К делу №а-77/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Майкоп 21 марта 2018 года
Верховный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Мамий М.Р.
при секретаре судебного заседания Добриной Н.А.
с участием: прокурора Яриджанова А.В.,
представителя административных истцов Натхо А.Ч., действующего на основании доверенностей,
представителя административного ответчика Ожева Р.А., действующего на основании доверенности,
представителей заинтересованных лиц: Администрации МО «Тахтамукайский район» - Едиджи С.М., действующей на основании доверенности; Администрации МО «Яблоновское городское поселение» - Рыльской М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Хачак Р.Ш., индивидуального предпринимателя Антонова Ю.К. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании приложения к Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ частично недействующим,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям принято распоряжение № «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Пунктами 1, 2 приложения к данному распоряжению принадлежащим Хачак Р.Ш. и Антонову Ю.К. на праве общей долевой собственности нежилым помещениям с кадастровыми номерами: №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, определен вид фактического использования «магазины», помещения признаны подлежащими включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» (далее – Приказ) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень).
В названный Перечень под номером 188 включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, под номером <данные изъяты>, включено нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (далее - спорные объекты).
Индивидуальный предприниматель Антонов ФИО12 и индивидуальный предприниматель Хачак ФИО13 (далее - административные истцы), являясь собственниками спорных объектов, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения к приказу Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год», в части включения в него спорных объектов.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что включенные в Перечень спорные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными статьёй 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций» и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При включении спорных объектов в Перечень не было учтено, что до принятия Приказа от 29.12.2017 № 332 спорные объекты недвижимости прекратили свое существование и были исключены из Единого государственного реестра прав в связи с их разделом, а образованные в результате раздела объекты не соответствуют критериям, установленным частью 2 статьи 1.1. Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций». Полагают, что включение данных нежилых помещений в Перечень на 2018 год противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы административных истцов в сфере экономической деятельности, незаконно возлагает на них обязанности по уплате налога на имущество организаций.
Представитель административных истцов Натхо А.Ч. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить их, правомочия Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожев Р.А. требования административных истцов не признал, указав, что Приказ принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов.
Определением Верховного суда Республики Адыгея от 21.02.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» и администрация муниципального образования «Яблоновское городское поселение».
Представители заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» и администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» возражали относительно заявленных требований.
Рассмотрев доводы административного искового заявления, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Яриджанова А.В., полагавшего требования административных истцов обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий Перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ).
Законом Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 05.07.2017) на территории Республики Адыгея введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.
В соответствии со статьями 84, 86 Конституции Республики Адыгея, статьями 1, 2 Закона Республики Адыгея от 01.10.1996 № 24 «О Кабинете министров Республики Адыгея» (в редакции от 16.12.2016) в систему органов исполнительной власти Республики Адыгея входят министерства, комитеты и иные исполнительные органы власти Республики Адыгея во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея – Кабинетом Министров Республики Адыгея.
Руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Глава Республики Адыгея. Глава Республики Адыгея формирует Кабинет министров Республики Адыгея и руководит его деятельностью.
Кабинет министров Республики Адыгея – коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и обеспечивающий их согласованную деятельность, и в соответствии со своей компетенцией обеспечивает осуществление полномочий государственной власти Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к ведению Республики Адыгея на основе Федеративного договора, Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Адыгея, федеральных законов и законов Республики Адыгея.
На основе и во исполнение федеральных законов и законов Республики Адыгея, решений Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, указов Президента Российской Федерации и указов Главы Республики Адыгея, постановлений Правительства Российской Федерации, Кабинет министров Республики Адыгея издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 02.07.2008 № 118 (в редакции от 22.09.2016) утверждено Положение о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее – Положение), согласно которому Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, уполномоченным в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея, а также специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в сфере земельных отношений (п. 1 раздела Положения). В соответствии с возложенными на него задачами Комитет осуществляет функции, в том числе, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций по определению на указанный налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее перечень объектов недвижимого имущества); направлению перечня объектов недвижимого имущества в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея; размещению перечня объектов недвижимого имущества на своем официальном сайте или на Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.п. 45 раздела III Положения). Нормативные правовые акты Комитета, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея (п. 3 раздела IV Положения).
