ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-803/2022 от 15.06.2022 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело а-803/2022

УИД 14RS0019-01-2022-001180-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нерюнгри 15 июня 2022 г.

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Подголова Е.В., при секретаре Мелкумян Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) к Митрофанову Игорю Леонидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Митрофанову И.Л. мотивируя тем, что ответчик имеет недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 года в размере 7 800 рублей и пени в размере 280 рублей 73 копейки, по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 64 рубля, по единому налогу на вмененный доход в размере 490 рублей и пени 1 рубль 69 копеек. Просит взыскать с Митрофанова И.Л. налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ: налог в размере 7 800 рублей, пени в размере 280 рублей 73 копейки, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 64 рубля, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности : налог в размере 490 рублей, пени в размере 1 рубль 69 копеек.

Представитель административного истца на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление в котором заявил об отказе от иска в части взыскания недоимки в размере 8 354 рубля и просит взыскать с ответчика недоимку по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 280 рублей 73 копейки и пени по единому налогу на вмененный доход в размере 1 рубль 69 копеек, а всего 282 рубля 42 копейки.

Административный ответчик Митрофанов И.Л. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление в котором сообщил, что 20 мая 2022 года оплатил все налоги и просит производство по административному делу прекратить.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Судом установлено, что Митрофанов И.Л. осуществлял предпринимательскую деятельность, которая была прекращена им 02 марта 2021 года.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Судом установлено, что административным ответчиком в адрес административного истца представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц за полугодие 2020 года в размере 7800 рублей и за 9 месяцев 2020 года в размере 452 рубля.

Как указывает административный истец Митрофанов И.Л. произвел уплату налога на доходы физических лиц в размере 452 рубля.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ административный ответчик в период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Митрофановым И.Л. представлен административному истцу расчет по страховым взносам за 03 месяца 2020 года с суммой страховых взносов к уплате в размере 17 294 рубля 10 копеек, за 09 месяцев 2020 года с суммой страховых взносов к уплате в размере 1 043 рубля 48 копеек.

В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Митрофановым И.Л. представлен административному истцу декларации по единому налогу на вмененный доход 02 апреля 2020 года с суммой налога к уплате 1 580 рублей, 18 апреля 2020 года с суммой налога к уплате в размере 5 899 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Митрофанов И.Л. установленные законом налоги и взносы в полном объеме не оплатил.

В связи с чем, налоговым органом 18 сентября 2020 года требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) и 26 марта 2021 года было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) , которые в установленные сроки исполнены не были.

Определением мирового судьи судебного участка № 37 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2021 года, судебный приказ № 2а-2912/37-2021 от 19 ноября 2021 года о взыскании с Митрофанова И.Л. недоимки по страховым взносам и государственной пошлины отменен.

Административным истцом в ходе рассмотрения дела заявлено об отказе от иска в части требований.

Определением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2022 года отказ УФНС по Республике Саха (Якутия) от административного иска к ФИО3 в части принят судом и производство по административному делу в части требований о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 7 800 рублей, единого налога на доходы физических лиц в размере 490 рублей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в размере 64 рубля прекращено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент предъявления административного иска за административным ответчиком имелась недоимка по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 280 рублей 73 копейки и по пени по единому налогу на вмененный доход составляет 1 рубль 69 копеек.

С представленным административным истцом расчетом пеней суд соглашается, поскольку расчет произведен верно.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В ст. 11 НК РФ приведено понятие недоимки как суммы налога, суммы сбора или суммы страховых взносов, не уплаченных в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в том числе в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Из изложенного следует, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если в соответствующем платежном поручении правильно указаны номер соответствующего счета Федерального казначейства и реквизиты банка получателя. При этом положениями НК РФ, в частности п. 4 ст. 45 НК РФ, не предусмотрено, что неправильное указание КБК и (или) статуса плательщика в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

Код бюджетной классификации и назначение платежа относятся к группам реквизитов, позволяющим определить принадлежность платежа и статус плательщика.

Соответственно, на основании положений п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком или налоговым органом ошибки в указании КБК и (или) назначение платежа в поручении на перечисление налога он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, а налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога.

В ходе рассмотрения дела, со стороны административного ответчика 23 мая 2022 года в адрес суда были представлены чек-ордер от 20 мая 2022 года об уплате единого налога в размере 1 рубль 69 копеек с указанием КБК и чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в размере 280 рублей 73 копейки с указанием КБК . Данные платежи были произведены административным ответчиком после возбуждения производства по административному иску.

Как следует из возражений административного истца на отзыв административного ответчика, данные платежи по мнению административного истца не могут быть приняты в качестве подтверждающих исполнение обязанности по уплате пени, так как в них неправильно указано КБК и назначение платежа.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения закона, а также что номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя в представленных чек-ордерах указаны верно, суммы уплаченных пени соответствуют размеру задолженности, платежи совершены после возбуждения производства административного дела, административный истец в силу прямого предписания закона сам вправе уточнить платеж, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика обязанность по уплате пени, подлежащей взысканию исполнена до вынесения решения суда, а следовательно оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) к Митрофанову Игорю Леонидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья п/п Е.В. Подголов