ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-7858/1929АВГУ от 29.08.2019 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-7858/19 29 августа 2019 года

47RS0-15

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО5,

с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу о признании агитационного материала незаконным, блокировке интернет-ресурса, отмене регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , в обоснование требований указав, что административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу .

Решением от ДД.ММ.ГГГГ территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу был зарегистрирован ФИО2, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты территориальной избирательной комиссии кандидат ФИО2 уведомил о создании в сети Интернет по адресу HTTPS://karev.today агитационного сайта и размещении на нем агитационной информации, изготовителем макета сайта было указано ООО «Алфавит».

В уведомлении направленным ФИО2 отсутствовали предусмотренные законом сведения об адресе изготовителя агитационного материала, макет изготовленного сайта представлен не был.

По поручению административного истца гражданином ФИО7, был проведен нотариальный осмотр сайта сети Интернет по адресу HTTPS://karev.today/

На вкладках сайта «Новости» HTTPS://karev.today/vote08092019/, «Биография» HTTPS://karev.today/vote08092019/, «Программа» HTTPS://karev.today/program/, содержащих явную агитационную информацию, побуждающую голосовать за кандидата ФИО2 размещено изображение шести граждан, что запрещено в силу п.9.1 Федерального закона. Сведения об авторстве изображения не указаны. Так же установлено, что кандидат ФИО8 и ООО «Алфавит» не являются, правообладателями указанного изображения, что подтверждается сведениями с сайта https://www.pond5.com/ru/photo/67389010/applaud-during-press-conference.html.

Авторство изображения отнесено к: KatarzynaBialasiewicz, исключительными правами обладает Pond5, Inc.251 ParkAveS 7thFloorNewYork, NY 10010.

Административный истец указывает, что ФИО2 допустил изготовление и распространение незаконного агитационного материала, допустил нарушение требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, допустив размещение объектов авторского (исключительного) права в открытом доступе с целью своей предвыборной агитации.

В связи с чем административный истец просит суд:

- признать агитационный материал, размещенный кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО2 на сайте в сети Интернет по адресу HTTPS://karev.today незаконным;

- заблокировать работу интернет ресурса HTTPS://karev.today с момента принятия решения суда до момента опубликования результатов выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ;

- отменить регистрацию ФИО2 в качестве кандидата в депутаты муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу .

В настоящее судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени слушания дела (л.д.78), направил в суд своего представителя, которая административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, представил письменные возражения, в которых полагает административные исковые требования ФИО9 подлежащими удовлетворению (л.д.55, 93).

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.64-65).

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившегося административного истца, извещенного надлежащим образом, направившего в суд своего представителя, применительно к положениям ч.3 ст.243, ст.150 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 11 ст.239 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва», назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес>» четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Всеволожского одномандатного избирательного округа на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГФИО3 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д.9).

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты совета депутатов МО «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу , выдвинутого в порядке самовыдвижения (л.д.8).

Согласно пп. «д» ч.7 ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

На основании п.1.1. ст.56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Из материалов административного дела следует, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 67 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О муниципальных выборах в <адрес>» ФИО2, выдвинутый кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> по Всеволожскому одномандатному избирательному округу уведомил избирательную комиссию о том, что для формирования своего избирательного фонда открыт специальный избирательный счет во внутреннем структурном подразделении Северо-Западном ПАО Сбербанк, расположенном по адресу: <адрес>, Октябрьский пр-т, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу представлено уведомление, согласно которому сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ будет опубликован следующий агитационный материал, изготовленный самостоятельно: биография кандидата по содержанию, идентичная предоставленной ранее в ТИК при регистрации кандидатом. Размещение планируется в сети интернет по адресу: https://karev.today/byography/; программа кандидата следующего содержания: «Моя программа на посту депутата. на посту депутата я намерен сконцентрироваться на трех главных направлениях деятельности: комфорт проживания, безопасность в Южном, эффективность управления в сфере ЖКХ. Для достижения этих целей необходимо планомерно работать над следующими задачами: выстроить систему обратной связи между администрацией города и жителями округа. Каждая проблема не должна остаться без внимания; благоустройство территории, озеленение, защита существующих зеленых насаждений; организация системы контроля за управляющими компаниями для того, чтобы собственники квартир получали качественные коммунальные услуги за те деньги, которые они платят; реализация дополнительных мер, которые могли бы помочь органам правопорядка в остановке роста преступности в нашем микрорайоне; контроль эффективности расходов администрации и принимаемого бюджета; контроль над уличной торговлей, устранение того беспорядка, которые мы можем наблюдать сейчас в виде растущих повсюду ларьков и процветающей ночной торговли алкоголем; организация досуга детей для того, чтобы у них было больше возможности для самореализации; поддержка массовых видов спорта; вовлечение всех жителей в активную социальную жизнь». Размещение планируется в сети интернет по адресу - https://karev.today/program/.

