далее - Управление), не явился. Административный ответчик извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представители заинтересованных лиц Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Администрация муниципального образования «<данные изъяты>» также в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно ходатайству, поступившему в Верховный суд Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<данные изъяты>» просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие их представителя с учетом ранее представленного письменного возражения на исковое заявление.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты административно – делового назначения, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость названного земельного участка с кадастровым номером № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 6 228 500 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 10).
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что рыночная стоимость земельного участка согласно отчету независимого оценщика ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ составляет 2 460 000 рублей (л.д. 42-106).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.
В силу положений, указанных в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, в которой предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Также указанной статьей предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая позицию Верховного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости, осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, положения вышеуказанных норм допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ и федеральных стандартов оценки.
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке представленном административным истцом от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза (л.д. 156-158), направленная на установление рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты> - ФИО5
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному действительным членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:05:3116004:108, площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты административно – делового назначения, расположенного по адресу: <адрес><адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 223 400 (три миллиона двести двадцать три тысячи четыреста) рублей.
Суд, оценивая заключение эксперта, полагает, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. В экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, которые использованы при определении стоимости земельного участка. При определении рыночной стоимости экспертом применен сравнительный подход - метод прямого сравнительного анализа продаж. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности.
Само заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, приведен анализ сегмента рынка, к которому принадлежит объект исследования, фактических данных о ценах предложений продаже земельных участков, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Не доверять выводам эксперта ООО «<данные изъяты>» у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовленное экспертом ООО «<данные изъяты>», является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки – земельного участка в размере 3 223 400 (три миллиона двести двадцать три тысячи четыреста) рублей, и может быть положено в основу решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не представлено. Доказательств того, что экспертом применены неправильные корректировки, использованы некорректные объекты-аналоги либо не применены подлежащие применению корректировки, в материалах дела не содержится.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Отвергая в качестве доказательства отчет оценщика ИП ФИО4 о рыночной стоимости земельного участка в размере 2 460 000 рублей, суд исходит из того, что административным истцом заявлены уточненные исковые требования, согласно которым последний просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости равной 3 223 400 рублей, в соответствии с заключением эксперта ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего итоговая величина рыночной стоимости по отчету независимого оценщика не может быть принята в качестве таковой.
Суд, исследовав отчет об оценке ИП ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключение судебной экспертизы ООО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Суд считает, что административное исковое заявление ФИО1, с учетом уточненных требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, подлежит удовлетворению, рыночная стоимость земельного участка подтверждена надлежащим доказательством по результатам судебной экспертизы на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном заключением судебной экспертизы, то есть в размере 3 223 400 (три миллиона двести двадцать три тысячи четыреста) рублей.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ новые сведения о кадастровой стоимости будут применять с ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Следовательно, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Чермит ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты административно – делового назначения, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 223 400 (три миллиона двести двадцать три тысячи четыреста) рублей.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером № считать дату обращения ФИО1 в суд с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты административно – делового назначения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 223 400 (три миллиона двести двадцать три тысячи четыреста) рублей, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной регистрации недвижимости».
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ш.В. Аутлев