ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-791/2022 от 12.05.2022 Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-791/2022

УИД-05RS0-36

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, административного ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогу и пени на общую сумму 175201,37 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратилась в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогу и пени на общую сумму 175201,37 рублей,

В обосновании иска ссылается на то, что ФИО1 (ИНН 054404277705), состоящий в качестве налогоплательщика на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России по РД, является собственником земельного участка за кадастровым номером 05:41:000046:15, расположенного в границах городского округа по адресу: РД, <адрес>, и транспортного средства TOЙTA HIGHLANDER за регистрационным знаком Н020РВ 05. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления:

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог в общей сумме 343 912 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог в общей сумме 666674 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог в общей сумме 141 777 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение статьи 45 НК РФ налогоплательщик ФИО1 не исполнил свои обязанности и в полном объеме не уплатил налоги, в связи, с чем налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требования:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу в размере 1017 руб. и пени в размере 16,18 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 81330,23 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 122 126,02 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что данные требования не были исполнены в установленный срок по заявлению налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного ответчика образовавшейся суммы задолженности в размере 204 489,43 рублей, но в связи с тем, что должником было представлено возражение относительно его исполнения, определением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.

Представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержал полностью и просил взыскать с ответчика пеню за 2014, 2015, 2016 годы по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик ФИО1 административный иск не признал и пояснил, что собственником земельного участка за кадастровым номером 05:41:000046:15, расположенного в границах городского округа по адресу: РД, <адрес>, он не является с сентября 2017 года, о чем имеется выписка из ЕГРН, задолженность по транспортному налогу им уплачена, о чем имеются квитанции. Просит в удовлетворении исковых требований за 2014, 2015, 2016 годы отказать, так как административным истцом пропущен срок давности для обращения в суд.

Исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее Закон).

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, на праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

При этом в абзаце 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Абзацем 2 ч. 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу положений ч. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 2 статьи 69, пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страхов взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом), при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов.

При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 в налоговый период 2014-2016 годы являлся собственником земельного участка за кадастровым номером 05:41:000046:15, расположенного в границах городского округа по адресу: РД, <адрес> и транспортного средства TOЙTA HIGHLANDER за регистрационным знаком Н020РВ 05.

Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления:

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог за 2015 год в общей сумме 343 912 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ;

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог за 2014, 2016 годы в общей сумме 666674 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить земельный и транспортный налог за 2017 год в общей сумме 141 777 рублей не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение статьи 45 НК РФ налогоплательщик ФИО1 не исполнил свои обязанности и в полном объеме не уплатил налоги, в связи, с чем налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требования:

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу в размере 1017 руб. и пени в размере 16,18 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 81330,23 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 122 126,02 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что данные требования не были исполнены в установленный срок по заявлению налогового органа мировым судьей был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного ответчика образовавшейся суммы задолженности в размере 204 489,43 рублей, но в связи с тем, что должником было представлено возражение относительно его исполнения определением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. С настоящим иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на то, что согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уплачен транспортный налог за 1997 год в размере 12450 рублей, административный истец указал эту сумму как неустойку в своих требованиях.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.

Срок на обращение в суд с данным административным иском о взыскании недоимки и пени за 2014, 2015, 2016 года был пропущен налоговым органом еще на момент обращения с заявлением о выдаче судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ. Уважительных причин для его восстановления судом не установлено.

Учитывая, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, суд считает не соответствующими закону доводы представителя административного истца о том, что срок для обращения в суд ими не пропущен.

Оценивая собранные по настоящему делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, в том числе пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса РФ, пункты 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса РФ, статью 52 Налогового Кодекса РФ, статью 69 Налогового кодекса РФ, часть 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 6 статьи 289 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, установленный действующим законодательством порядок предъявления требований налоговым органом к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014год, 2015 год, 2016 год нарушен, материалы дела за эти периоды не содержат налоговых уведомлений относительно объекта налогообложения, размера налоговой базы, применения налоговых ставок, срок уплаты налога, правильность расчетов, сведений содержащих требования к налогоплательщику об уплате налога за каждый конкретный налоговый период - календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 ст. 75 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П и определении от ДД.ММ.ГГГГ N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Согласно пункта 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 57 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

При этом, административным истцом не приложены к материалу дела данные о дате и сумме погашения налогов.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. После истечения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате. Задолженность по оплате недоимок по земельному и транспортному налогу возникла у ФИО1 в 2014, 2015, 2016 годах, при этом каких-либо мер к взысканию задолженности налоговым органом не принималось.

Помимо этого, административным истцом пропущен установленный законом срок для обращения с административным иском о взыскании недоимок и пени, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 289, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному, транспортному налогу и пени на общую сумму 175201,37 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционномпорядкев Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.И. Хадисова