ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-75/20 от 23.06.2020 Болховского районного суда (Орловская область)

дело а-75/2020РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Болховский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,

при секретаре Усовой Р.И.,

с участием административного ответчика Юшкевича И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Юшкевичу И.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Юшкевичу И.И., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и пени за в размере 6584 руб. 75 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по сроку ДД.ММ.ГГГГЮшкевичу И.И. был начислен транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 3110,00 руб. за транспортные средства: ИЖ 2715-014-01 государственный регистрационный номер в размере 1850 руб., Т-40МА государственный регистрационный ОР57 в размере 1250,00 руб. Кроме того по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГЮшкевичу И.И. был произведён перерасчёт транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 12910 руб. за следующие транспортные средства: ИЖ 2715-014-01 государственный регистрационный номер К782НВ57 в размере 3700 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы); ХЕНДЭ ПОРТЕР II государственный регистрационный номер в размере 5800 руб. (начисление налога произведено за ДД.ММ.ГГГГ), автомобиль ВАЗ 21150 государственный регистрационный номер в размере 1170,00 руб.; ВАЗ 213100 государственный регистрационный номер в размере 910 руб.; Т-40МА государственный регистрационный ОР57 в размере 2500,00 руб. (за 2014 и 2015 годы).

В личном кабинете налогоплательщика ФИО10 было размещено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Юшкевичу И.И. необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог в размере 16010 руб. 00 коп. и земельный налог в размере 273 руб. Однако налог не был оплачен налогоплательщиком в установленный законом срок.

В личном кабинете налогоплательщика Юшкевича И.И. было размещено 2520 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного и земельного налогов. По указанному требованию инспекция просит взыскать задолженность по транспортному налогу в размере 6580, 82 руб. и пени по транспортному налогу в размере 3,93 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. Административный истец извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик возражал против удовлетворения иска.

Выслушав административного ответчика, обозрев дело а-2051/2019 по заявлению МИФНС России 3 4 по <адрес> к Юшкевичу И.И. о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 357 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО10 являлся собственником следующих транспортных средств: автомобиля ИЖ 2715-014-01 государственный регистрационный номер (период владения со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); ВАЗ 213100 LADA государственный регистрационный номер (период владения c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); ХЕНДЭ ПОРТЕР II государственный регистрационный номер (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В личном кабинете налогоплательщика Юшкевича И.И. было размещено налоговое уведомление от 12.10.2017о необходимости уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 16010 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ и требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить данный налог в размере 11580,88 и пени в размере 15,92 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был отменен ранее выданный судебный приказ о взыскании с Юшкевича И.И. задолженности по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г и пени в указанном размере.

Возражая против требований налогового органа о взыскании транспортного налога за автомобиль ИЖ 2715-014-01 государственный регистрационный номер ФИО10 ссылался на то, что данный автомобиль был продан по договору купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, факт продажи автомобиля в течение налогового периода не освобождает лицо от обязанности по уплате транспортного налога до момента снятия с учета транспортного средства в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 38 Налогового кодекса объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Таким образом, НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Факт государственной регистрации транспортного средства не может рассматриваться как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога.

Вместе с тем, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Необходимо устанавливать, должен ли плательщик налога предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога, в частности обратиться за прекращением регистрации транспортного средства, и, если данные действия не осуществлены, необходимо проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого. Указанная правовая позиция сформулирована, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14-5609.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 Налогового кодекса.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ), утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как следует из пп.8.1 п.8 указанных Правил, регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в случае утраты или хищения транспортного средства.

Из представленных в материалы дела документов усматривается следующее.

Согласно договору купли - продажи автомототранспортных средств от ДД.ММ.ГГГГФИО10 продал ФИО5 автомобиль ИЖ 2715-014-01 государственный регистрационный номер , однако с учёта его снял только 05.ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору купли - продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГФИО10 продал ФИО6 автомобиль ВАЗ 213100 LADA государственный регистрационный номер . С учёта указанный автомобиль ФИО10 снял ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору купли - продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГФИО10 продал ФИО7 автомобиль ХЕНДЭ ПОРТЕР II государственный регистрационный номер . С учёта он его снял ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств, подтверждающих обращение Юшкевича И.И. в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета объекта налогообложения до декабря 2018 года, в судебное заседание не представлено, в связи с чем риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на административном ответчике, который является плательщиком транспортного налога.

Ввиду вышеизложенного, поскольку транспортные средства в ДД.ММ.ГГГГ годах были зарегистрированы за Юшкевичем И.И., являлись объектом налогообложения, в силу приведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Довод административного ответчика об отсутствии оснований для начисления транспортного налога за 2016 год судом отклоняется, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, в случае утраты транспортного средства лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию.

В материалах дела не имеется и суду не представлено сведений о том, что ФИО10, будучи налогоплательщиком транспортного налога, обращался в уполномоченные органы с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета после заключения договоров купли - продажи.

Доказательства наличия каких-либо объективных препятствий для своевременного прекращения регистрации транспортного средства в установленном законом порядке в материалах административного дела также отсутствуют.

Доводы административного ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отказа в иске.

Расчетзадолженности административным истцом (с учётом произведённого уточнения исковых требований) по транспортному налогу основан на налоговом законодательстве, соответствует техническим характеристикам объектов налогообложения, выполнен арифметически верно и является правильным.

Административным ответчиком не представлено доказательств и расчётов, опровергающих доводы административного истца.

При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче административного искового заявления административный истец был освобождён от уплаты государственной пошлины. В связи с этим в соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в размере 400,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> кЮшкевичу И.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Юшкевича И.И., проживающего по адресу: 303160, <адрес>, сл.Верхняя Монастырская, <адрес>А, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> задолженность по транспортному налогу в размере 6584 руб. 75 коп., в том числе по транспортному налогу в размере 6580 руб. 82 коп., пени по транспортному налогу в размере 3 рубля 93 копейки.

Взыскать с Юшкевича И.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста ) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.А.Воропаева