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций», а также вышеуказанным Положением, Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям 29.12.2017 издан приказ № 332, которым утвержден прилагаемый к нему Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
Приказ Комитета Республики Адыгея от 29.12.2017 № 332 в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с требованиями статьи 39 Закона Республики Адыгея от 09.10.1998 № 92 «О нормативных и иных правовых актах» (в редакции от 30.07.2014), подпункта 45 раздела III Положения официально опубликован. Перечень размещен на официальном сайте исполнительных органов власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом в пределах его компетенции. Нормативный правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых к его форме. Порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административными истцами не оспаривается.
Предоставленной в материалы административного дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено право собственности административных истцов (по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) на объект недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., назначение объекта: нежилое помещение; расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено право собственности административных истцов (по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) на объект недвижимости с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., назначение объекта: нежилое помещение; расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество орагнизаций» (в редакции от 05.07.2017) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Частью 2 статьи 1.1 вышеназванного Закона Республики Адыгея установлено, что определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении видов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется, если общая площадь объекта недвижимого имущества достигает 500 кв.м и более.
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 1.1. Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 нежилые помещения отнесены к самостоятельной, отличной от помещений, расположенных в административно-деловых и торговых центрах, категории объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Из буквального и логического толкования приведенных норм следует, что в целях данных статей упомянутые нежилые помещения рассматриваются как обособленные самостоятельные объекты права и налогообложения, без привязки их к общей площади родительского или иного объекта, без суммирования площадей нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утверждён постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 14.04.2017 № 59 (далее также - Порядок определения вида фактического использования зданий).
Согласно подпункту 4 пункта 5 указанного Порядка определения вида фактического использования зданий, в Перечень включаются нежилые помещения, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Кодекса.
В силу пункта 11 Порядка определения вида фактического использования зданий по результатам обследования в течение 2 рабочих дней со дня завершения обследования должностным лицом составляется акт обследования по форме, утверждаемой Комитетом, в двух экземплярах, один из которых направляется собственнику (владельцу), другой в Комиссию одним из способов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка. К акту обследования прилагаются фото- и (или) видеоматериалы. Комиссия в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта обследования принимает решение об определении вида фактического использования объекта недвижимости в форме протокола (пункт 12 указанного Порядка).
19.10.2017 на основании Распоряжения от 09.10.2017 № 564 «О проведении обследования объектов недвижимости (нежилых помещений) в целях определения их фактического использования» Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям было проведено обследование, по результатам которого составлены акты обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 19.10.2017,
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. В Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номером 188 и 189 включены спорные нежилые помещения.
Материалами дела подтверждено, что основанием для включения спорных помещений в Перечень явились: акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по результатам проведенного осмотра 100% площади (то есть <данные изъяты> кв.м.) нежилого помещения с кадастровым номером № используется под магазины, а также акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по результатам проведенного осмотра 100% площади (то есть <данные изъяты> кв.м.) нежилого помещения с кадастровым номером № используется под магазины.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку административные истцы при обращении в суд сослались на то, что спорные нежилые помещения, вопреки выводам административного ответчика не использовались как торговые (магазины), с учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для разрешения настоящего спора значимым является факт использования спорных нежилых помещений как торговых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а значит и достоверность содержания указанных актов обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Понятие "торгового объекта" определяется в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст, как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 14 Стандарта).
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты.
Магазин относится к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).
Таким образом, для признания спорных нежилых помещений торговыми объектами (магазинами), в целях статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьи 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 спорные нежилые помещения должны были включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, а также иметь торговые залы, подсобные, административно-бытовые и складские помещения. При отсутствии данных признаков спорные нежилые помещения не могут быть признаны торговыми объектами (магазинами).
Поскольку административным ответчиком не было представлено доказательств тому, что в соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество или документами технического учета (инвентаризации) в спорных помещениях предусмотрено размещение торговых объектов (магазинов) это обязывало его подтвердить с учетом положений пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование спорных нежилых помещений как торговых объектов (магазинов) на площади более 20% от всей площади каждого спорного нежилого помещения.
Согласно подпункту 2 пункта 10 Порядка определения вида фактического использования зданий при проведении обследования должностное лицо осуществляет фото- и (или) видеосъемку, фиксирующую фактическое использование объекта недвижимости, а также фото- и (или) видеосъемку информационных стендов с данными о юридических лицах и (или) индивидуальных предпринимателях, использующих объект недвижимости.