Также ФИО2 в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу представлено уведомление, согласно которому ФИО2 подготовлен и оплачен заказ со специального избирательного счета кандидата на подготовку интернет-сайта и приобретение доменного имени для публикации в сети интернет. Изготовлено ООО «Алфавит», ОГРН 1177847069620 по договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ, оплачено из избирательного счета кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Всеволожскому одномандатному избирательному округу ФИО2, специальный избирательный счет . Дата публикации: ДД.ММ.ГГГГ Сайт располагается в сети интернет по адресу https://karev.today/.

В ходе судебного разбирательства, ФИО2 представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Алфавит» и ФИО2 предметом которого является: заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить комплекс работ по созданию веб-сайта заказчика. Создание сайта включает следующие этапы работ: разработка технического задания; прототипирование страниц сайта; разработка дизайн-концепции; отрисовка макета главной страницы (последовательно по требованию Заказчика могут быть представлены 2 (два) варианта с различными стилевыми решениями, все последующие варианты оплачиваются отдельно на основании подписанных Сторонами дополнительных соглашений); предоставление комментариев по макету главной страницы (не более трёх итераций правок, все последующие оплачиваются отдельно на основании подписанных Сторонами дополнительных соглашений); внесение коррективов с макет главной страницы; утверждение макета главной страницы и подписание Акта приемки дизайна главной страницы; отрисовка макетов внутренних страниц; предоставление комментариев по макетам страниц (не более трёх итераций правок, все последующие оплачиваются отдельно на основании подписанных Сторонами дополнительных соглашений); внесение коррективов в макеты внутренних страниц; окончательное утверждение дизайна и подписание Акта приемки дизайна всех страниц сайта; верстка макетов; приобретение доменного имени и предоставление услуг по временному его использованию за период 3 месяцев с момента создания сайта; конфигурация программных компонентов и совмещение с системой управления (дерево страниц сайта, страницы списков и элементов списков, материалы, атрибуты и их вывод, текстовый редактор, интегрированный с СMS, возможность создания страниц по существующим шаблонам); отладка программных компонентов; обучение Заказчика навыкам работы с СMS; предоставление Заказчику краткого руководства по использованию СMS в текстовом виде; предоставление списка замечаний; выполнение доработок; подписание акта приёмки и передачи работ; размещение Интернет-сайта на собственной хостинговой площадке на период 3 месяцев; передача учетных данных для входа в систему управления сайтом (административный логин, пароль).

Согласно п.3.2.7 указанного договора с ООО «Алфавит», как исполнитель, берет на себя обязательства по самостоятельному приобретению графических материалов и иных объектов авторского права для дальнейшего использования на сайте.

В подтверждение оплаты по договору ФИО2 представлено платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1700 руб., согласно которого ФИО2 произведена оплата ООО «Алфавит» за услуги по созданию сайта, приобретение доменного имени по договору б/н от ДД.ММ.ГГГГ, произведенной со специального избирательного счета номера 40.

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Таким образом, интернет-сайт как самостоятельный объект представляет собой площадку для размещения информации.

Несмотря на то, что интернет-сайт без наполнения не является предметом агитации, ФИО2 Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу была уведомлена о создании такого макета интернет-сайта. Действующим законодательством не регламентирована форма предоставления интернет-сайта для ознакомления Территориальной избирательной комиссии. В уведомлении была представлена ссылка для ознакомления с макетом.

Данное уведомление содержало в себе ОГРН компании производителя сайта, что позволяет определить адрес местонахождения компании. При этом макет вышеуказанного интернет-сайта содержал в себе сведения и о местонахождении изготовителя по адресу – https://karev.today/alfavit/.

Принимая во внимание то, что интернет-сайт без наполнения не является агитационным материалом, отсутствует обязанность, предусмотренная ст.36 закона «О муниципальных выборах в <адрес>», о предварительном представлении в избирательную комиссию средств на оплату изготовления интернет-сайта.

