05RS0№-62
Дело №а-808/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2020 года <адрес>
Хасавюртовский городской суд в составе: председательствующего судьи Корголоева А.М., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «<адрес>» о признании бездействия администрации в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су,
установил:
Прокурор <адрес> в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МО ГО «<адрес>» о признании бездействия администрации в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су.
Помощник прокурора <адрес>ФИО2, в судебном заседании отказался от требований административного истца в части признания бездействия администрации по не организации работы по противодействию незаконной застройки, в остальной части исковые требования административного истца поддержал и просил признать незаконным бездействия администрации МО ГО «<адрес>» в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су.
Представитель административного ответчика – администрации МО ГО «<адрес>» ФИО3 не признал исковые требования прокурора <адрес>, считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с 4.1 ст.8 Водного кодекса РФ - Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, которая устанавливает, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (ч. ч. 3, 4 ст. 7) установил следующие критерии отнесения земельных участков к муниципальной собственности. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Соответственно акватория реки (река) «Ярык-су» находится в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта РФ в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
К числу таких полномочий, которыми субъекты РФ могут наделить органы местного самоуправления, относится решение вопросов: осуществления регионального государственного экологического надзора, в том числе в части регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов: осуществления государственного мониторинга водных объектов; осуществления полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством РФ; создания искусственного земельного участка.
Однако, какими либо законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан указанные полномочия не переданы органу местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, -также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Водный кодекс РФ не относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальный водный контроль. В связи с этим нелегитимно установление муниципального водного контроля на муниципальном же уровне. Например, Постановление Администрации МО ГО «<адрес>» от 27.01.2020г. №п наделяет полномочиями по предупреждению несчастных случаев на водных объектах в летний купальный сезон 2020 года. Если есть такая целесообразность или необходимость, то решение вопроса о наделении органов местного самоуправления контрольно-надзорными полномочиями в области использования и охраны водных объектов возможно двумя путями: введением соответствующей нормы в ВК РФ, либо посредством принятия федеральных и (или) региональных законов о наделении органов местного самоуправления надзорными полномочиями в соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3.
В настоящее время полномочия по охране водных объектов, состоящих в федеральной собственности (а это также и малые реки), осуществляются органами государственной власти как полномочия, переданные Российской Федерацией.
Декларированное взаимодействие органов Росприроднадзора и органов местного самоуправления (п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 400) не имеет четко выраженного содержания - в чем именно такое взаимодействие может состоять. Иные организационные формы взаимодействия с органами государственной власти в законодательстве не закреплены.
По общему правилу (ч. 1 ст. 55 ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений.
В соответствии со ст. 24.3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особо охраняемых природных территориях" -Прибрежными природными комплексами являются территории, прилегающие к водным объектам, отличающиеся высокой природоохранной ценностью, которые создаются для сохранения в естественном состоянии природного ландшафта и поддержания экологического баланса сопредельных территорий, сохранения биологического разнообразия, рационального использования природных ресурсов и организации регламентированной рекреации (ч.1).
Создание прибрежных природных комплексов осуществляется решениями Правительства Республики Дагестан в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 7 статьи 1 настоящего Закона (ч.2)
Управление прибрежными природными комплексами осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в области охраны окружающей среды и создаваемыми им государственными учреждениями (ч.3).
Земли Республики Дагестан в границах прибрежных природных комплексов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление ими, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4).
Правительство Республики Дагестан утверждает границы, режим особой охраны, функциональные зоны и положения о прибрежных природных комплексах (ч.5).
Прокурор в своем исковом заявлении указывает на бездействие администрации МО ГО «<адрес>» по не организации работы по противодействию незаконной застройки, несанкционированной торговли и принятию решений в отношении незаконно размещенных нестационарных орговых объектов и иных временных конструкций в акватории реки «Ярык-су».
Однако, Администрацией МО ГО «<адрес>» за рамки своих полномочий, все же, в течение длительного времени принимались меры по противодействию незаконной застройки, несанкционированной торговли и принятию решений в отношении незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и иных временных контракций в акватории реки «Ярык-су».
Иные доводы прокурора, отмеченные в его исковом заявлении считает не подлежащими удовлетворению судом в силу вышеотмеченного, так как они не относятся к муниципальному контролю и такие полномочия не отнесены федеральными законами и законами субъекта РФ - к полномочиям органов местного самоуправления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В данном случае отказ административного истца от части административного иска заявлен им добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
При таких обстоятельства суд считает возможным принять отказ помощника прокурора <адрес>ФИО2, в судебном заседании от требований административного истца в части признания бездействия администрации по не организации работы по противодействию незаконной застройки, что влечет прекращение производства по делу в указанной части.
Между тем требования прокурора <адрес> в части признания незаконным бездействия администрации МО ГО «<адрес>» в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой города во исполнение п. 21 решения коллегии прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры Республики Дагестан по укреплению законности и правопорядка в первом полугодии 2019 года» проведена проверка законности функционирования на поднадзорной территории оптово-розничных рынков.
По результатам проверки установлено, что на 6 незаконных объектах капитального строительства, расположенных непосредственно в акватории реки «Ярык-су» неустановленными лицами организованы несанкционированные розничные рынки, на которых осуществляется незаконная торговая деятельность посредством установки временных конструкций (павильоны, киоски, палатки и т.д.), организована стоянка автотранспортных средств, а также расположены иные помещения производственного и хозяйственного назначения. В общей сложности на указанных объектах размещены более 300 нестационарных торговых объектов и иных временных конструкций для указанных целей.
