ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-78/2021 от 02.02.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело а-78/2021

Решение

Именем Российской Федерации

2 февраля 2021 года <адрес> УР

Верховный суд У. Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Олюниной Т.В., с участием административного истца ФИО1, представителей: П. У. Республики ФИО2, БУ УР «ЦКО БТИ» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Требования мотивировал тем, что он является собственником объекта недвижимости – нежилое помещение в подвале жилого дома, назначение: нежилое, этаж: подвал, общая площадь: 74,2 кв.м, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, кадастровый . Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости была установлена в размере 2 637 303,21 рублей. Согласно отчету об определении рыночной стоимости от 10.12.2020г. рыночная стоимость объекта недвижимости, по состоянию на дату оценки - ДД.ММ.ГГГГ составила 538 000 рублей. Сумма кадастровой стоимости объекта недвижимости влияет на размер уплачиваемого налога на имущество. Также просил возложить на административного ответчика обязанность внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 538000 рублей.

В судебном заседании административный истец требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представители П. У. Республики и БУ УР «ЦКО БТИ», не возражали против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, в удовлетворении второго требования просили отказать.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилое помещение в подвале жилого дома, назначение: нежилое, этаж: подвал, общая площадь: 74,2 кв.м, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, кадастровый .

Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости была определена в соответствии с Постановлением П. У. Республики от 27.11.2018г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости помещений и объектов незавершенного строительства на территории У. Республики по состоянию на 01.01.2018г.» и составляет 2 637 303,21 рублей.

Согласно отчету об оценке от 10.12.2020г рыночная стоимость объекта недвижимости - - нежилое помещение в подвале жилого дома, назначение: нежилое, этаж: подвал, общая площадь: 74,2 кв.м, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, кадастровый . по состоянию на дату оценки 01.01.2018г. составила 538 000 рублей.

Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, административный истец обратился в Верховный суд У. Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Положениями статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество физических лиц (глава 32 части 1 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (статьи 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения является, в том числе, находящееся в собственности гражданина здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Законом УР от 18.11.2014г. -РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории У. Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения применяется на территории У. Республики с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости помещения затрагивают права и обязанности административного истца.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с положениями главы III.I. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки.

Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ).

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.

Заявителем представлен отчет ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» от 10.12.2020г., согласно которого рыночная стоимость объекта недвижимости - нежилое помещение в подвале жилого дома, назначение: нежилое, этаж: подвал, общая площадь: 74,2 кв.м, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, кадастровый по состоянию на дату оценки – ДД.ММ.ГГГГ составила 538 000 рублей.

Представленные административным истцом доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование истца подлежащим удовлетворению.

В удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 538000 рублей необходимо отказать, поскольку только вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Соответственно, законом предусмотрен иной порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, исключающий возложение в судебном порядке соответствующей обязанности на государственный орган при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1, поданный ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения в подвале жилого дома, расположенного по адресу: У. Республика, <адрес>, кадастровый на ДД.ММ.ГГГГ, в размере 538 000 рублей, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Отказать в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 538000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в Верховный суд У. Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Соловьев В.А.