Согласно п.2 ст.41 указанного закона предусмотрено предоставление первичных финансовых документов о произведенных тратах в течение 30 дней со дня официального опубликования информации о результатах выборов. При этом в отношении информационного наполнения сайта в соответствии с Разъяснениями ЦИК России по вопросу размещения агитационных материалов в сети интернет, личные работы кандидата по изготовлению и размещению агитационного материала могут осуществляться безвозмездно.

Пунктом 7 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен ограниченный список, на основании которого регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу. Положения данной статьи не предусматривают отмену регистрации кандидата на основаниях, описанных административным истцом, в части указания сведений об изготовлении агитационной продукции или нарушении порядка уведомления избирательной комиссии, даже если бы такие факты и имелись бы.

Согласно протоколам осмотра сайта https://www.pond5.com/ru/photo/67389010/applaud-during-press- conference.html исключительные права на используемое при создании интернет-сайта изображение принадлежат компании Роnd5 Іnс.

Однако данный сайт по своей сути представляет собой интернет-магазин по продаже неисключительных прав на использование изображений. Правообладатель на вышеуказанной странице сообщает о том, что предоставляет данное изображение в использование на условиях лицензии за плату для рекламных, маркетинговых и иных коммерческих целей третьим лицам. Полный перечень компаний и лиц, приобретавших данное изображение для последующих коммерческих целей отсутствует, что во многом может обосновывать целью защиты коммерческой тайны компании Роnd5 Іnс.

В связи с чем суд приходит к выводу о том, что ФИО2, ООО «Алфавит» или иные компании имеют право использовать данное изображение.

Согласно ответу от ООО «Алфавит» на запрос ФИО2 для подготовки сайта https://karev.today/ была использована графическая тема, включающая в себя цветовое и графическое оформление, а также встроенные фотографии. Права на использование данной темы (Rajneti) были приобретены ДД.ММ.ГГГГ Тема была приобретена на электронной площадке по следующему адресу https://themeforest.net/item/rajneti-political-wordpress-theme/22432344.. При этом изображение людей, используемое в шапке страниц https://karev.today/program/, https://karev.today/byography/, https://karev.today/vote08092019/, https://karev.today/news/, является неотъемлемой частью приобретенной темы.

Приобретенная тема для создания сайта используется на условиях приобретенной неисключительной лицензии от уполномоченного лица согласно лицензионному соглашению, опубликованному по адресу: https://themeforest.net/licenses/fag. Условия данной лицензии позволяют использовать приобретенную тему, а коммерческих целей для создания сайтов клиентов.

Согласно ст.1240 ГК РФ результат интеллектуальной деятельности - платформа - является сложным объектом интеллектуальной собственности, состоящим из нескольких объектов интеллектуальной собственности, в том числе фотографий. Спорный объект законно используется на условиях неисключительной лицензии в рамках сайта https://karev.today/, согласно ст.1235 ГК РФ и ст.1240 ГК РФ.

ООО «Алфавит» приобрел шаблон для создания сайта, заключив лицензионный договор на условиях предоставления неисключительной лицензии на использование такой платформы с Envatomarket на следующих условиях: предоставление ООО «Алфавит» неисключительной лицензии для использования платформы; предоставление неисключительной лицензии на использование платформы для создания одного конечного продукта для себя или своего клиента.

Таким образом, условия лицензионного соглашения давали право на использование оспариваемого изображения как части сложного объекта интеллектуальной деятельности, использование которого регулируется ст. 1240 ГК РФ. Указанное изображение использовалось с согласия правообладателя и за вознаграждение.

При таком положении дела, суд приходит к выводу о недоказанности стороной административного истца фактов, изложенных в административном исковом заявлении, в совокупности с доказательствами, представленными ФИО2 в ходе настоящего судебного разбирательства, которые, по мнению суда, опровергают утверждение административного истца о нарушении ФИО2 законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, и как следствие, в связи с отсутствием данной составляющей, у суда отсутствует основание для отмены регистрации кандидата ФИО2

В связи с чем административные исковые требования ФИО10 о признании агитационного материала незаконным, блокировке интернет-ресурса, отмене регистрации кандидата удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Всеволожскому одномандатному избирательному округу о признании агитационного материала незаконным, блокировке интернет-ресурса, отмене регистрации кандидата – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение пяти дней со дня принятия судом решения, через суд его постановивший.

Судья: