К делу №а-802/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Тульский 17 июня 2021 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Панеш Х.А.,
при секретаре - Курижевой А.В.,
с участием: Прокурора Республики Адыгея Шевченко И.С., представителя администрации МО «Кировское сельское поселение» ФИО1, представителя по охране и использования объектов культурного наследия Респубики Адыгея ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кировское сельское поселение» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, пояснив следующее. В обоснование требований указал, что Прокуратурой Майкопского района на основании задания прокуратуры Республики Адыгея были проведены надзорные мероприятия, направленные на пресечение нарушений законов в области охраны и использования объектов культурного наследия.
Установлено, что вопросы сохранения объектов культурного наследия, расположенных в границах МО «Кировское сельское поселение» остаются без должного внимания органа местного самоуправления.
Так, на территории указанного административно – территориального образования расположен объект культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», расположенный по ул. Пионерская, 49, хут. Грозный, Майкопский район, Республика Адыгея, в отношении которого органом местного самоуправления не разработан проект зоны охраны.
С целью пресечения бездействия органа местного самоуправления прокуратурой района в адрес главы МО «Кировское сельское поселение» 11.05.2021 за исх. № Прдр-20790003-226-21-2079003 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно информации о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования от 26.05.2021 № 882 выявленные нарушения не устранены, зона охраны вышеназванного объекта культурного наследия не установлена, проект его зон охраны не разработан.
Таким образом, к настоящему времени, прокуратурой района исчерпаны все предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» механизмы досудебного урегулирования спора, вытекающего из пренебрежения поднадзорным органом требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Непринятие органом местного самоуправления мер к содержанию вышеназванного объекта культурного наследия нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на сохранение исторического наследия и культуры, может повлечь за собой утрату объекта, обладающего уникальной культурной ценностью.
Указанные обстоятельства предоставляют прокурору право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий (бездействий), решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Наличие совокупности вышеперечисленных условий усматривается из материалов проведенных надзорных мероприятий и требований федерального законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а частью 3 указанной нормы установлена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной их приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» к вопросам органов местного значения сельских поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, обязанность проведения мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия, в части разработки их зон охраны возложена действующим законодательством на уполномоченный орган местного самоуправления, которым и является администрация МО «Кировское сельское поселение».
Принимая во внимание, что администрацией МО «Кировское сельское поселение» не приняты меры к выполнению указанных мероприятий, допущены нарушения федерального законодательства, которые затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, бездействие органа местного самоуправления подлежит признанию незаконным в порядке административного судопроизводства.
Административный истец просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», расположенная по адресу: ул. Пионерская, 49 хут. Грозный Майкопского района Республики Адыгея и обязать администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу разработать в установленном законом порядке проект зон охраны в отношении объекта культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», расположенного по адресу: ул. Пионерская, 49 хут. Грозный Майкопского района Республика Адыгея.
Прокурор Республики Адыгея Шевченко И.С. в судебном заседании требования отраженные в административном исковом заявлении поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика, Глава администрации МО «Кировское сельское поселение» ФИО1 в судебном заседании признал требования заявленные в рамках рассмотрения административного искового заявления и в их удовлетворении не возражал.
Представитель по охране и использования объектов культурного наследия Республики Адыгея ФИО2 в судебном заседании полагала требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав административного истца Прокурора Республики Адыгея Шевченко И.С., Главу МО «Кировское сельское поселение» ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а частью 3 указанной нормы установлена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Из преамбулы к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной их приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» к вопросам органов местного значения сельских поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Как установлено в судебном заседании и признано административным ответчиком, на территории МО «Кировское сельское поселение» расположен объект культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», по адресу: ул. Пионерская, 49 хут. Грозный Майкопского района, Республика Адыгея, в отношении которого органом местного самоуправления не разработан проект зоны охраны.
Принимая во внимание, что административным ответчиком администрацией МО «Кировское сельское поселение» не приняты меры к выполнению указанных выше мероприятий и допущены нарушения федерального законодательства, которые затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд считает возможным признать бездействие органа местного самоуправления незаконным.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5. КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования по административному исковому заявлению Прокурора Майкопского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кировское сельское поселение» о возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кировское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта зоны охраны, объекта культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», расположенного по адресу: ул. Пионерская, 49 хут. Грозный Майкопского района, Республики Адыгея.
Обязать администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в установленном законом порядке проект зон охраны в отношении объекта культурного наследия: «Братская могила 1918-1920 г.г.», расположенного по адресу: ул. Пионерская, 49 хут. Грозный Майкопского района Республики Адыгея.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2021 года.
Судья__________________