Из содержания акта обследования от 19.10.2017, составленного в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № следует, что вывод об использовании данного помещения в качестве магазина сделан проверяющими в результате визуального осмотра и фиксации внешних признаков использования без доступа в него, что подтверждается представленными в дел фотоматериалами, на которых зафиксирована лишь фасадная часть здания, в котором расположено нежилое помещение. Имеющиеся на фасаде зафиксированного в фотоматериале здания вывески не могут однозначно подтверждать использование помещений как торговых, поскольку не содержат информацию о режиме работы предприятий торговли, не подтверждают размещение в помещениях специального оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Иные признаки ведения в помещениях торговли на фотоматериалах не зафиксированы.
Как указано в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-АПГ17-2 при внешнем осмотре без доступа в помещения не представляется возможным установить надлежащим образом характер фактического использования нежилых помещений.
Доказательств того, что доступ в нежилое помещение был невозможен по независящим от административного ответчика причинам, суду не представлено.
Приложенным к акту обследования от 19.10.2017, составленному в отношении нежилого помещения с кадастровым номером №, фотоматериалом не подтверждаются изложенные в акте выводы о фактическом использовании не менее 20% площади данного объекта в качестве магазина.
Представленным в материалы дела договором аренды недвижимого имущества, от 01.08.2017 б/н, подтверждается, что на момент проведения обследования сдавалась в аренду для размещения магазина часть обследованного нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., что составляло 6,5% от общей площади нежилого помещения с кадастровым номером №.
В вышеуказанных актах обследования спорных помещений также отсутствует словесное описание внешних признаков, по которым представители Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям установили фактическое использование спорных нежилых помещений в качестве магазинов.
Оценивая представленные доказательства, суд также принимает во внимание, что содержание актов обследования от 19.10.2017 в целом не дает четкого представления о том, какие именно помещения обследовались представителями Комитета, так как приложенные к актам фото не привязаны к конкретным нежилым помещениям, пронумерованным в порядке технического учета, а стороной административного ответчика не отрицалось и материалами дела подтверждается, что у представителей Комитета имелись при проведении обследования выписки из ЕГРП и технический паспорт на многоквартирный дом, в котором находятся спорные нежилые помещения.
Иных доказательств, в том числе фотоматериалов, подтверждающих размещение магазинов в спорных нежилых помещениях, в материалы дела представлено не было.
Таким образом, выводы Комитета Республики Адыгея о том, что спорные нежилые помещения по состоянию на 19.10.2017 использовались в качестве торговых, не подтверждены надлежащим образом.
Приобщенные к делу фотографии спорных нежилых помещений, выполненные в марте 2018 года, не могут подтверждать фактическое использование спорных нежилых помещений в качестве магазинов по состоянию на 19.10.2017 (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изложенное указывает на то, что имеющаяся на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта информация о спорных объектах недвижимости не позволяла Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям включить на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 "О налоге на имущество организаций" спорные нежилые помещения административных истцов, в Перечень, утвержденный оспариваемым Приказом.
Представленными в материалы дела:
- выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>;
- выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>,
подтверждается раздел спорных нежилых помещений и прекращение их существования, как самостоятельных объектов гражданских прав, в даты, предшествующие принятию оспариваемого Приказа.
Образованные в результате раздела вышеуказанные нежилые помещения не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183, поскольку площадь каждого из них составляет менее <данные изъяты> кв.м.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для включения принадлежащих административным истцам помещений в Приложение к Распоряжению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 октября 2017 года №595 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, а пункты 188 и 189 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2017 № 332 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год» признанию не действующими, как не соответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закону Республики Адыгея от 22.11.2003 № 183 «О налоге на имущество организаций».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт распространяет свое действие к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 год, имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому суд считает необходимым признать его недействующим со дня принятия.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда по данной категории споров должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования индивидуального предпринимателя Хачак Р.Ш., индивидуального предпринимателя Антонова Ю.К. удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия пункты 188, 189 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2017 года №332 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год».
Признать незаконным пункт 2 Приложения к Распоряжению Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 октября 2017 года№595 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений».
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу Хачак ФИО14 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу Антонова ФИО15 расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании газете «Советская Адыгея», а также на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2018 года
Судья Верховного суда
Республики Адыгея М.Р. Мамий