Разрешений на строительство зданий и сооружений в акватории реки «Ярык-су» не выдавалось, проектная документация не готовилась, земельный участок под указанные цели физическим и юридическим лицам не предоставлялся, нормы градостроительного, водного и земельного законодательства не соблюдались.
Критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как установлено требованиями п. 26 части 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, а также принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Согласно п. 11 части 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее - приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
По всем указанным объектам капитального строительства, расположенным в акватории реки «Ярык-су», приняты судебные решения об удовлетворении исковых требований о признании их самовольными и принудительному сносу (решения суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№, от 21.12,2011 и 29.03,2012).
Кроме того, прокуратурой города по трем оставшимся объектам капитального строительства, расположенным в акватории реки «Ярык-су», направлены исковые заявления в Хасавюртовский городской суд об их принудительном сносе, которые находятся на стадии рассмотрения.
В соответствии с информацией ГУ МЧС России по РД от ДД.ММ.ГГГГ№, строения, возведенные в акватории реки и размещенные на них временные конструкции, могут препятствовать проходу селевого потока в паводковый период, что повлечет за собой выход воды из своих берегов и затопление близлежащих строений, разрушить их, а также привести к человеческим жертвам.
Таким образом, в результате незаконной торговой деятельности, организованной на указанных объектах капитального строительства, создается угроза жизни и здоровья лиц, осуществляющих незаконную торговую деятельность, а также неопределенного круга лиц, находящихся на указанных объектах.
Кроме того, незаконная торговля в русле реки «Ярык-су» привела к антисанитарии, захламлению мусором всей акватории реки.
Осуществление торговли в акватории реки «Ярык-су» противоречит требованиям федерального законодательства и указанные места не отведены законодателем для этих целей.
Разрешения физическим и юридическим лицам для размещения нестационарных объектов торговой деятельности в акватории реки «Ярык-су» администрацией МО «<адрес>» не выдавались.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением главы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№п утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города, в которую не входят нестационарные торговые объекты, расположенные в акватории реки «Ярык-су».
Однако органами местного самоуправления городского округа до настоящего времени каких-либо действенных мер по прекращению незаконной торговой деятельности в акватории реки «Ярык-су» не принимается, демонтаж самовольно размещенных нестационарных торговых объектов и иных временных конструкций не осуществлен.
Указанные нарушения носят системный характер, торговля в несанкционированных местах продолжается.
Оборудованные на вышеуказанных объектах капитального строительства нестационарные торговые и иные объекты в виде временных конструкций эксплуатируются в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и угрожают жизни и здоровья граждан, осуществляющих торговую деятельность, а также потребителей, посещающих указанные объекты.
Указанные временные конструкции при наличии селевого потока могут являться причиной выхода потока воды из русла, затопления расположенных сооружений, опасности их обрушения с вытекающими последствиями опасности для жизни и здоровья граждан.
Вместе с тем, администрацией МО «<адрес>» в целом, обязанности меры по пресечению несанкционированной торговли, длительное время не принимаются.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, суть которого сводится к тому, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Частью 1 ст. 13 Земельного Кодекса РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (часть 1 ст. 72 ЗК РФ).
Являясь в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией МО «<адрес>» требования вышеуказанных федеральных законов и актов в сфере соблюдения градостроительного, земельного законодательства не выполняются.
Невыполнение администрацией муниципального образования, действий по пресечению несанкционированной торговой деятельности, повлекли за собой установку гражданами многочисленных временных конструкций, возведение строений без соответствующей проектной документации, инженерно-технических изысканий, получения разрешений и положительных заключений экспертиз, без учета экологических, экономических, социальных факторов, что свидетельствует о не соответствии указанных зданий и сооружений требованиям безопасности и их негативном влиянии на облик города.
В соответствии с пунктами 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа и организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом согласно пункту «к» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
Кроме этого, согласно пунктам «н» и «о» вышеуказанной статьи органы местного самоуправления осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
С учетом угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в месте расположения строений и временных конструкций в акватории реки «Ярык-су», которая может повлечь опасность для жизни и здоровья людей, действия по ее предупреждению и устранению влияющих на это факторов, должностными лицами администрации МО «<адрес>» не произведены.
Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа внесено представление с постановкой вопроса устранить нарушения законодательства о торговой деятельности, допускаемых на незаконных торговых точках в акватории реки «Ярык-су».
Однако, проведенной дополнительной проверкой установлено, что отмеченные нарушения до настоящего времени не устранены, несанкционированная торговля в акватории реки «Ярык-су» продолжается, нестационарные торговые объекты и иные временные конструкции не демонтированы, на некоторых участках демонтирована лишь кровля, что позволяет осуществлять незаконную торговую деятельность и дальше.
Приведенные выше факты свидетельствуют о недобросовестном отношении к исполнению своих должностных обязанностей со стороны служащих администрации, в обязанности которых входит решение указанных вопросов.
Обращение прокурора с исковыми требованиями в суд обусловлено необходимостью защиты вышеуказанных прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и государственных интересов в области строительства, соблюдение требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением" Конституции РФ, исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Прекратить производство по административному исковому требованию прокурора <адрес> в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «<адрес>» в части признания бездействия администрации по не организации работы по противодействию незаконной застройки.
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «<адрес>» в части признания бездействия администрации в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации МО ГО «<адрес>» в отношении несанкционированных объектов торговли в акватории реки Ярык-су.
Обязать администрацию МО ГО «<адрес>» обеспечить организацию мероприятий по выявлению и пресечению несанкционированной торговли и принять решение в отношении незаконно размещенных нестационарных торговых объектов и иных временных конструкций в акватории реки Ярык-су.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2020г.
Судья А.М.Корголоев