ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-810/2022 от 11.05.2022 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

дело а-810/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Киселевой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» (далее по тексту АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента») о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

Требования мотивированы тем, что АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не были представлены отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, заявление, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона и информацию о продолжение своей деятельности за 2019 - 2020 годы.

Кроме того, АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интерне» или по предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2019 - 2020 годы.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» являются основанием для ликвидации данного юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.

АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента», а также генеральный директор и учредители данной организации, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела, однако извещения вернулись в связи с истечением срока хранения, что является надлежащим извещением.

Также информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

Таким образом, суд принял все предусмотренные процессуальным законом меры для извещения административного ответчика.

В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который в статье 7 среди организационно-правовых форм общественных объединений выделяет общественные организации, общественные фонды и др.

Статьей 29 названного федерального закона установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, таким органом является Минюст России.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не любые нарушения законодательства Российской Федерации, а лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.

Закон не устанавливает перечень грубых нарушений.

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

Пунктом 3 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу пункта 3.1 названной статьи некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

На основании пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Материалами дела установлено, что 30.11.2018 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области зарегистрирована АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента».

Действительно, как следует из материалов дела, АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» в нарушение пунктов 3, 3.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях не были представлены отчеты о деятельности, персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, заявление, подтверждающие соответствие пункту 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона за 2019 - 2020 годы.

Кроме того, АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» не представила предусмотренные п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не представила средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2019 - 2020 годы.

В адрес АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» дважды (15.07.2021 года и 20.01.2022 года) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области выносились предупреждения о необходимости соблюдения требований Закона о некоммерческих организация.

В связи с не устранением нарушений Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области в отношении АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» и ее генерального директора были составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 08.12.2021 года юридическое лицо - АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента», а также должностное лицо - генеральный директор АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

На момент обращения Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области с административным иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.

Таким образом, допущенные некоммерческой организацией нарушения носят неустранимый характер, и должны быть квалифицированы как неоднократные.

Таким образом, неоднократные нарушения требований Закона о некоммерческих организациях со стороны АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» являются основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.

Учитывая, что доводы административного истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» положениями статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный характер на протяжении длительного периода, в связи с чем суд приходит к выводу о ликвидации АНО «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

При таких обстоятельствах, административные требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента».

Исключить Автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Университет цифровой экономики и инженерного менеджмента» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца.

Судья М.И. Шлейкин