ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-799/16 от 29.08.2016 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело а-799/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2016 года г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Милошенко Н.В.,

при секретаре Гутор К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Российской Федерации к Следственному отделу Балаклавского района Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании бездействия незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Следственному отделу Балаклавского района Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании бездействия незаконным. В обоснование требований указал, что во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2016 «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года» Прокуратурой города Севастополя организовано проведение проверки исполнения правоохранительным органами г. Севастополя требований федерального законодательства, касающихся хранения вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. С целью исполнения указанного решения оперативного совещания заместителем прокурора города Севастополя в адрес и.о. руководителя СО по Балаклавскому району СУ СК России по г. Севастополю направлено требование о предоставлении работнику прокуратуры района доступа к камере хранения вещественных доказательств следственного отдела, а также документов, ведение которых предусмотрено Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и обеспечении доступа сотруднику прокуратуры города в камеру хранения вещественных доказательств, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей. Вместе с тем, согласно письму и.о. руководителя следственного отдела прокуратуре района отказано в предоставлении указанных в требовании документов, а также в доступе к камере хранения вещественных доказательств и иным хранилищам, оборудованным для хранения вещественных доказательств, денег и иных ценностей. И.о. руководителя следственного отдела отказывая в удовлетворении законных требований прокурора, мотивировал свое незаконное решение тем, что книга учёта вещественных доказательств следственного отдела является исключительно ведомственной документацией и порядок её ведения регламентирован Инструкцией по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации, т.е. внутриведомственным документом Следственного комитета. Далее и.о. руководителя делает ссылку на требования приказа № 142 от 30.09.2011 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учёта, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» где указано, что доступ к камере хранения вещественных доказательств имеет только должностное лицо, ответственное за учет и хранение предметов, переданных в камеру хранения вещественных доказательств. Проверку камеры хранения вещественных доказательств осуществляет только руководитель следственного отдела в установленные сроки, регламентированные указанным приказом. И.о. прокурора указал, что, по мнению и.о. руководителя следственного отдела, предоставление прокурору возможности проверить комнату вещественных доказательств следственного отдела, а также связанную с этим внутриведомственную документацию, будет являться расширением функций прокурорского надзора и прямым вмешательством в управленческую деятельность федерального государственного органа. Полагали, что такая позиция и.о. руководителя следственного отдела нарушает требования ст. ст. 1,6,21,22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 1,44 Федерального закона «О следственном комитете РФ» в части осуществления прокурорского надзора за соблюдением исполнения законов СК России, поскольку порядок хранения вещественных доказательств установлен ст. ст. 81, 82 УПК РФ. При этом порядок реализации, уничтожения, возвращения, передачи на ответственное хранение и т.д., а также требования к условиям хранения вещественных доказательств и организации их учета органом предварительного расследования, действующим УПК РФ не установлен и регламентирован специальными подзаконными актами.

Таким образом, соблюдение требований к условиям хранения, учета, передачи вещественных доказательств направлено, прежде всего, на обеспечение доказательственной базы по уголовным делам, однако такая деятельность следственных органов выходит за рамки реализации ими процессуальных полномочий в сфере уголовного судопроизводства (например, деятельность по организации, оборудованию камер хранения вещественных доказательств (специальных хранилищ), их охраны, ведению учета вещественных доказательств и т.д.). Указал, что прокурорский надзор за надлежащим исполнением требований нормативно-правовых актов в сфере учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам не ограничен рамками полномочий по надзору за процессуальной деятельностью. Надзорные полномочия органов прокуратуры не могут быть поставлены в зависимость от реализации поднадзорными органами функций внутриведомственного контроля и издаваемых ими в этой связи нормативных правовых актов.

В судебном заседании заместитель прокурора Балаклавского района города Севастополя Стрельников А.С. исковые требования подержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика следственного управления следственного комитета по городу Севастополю ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал. Поддержал представленные письменные возражения и указал, что данное административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку полномочия прокурора в рамках надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, в том числе, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Проверка надлежащего учета и хранения вещественных доказательств, документов, иных предметов и ценностей, изъятых в ходе проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, по своему характеру и объему согласуется с предметом надзора. При этом, положения п. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре», определяют, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Вопросы признания предметов вещественными доказательствами, приобщения их к уголовному делу и хранения при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, а в случае спора о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством - до вступления решения суда в законную силу. Проверка выполнения требований указанных статей осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия и согласуется с положениями, согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, по смыслу которого на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурору надлежит проверять, в том числе соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Ссылка прокуратуры на инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами несостоятельна. Положения инструкции распространялись на Генеральную прокуратуру СССР как самостоятельный орган расследования, этим же и обусловлено ежегодное проведение проверок порядка изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств.

В связи с изданием приказа Следственного комитета о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ действие Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ на следственные органы Следственного комитета не распространяется. Кроме того, Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ является ведомственным организационно-распорядительным документом, и соответственно, не может являться предметом прокурорского надзора. Проверка исполнения требований ведомственного организационно-распорядительного документа свидетельствует о намерении необоснованно расширить функции прокурорского надзора, что является недопустимым вмешательством в деятельность федерального государственного органа со стороны надзорного органа. В связи с изданием приказа Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ действует в части, не противоречащей Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изданием приказа Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации» Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ действует в части, не противоречащей Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ.

Указал, что доводы о том, что функциональное назначение Следственного комитета принципиально не отличается от иных органов предварительного следствия, в связи, с чем Следственный комитет в полной мере поднадзорен прокуратуре, несостоятельны.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 года № 403 Следственный комитет Российской Федерации (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 названного Закона следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета. Следственные органы и учреждения Следственного комитета осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 44 Федерального закона «О следственном комитете Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных и другими федеральными законами.

Полномочия прокуроров за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации в сфере уголовно-процессуальных отношений реализуются при осуществлении надзора за расследованием уголовных дел, а также за ходом доследственных проверок и принятием решений по их результатам (ст. 37 УПК РФ) в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02 июня 2011 года № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», при осуществлении надзора за деятельностью вне процессуальной сферы - согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09 февраля 2012 года № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», надзор за законностью издаваемых правовых актов осуществляется в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Согласно п. 6 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Данные полномочия органов прокуратуры в полной мере распространяются и на органы Следственного комитета РФ на основании следующего. В статье 44 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» прямо закреплено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Согласно части 1 и 2 ст. Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Содержание статьи 44 Федерального закона № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» во взаимосвязи с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", свидетельствует о том, что надзор органов прокуратуры распространяется не только на исполнение Следственным комитетом РФ уголовно-процессуального законодательства (глава 3 Федерального закона № 2202-1), но и на иную деятельность Следственного комитета РФ и его должностных лиц, в том числе соблюдение свобод человека и гражданина (глава 2 Федерального закона № 2202-1), исполнение в Следственном комитете РФ законодательства о труде, о государственной тайне, о защите свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства, о противодействии коррупции, о размещении заказа для государственных нужд, об оружии, и другого федерального законодательства. Во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2016 «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года» Прокуратурой города Севастополя организовано проведение проверки исполнения правоохранительным органами г. Севастополя требований федерального законодательства, касающихся хранения вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Согласно пункту 1 статьи 6 ФЗ № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора подлежат безусловному исполнению. За неисполнение законных требований прокурора действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Поскольку прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, от имени Российской Федерации (часть 1 статья 13 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), отказ следственного отдела по Балаклавскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации в доступе в камеру хранения вещественных доказательств, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей, а также предоставить необходимые документы, подтверждающие учёт в камере хранения соответствующих вещественных доказательств препятствует осуществлению надзора, чем нарушает интересы государства. Вопросы признания предметов вещественными доказательствами, приобщения их к уголовному делу и хранения при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела, а в случае спора о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством - до вступления решения суда в законную силу, регламентируется ст.ст. 81, 82 УПК Российской Федерации.

Проверка выполнения требований указанных статей осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, что предусмотрено положениями ст.ст. 37, 88, 124 УПК Российской Федерации и согласуется с положениями ст. 30 ФЗ «О прокуратуре», согласно которой полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, а также п. 1.15. приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», по смыслу которого на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурору надлежит проверять, в том числе соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий, выносить согласно ч. 3 ст. 88 УПК Российской Федерации мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

С учетом вышеизложенных требований действующего законодательства, суд находит несостоятельными возражения административного ответчика против заявленных требований, полагая, что задание, направленное заместителем прокурора г. Севастополя в адрес руководителя следственного управления Следственного комитета по г. Севастополю, было обусловлено тем, что проверка проводится во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года» на основании ст. 82 УПК РФ и ч. 2 ст. 1,ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1991 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», что не выходит за пределы указанных в законодательстве случаев для организации и осуществления прокурорского надзора.

При таких обстоятельствах, в судебном заседании факт бездействия административного ответчика нашел свое подтверждение, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление И.о. прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах Российской Федерации к Следственному отделу Балаклавского района Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании бездействия незаконным – удовлетворить.

Признать бездействие и.о. руководителя следственного отдела по Балаклавскому району СУ СК России по г. Севастополю ФИО2, выразившиеся в невыполнении требования прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ за незаконным.

Обязать руководство следственного отдела по Балаклавскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю устранить допущенные нарушения путем обеспечения доступа сотруднику прокуратуры Балаклавского района г. Севастополя в камеру хранения вещественных доказательств, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей, а также предоставить необходимые документы, подтверждающие учёт в камере хранения соответствующих вещественных доказательств.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.