ВЕРХОВНЫЙ СУД ФИО1 РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-7/17
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Верховный Суд ФИО1 Республики в составе:
судьи Верховного Суда ФИО1 Республики ФИО4,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации в ФИО1 Республике о ликвидации Некоммерческого благотворительного фонда «Гиппократ»,
установил:
Некоммерческий благотворительный фонд «Гиппократ» (далее – Фонд) зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО1 Республике (далее – Управление) ДД.ММ.ГГГГ, учетный №.
Сведения о Фонде внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1112000000243, ИНН/КПП 2014999058/201401001.
Управление обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда, ссылаясь на то, что в ходе плановой документарной проверки в деятельности Фонда был выявлен ряд нарушений законодательства Российской Федерации, которые, несмотря на вынесенные письменные предупреждения, не устранены.
Фонд и заинтересованное лицо – Управление Федеральной налоговой службы по ФИО1 Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения явившегося лица, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей Фонда и Управления Федеральной налоговой службы по ФИО1 Республике.
В судебном заседании представитель Управления ФИО3 поддержал заявленные требования, пояснив, что допущенные Фондом неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации не устранены.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО3, исследовав материалы дела, Верховный Суд ФИО1 Республики находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.
Согласно статье 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, а также функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Минюст России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе политических партий, осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (статья 15, пункт 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», подпункты 30.7 и 30.10 пункта 7 Положения о Минюсте России).
Пунктом 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Закона о некоммерческих организациях фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Судом установлено, что на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ№-р в отношении Фонда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена плановая документарная проверка её деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку копия распоряжения и уведомление Управления о проведении проверки, направленные посредством почтовой связи на юридический адрес Фонда, а именно: 364049, ФИО1 Республика, <адрес>, возвращены отправителю с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу, что является нарушением пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, проверка Управлением проведена по материалам регистрационного дела Фонда.
В ходе проверки в деятельности Фонда выявлены следующие нарушения положений законодательства Российской Федерации.
Так, в нарушение пункта 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Фондом документы по форме, утвержденной приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», содержащие отчет о его деятельности, сведения о персональном составе его руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2012, 2014 и 2015 годы в Управление не представлены.
В нарушение пунктов 3.1 и 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях Фонд не предоставил отчеты о своей деятельности или сообщение о продолжении своей деятельности за 2012, 2014 и 2015 годы не предоставил для опубликования средствам массовой информации и не разместил в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в соответствии с приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Вопреки требованиям пункта 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и части 2 статьи 29 Закона об общественных объединениях Фонд не информировал Управление об изменении сведений (юридического адреса, месте нахождения), указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Отсутствие Фонда по юридическому адресу подтверждается возвратами почтовой связью писем, направленных Управлением в адрес Фонда. Аналогичным образом возвращены и письма Верховного Суда ФИО1 Республики, направленные в адрес Фонда.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости предоставления отчета и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности за 2011 год не позднее 15 апреля.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Фонда посредством почтовой связи направлено уведомление о необходимости представления отчета и размещения в сети Интернет информации о своей деятельности за 2012 год не позднее 15 апреля.
За непредставление в установленный срок ежегодных отчетов за 2012 и 2014 годы, Управлением в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи направлены уведомления о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и явке в Управление законного представителя Фонда для разъяснения прав и дачи объяснений.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Фонда составлен протокол об административном правонарушении за непредставление Фондом ежегодного отчета за 2014 год, копия которого направлена Фонду посредством почтовой связи.
Между тем, все перечисленные документы, направленные Управлением посредством почтовой связи Фонду по адресу: 364049, ФИО1 Республика, <адрес>, возвращены отправителю с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу.
Направленное Управлением ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя Фонда посредством почтовой связи уведомление о необходимости явки в Управление для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснения прав и дачи объяснений, возвращено отправителю с отметкой о том, что Фонд по указанному адресу не существует. По данному факту Управлением составлен протокол об административном правонарушении, копия которого направлена в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ежегодный отчет о своей деятельности за 2015 год Фондом до сих пор не представлен.
Возвращена Управлению и копия административного искового заявления о ликвидации Фонда с приложенными документами, направленная посредством почтовой связи в адрес Фонда по мотиву отсутствия адресата по указанному адресу.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Фондом мер, направленных на устранение перечисленных нарушений законодательства Российской Федерации, в материалах дела нет, доводы административного истца не опровергнуты.
Таким образом, Фондом не выполнены требования закона, являющиеся обязательными, установленные судом фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные Фондом, не устранены до сего дня.
В силу пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, по конституционно-правовому смыслу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Фондом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Фондом не предпринято, доказательств того, что Фонд ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица, не представлено.
Как следует из анализа представленных доказательств, Фонд в течение длительного времени не предпринял никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Фонда предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд ФИО1 Республики
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО1 Республике о ликвидации Некоммерческого благотворительного фонда «Гиппократ» удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческий благотворительный фонд «Гиппократ», учётный №, исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный №).
Установить срок ликвидации шесть месяцев, обязанности по ликвидации возложить на Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ФИО1 Республике
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Верховного Суда
ФИО1 Республики (подпись) ФИО4
«ВЕРНО»:
Судья Верховного Суда
ФИО1 Республики ФИО4