ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-791/2022 от 07.07.2022 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело а-791/2022

26RS0-23

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

7 июля 2022 года

Ипатовский районный судв составе судьи Деевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2,

с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора ФИО4,

представителя административного ответчика отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского ГО ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-791/2022 по административному иску прокурора в интересах неопределённого круга лиц к управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского ГО о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании выполнить определенные действия,

установил:

прокурор , в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском (впоследствии уточнив его) к управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского ГО, в котором просит признать незаконным бездействие управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа(далее АИГО) и отдела имущественных и земельных отношений АИГО в части непринятия мер по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества в виде автомобильных дорог. Обязать отдел имущественных и земельных отношений АИГО в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о признании бесхозяйным имуществом следующих автомобильных дорог: , протяженностью 2150 м.; пер. Песчанный, , протяженностью 1310 м.; пер. Железняка, , протяженностью 200 м.; , протяженностью 2200 м.; , протяженностью 650 м.; , протяженностью 1563 м.; пер. Восточный, , протяженностью 1018 м.; , протяженностью 1950 м.; , протяженностью 800 м.; пер. Энергетиков, , протяженностью 400 м.; , протяженностью 900 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 2400 м.; , протяженностью 5100 м.; , протяженностью 1900 м.; , протяженностью 2000 м.; , протяженностью 3100 м.; , протяженностью 248 м.; , протяженностью 54 м.

В обоснование доводов указывает, что проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также о муниципальной собственности.

Проверкой установлено, что автомобильные дороги и тротуары, расположенные на территории Ипатовского городского округа по улицам: , протяженностью 2150 м.; пер. Песчанный, , протяженностью 1310 м.; пер. Железняка, , протяженностью 200 м.; , протяженностью 2200 м.; , протяженностью 650 м.; , протяженностью 1563 м.; пер. Восточный, , протяженностью 1018 м.; , протяженностью 1950 м.; , протяженностью 800 м.; пер. Энергетиков, , протяженностью 400 м.; , протяженностью 900 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 2400 м.; , протяженностью 5100 м.; , протяженностью 1900 м.; , протяженностью 2000 м.; , протяженностью 3100 м.; , протяженностью 248 м.; , протяженностью 54 м. на государственном кадастровом учёте не состоят, собственника не имеют, на учёт как бесхозные объекты не поставлены.

Орган местного самоуправления обладает полномочиями по постановке автомобильных дорог и тротуаров на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, поскольку отсутствие должного контроля за их состоянием увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права граждан на транспортную безопасность

Отсутствие собственника таких объектов влечёт несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению транспортной безопасности, надлежащего технического состояния улично-дорожной сети, в соответствии с установленными техническими регламентами.

Предъявляя настоящее искового заявление, прокурор района действует в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержала уточнённый административный иск, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика отдела имущественных и земельных отношений АИГО ФИО3 в судебном заседании признала требования административного иска с учётом уточнений, не возражала против его удовлетворения, о чём подано письменное заявление о признании административного иска ответчиком.

Представитель административного ответчика управления по работе с территориями АИГО, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители заинтересованных лиц АИГО, ОМВД России по Ипатовскому ГО, извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также о муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствомзаконодательством Российской Федерации.

Положениями п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона № 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Пунктом 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Проверкой установлено, что автомобильные дороги и тротуары, расположенные на территории Ипатовского городского округа по улицам, указанным выше, на государственном кадастровом учете не состоят, собственника не имеют, на учет как бесхозные объекты не поставлены.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 2 решение Думы Ипатовского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об управлении по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа(далее – Управление) одной из основных задач Управления является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах , организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 3 решения Думы Ипатовского городского округаот ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об отделе имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округа(далее – Отдел) одной из функций Отдела в сфере распоряжения имуществом является осуществление мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество, находящееся на территории

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).

Согласно п.п. 3, 5 Порядка на учет принимается недвижимое имущество, которое не имеет собственников, или собственник которого неизвестен, или от права собственности, на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В судебном заседании от представителя административного ответчика ФИО3 поступило письменные заявления о признании административного иска, которое приобщено к материалам административного дела.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

С учётом обстоятельств установленных по делу, суд находит признание административного иска административным ответчиком, не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц, а поэтому принимает признание административного иска административным ответчиком.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

административный иск прокурора в интересах неопределённого круга лиц к управлению по работе с территориями администрации Ипатовского городского округа, отделу имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского ГО о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании выполнить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие управления по работе с территориями администрации Ипатовского городского округаи отдела имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округав части непринятия мер по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного имущества в виде автомобильных дорог.

Обязать отдел имущественных и земельных отношений администрации Ипатовского городского округав течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о признании бесхозяйным имуществом следующих автомобильных дорог: , протяженностью 2150 м.; пер. Песчанный, , протяженностью 1310 м.; пер. Железняка, , протяженностью 200 м.; , протяженностью 2200 м.; , протяженностью 650 м.; , протяженностью 1563 м.; пер. Восточный, , протяженностью 1018 м.; , протяженностью 1950 м.; , протяженностью 800 м.; пер. Энергетиков, , протяженностью 400 м.; , протяженностью 900 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 1200 м.; , протяженностью 2400 м.; , протяженностью 5100 м.; , протяженностью 1900 м.; , протяженностью 2000 м.; , протяженностью 3100 м.; , протяженностью 248 м.; , протяженностью 54 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца с момента его принятия в окончательном виде. Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья